Квалификации налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………3
Понятие и функции налога ……………………………………..5
Классификации налогов………………………………………..12
Классификация налогов по методу установления……..12
Классификация налогов по органу взимания…………..15
Классификация по использованию……………………...19
Классификация по характеру установления налоговых ставок……………………………………………………...21
Классификация по субъекту обложения………………..22
Классификация объекту и источнику обложения……...24
Классификация по способу обложения…………………25
Заключение…………………………………………………………...26
Список используемой литературы………………………………….27

Файлы: 1 файл

к.р. налоги.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………3

  1. Понятие и функции налога ……………………………………..5
  2. Классификации налогов………………………………………..12
    1. Классификация налогов по методу установления……..12
    2. Классификация налогов по органу взимания…………..15
    3. Классификация по использованию……………………...19
    4. Классификация по характеру установления налоговых ставок……………………………………………………...21
    5. Классификация по субъекту обложения………………..22
    6. Классификация объекту и источнику обложения……...24
    7. Классификация по способу обложения…………………25

Заключение…………………………………………………………...26

Список используемой литературы………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

Введение

 

Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. В  каждой стране взимается большое  число разнообразных налогов  и сборов, которые различаются  как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера.

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. Отнесение  того или иного налога к определенному  виду позволяет более четко уяснить  содержание и суть данного налога. Кроме того, при всей многочисленности и разнообразии налогов классификация  позволяет устанавливать их сходства и различия. Особенности отдельных  групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Налоги - основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической  политики государства. Поэтому оно  уделяет особое внимание правовым основам  налогообложения.

В Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан законно платить установленные  налоги и сборы. Законы, устанавливающие  новые налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения  и сборов в Российской Федерации.

Основным законодательным  документом по налогам и сборам в  Российской Федерации является Налоговый  кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений  указанных в Налоговом кодексе  Российской Федерации есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке. Существует также целый перечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации, касающееся вопросов налогообложения, Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другие документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и функции налога

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с  организаций и физических лиц. Исторически  их возникновение относится к  периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.

Государство без налогов  существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов  в условиях частной собственности  и рыночных отношений.

Согласно Налоговому кодексу  РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги и  сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные  НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают  признаки налогов, к которым относятся:

(1) императивно-обязательный  характер;

(2) индивидуальная безвозмездность;

(3) денежная форма;

(4) публичный и нецелевой  характер налогов.

Рассмотрим указанные  признаки подробнее.

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным  взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как  безвозмездные перечисления.

Налоги не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение, всегда носит безвозвратный  характер. Лишь в случае установления налоговых льгот (например, по НДС), переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета  соответствующих денежных средств.

Возникновение и исполнение налоговой обязанности не основано на соглашениях государства с  налогоплательщиком и тем более  не зависит от индивидуального усмотрения последнего. Налоговая обязанность  вытекает непосредственно из закона, диспозитивные элементы здесь сведены  к минимуму. В сфере налогообложения  господствует императивный метод правового  регулирования, предполагающий детальную  юридическую регламентацию поведения  и минимизацию свободы субъектов  самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной  нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называется методом субординации или  властных предписаний. Требования налоговых  органов и налоговые обязательства  налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. "О налогах  не договариваются" - известная аксиома  налогового законодательства. Налоговое  правоотношение носит односторонний  характер, где стержневым юридическим  элементом выступает, с одной  стороны, обязанность налогоплательщика  уплатить законно установленные  налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в  лице налоговых органов требовать  своевременной и полной уплаты налоговых  платежей.

Индивидуально безвозмездный  характер. Уплата налога не порождает  встречной обязанности государства  совершить в пользу данного, персонально  определенного налогоплательщика  конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика  здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. "Налог обязывает  вносить определенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или оказывать влияние на действия государства в будущем". Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора  предполагает встречные действия государства  в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или  парковки автотранспорта, обеспечение  правосудием, совершение регистрационных  или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой  сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том  числе и через суд.

Денежный характер. НК РФ определяет налог как исключительно  денежный платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц. Уплата налогов  производится в наличной или безналичной  форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами  Российской Федерации, а также в  иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной  валюте.

Действующее законодательство не предусматривает какие-либо натуральные  формы уплаты налога.

Налог должен быть уплачен  за счет средств, принадлежащих налогоплательщику  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж носит личный характер.

Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи - безусловный  атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую  часть доходных источников государства  и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит  в финансовом обеспечении реализуемой  государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П отмечается, что в налоговой  обязанности налогоплательщиков "воплощен публичный интерес всех членов общества". Разумеется, некоторая часть налоговых  поступлений идет на содержание государственного аппарата. Однако подавляющее большинство  налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно  в общество. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего третьих лиц - бюджетополучателей. Государство вправе и обязано  принимать меры по регулированию  налоговых правоотношений в целях  защиты прав и законных интересов  не только налогоплательщиков, но и  всех остальных членов общества.

Нецелевой характер налогов  вытекает из закрепленного ст.35 БК РФ принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов: все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета. Доходы бюджета, включая, прежде всего налоговые доходы, не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов (фискальная  функция).

2. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

3. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция).

4. Стимулирующая функция.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части  государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию -- изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития  - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами  - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или распределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ -  наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Информация о работе Квалификации налогов