Государственное регулирование заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 14:02, реферат

Описание работы

Заработная плата является самой важной ценой в экономике – это один из самых главных, а порой и единственный, источник дохода. Так же как и политика доходов регулирование заработной платы имеет свои противоречия и особенности. Например, заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности, условиям труда и самим индивидуумам

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Сущность заработной платы 4
Минимальный размер оплаты труда 8
Системы заработной платы 11
Формы оплаты труда. 16
Начисление заработной платы. 19
Государственное регулирование заработной платы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 60.69 Кб (Скачать файл)

Пособия не исчисляются за работу по совместительству, за дни простоя, за сверхурочное время, за работу в праздничные дни, не учитываются также  единовременные  выплаты. Премии  берутся  в  расчет в среднемесячном размере.

При сдельной оплате труда пособие работникам исчисляется исходя из среднего заработка за 2 последних календарных месяца, предшествующих первому числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность. Средний дневной заработок, кроме оплаты отпуска, определяется путем деления фактически выплаченных сумм в расчетном периоде на количество рабочих дней из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной законодательством.

Государственное регулирование заработной платы

Система государственного регулирования заработной платы на территории страны включает основные принципы:

1. Установление минимального  размера оплаты труда и повышение уровня реального содержания заработной платы.

2. Обеспечение получения  работником заработной платы  в случае прекращения деятельности  работодателя и его неплатежеспособности.

3.    Государственный  надзор и контроль за полной  и своевременной выплатой заработной  платы.

4.    Ограничение  оплаты труда в натуральной  форме.

5.    Регулирование  налогообложения заработной платы  и других видов трудовых доходов.

6.    Обеспечение  соблюдения законодательства в  сфере заработной платы.

Наряду с этим органы государственной власти непосредственно регулируют условия оплаты труда работников бюджетного сектора экономики на основе законов и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, государство осуществляет меры по регулированию заработной платы на двух уровнях:

1. Определяет государственные  гарантии, обеспечивающие взаимодействие  всех работодателей и работников  в целях выработки и согласования  условий оплаты труда.

2. Непосредственно реализует  государственные гарантии, установленные  работникам организаций государственного  сектора экономики, которые финансируются  из бюджетов разных уровней.

Чтобы успешно реализовать эти уровни по регулированию заработной платы необходимо: во-первых, постоянно учитывать тенденции экономического развития страны, результатов проводимых преобразований и предвидеть их последствия, во-вторых, приведение в соответствие с этими тенденциями и преобразованиями условий функционирования организаций государственного сектора, включая его реформирование в организационном, административном, экономическом и других аспектах.

На протяжении всего периода реформирования экономики размеры государственных гарантий в сфере заработной платы были настолько низкими, что их экономический смысл терялся. Правовые нормы не могли быть применены и не применялись.

Сегодня все более очевидной становится потребность в изменении роли государства не только в бюджетном секторе экономики, но и в установлении гарантий по оплате труда в экономике в целом. Совершенно необходимо от государственных гарантий, ничтожных по своему объему, перейти к государственным гарантиям, содержание которых отвечает современному уровню экономического развития страны и ее доходам. При этом речь идет не только о размерах гарантий, но и о формах их реализации. В стране с многоукладной экономикой не могут и дальше сохраняться гарантии в формах, адекватных дорыночной модели экономики.

В соответствие с новыми экономическими отношениями должна быть приведена и модель государственного регулирования отношений по оплате труда в организациях бюджетного сектора.

Федеральные органы управления теперь не являются единственными органами, определяющими отношения по оплате труда в организациях, финансируемых из бюджетов различных уровней. Если раньше органы власти субъектов Федерации лишь в какой-то мере могли дополнять за счет собственных ресурсов нормы по оплате, принятые на федеральном уровне, то теперь они вправе издавать законы и другие нормативные акты, в полном объеме регулирующие отношения по оплате в организациях, отнесенных к их ведению.

Муниципальные образования, в свою очередь, вправе принимать подобные решения применительно к организациям, отнесенным к их ведению и находящимся на их бюджете.

Теперь бюджетники могут сравнивать установленную им государственными органами заработную плату не только с уровнем зарплаты в производственном секторе экономики, но и в параллельно существующем частном секторе предоставления социальных услуг.

Трудовое законодательство охраняет право работников на получение причитающейся им заработной платы, устанавливая правила и сроки ее выплаты, ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы, а также ограничивая возможность и размеры удержаний из заработной платы.

Ст. 136 ТК РФ предусматривает, что при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Все вышеперечисленные сведения должны быть указаны в расчетном листке. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается законом или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в соответствии со ст. 140 ТК РФ должна производиться в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то эти суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требований о расчете.

Заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти. Выдача заработной платы производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов.

Работодатель и уполномоченные им в установленном порядке представители, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствие С ТК РФ и иными федеральными законами. Например, ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за невыплату заработной платы свыше двух месяцев.

В соответствии со ст. 142 ТК РФ в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. При этом не допускается приостановка работы в периоды военного или чрезвычайного положения; в органах и организациях Вооруженных сил РФ, других организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; государственными служащими; в организациях непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств; в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергоснабжение, скорая медицинская помощь и т. д.).

Удержания из заработной платы работника могут производиться только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться в следующих случаях:

1. Для возмещения неотработанного  аванса, выданного работнику в  счет заработной платы.

2. Для погашения неизрасходованного  и своевременно не возвращенного  аванса, выданного в связи со  служебной командировкой или  переводом в другую местность.

3. Для возврата сумм, излишне  выплаченных работнику вследствие  счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом  по рассмотрению индивидуальных  трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ).

4. При увольнении работника  до окончания того рабочего  года, в счет которого он уже  получил ежегодный оплачиваемый  отпуск, за неотработанные дни  отпуска. Удержания за эти дни  не производятся, если работник  увольняется по основаниям, указанным  в пунктах 1, 2, подпункте "а" пункта 3 и пункте 4 статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 ТК РФ.

Работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки или если органом по рассмотрении. Индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое, а также если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Ст. 138 ТК РФ предусматривает, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных законом – 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником, во всяком случае, должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.

Указанные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного работодателем здоровью работника, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов. Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствие с федеральным законодательством не обращается взыскание.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудовой кодекс Российской Федерации старается адаптировать российское законодательство к условиям и нормам Евросоюза и Международной Организации Труда. В целом наше трудовое законодательство соответствует международному.

Однако в отношении размеров заработной платы, пенсий и пособий наше законодательство устанавливает крайне низкие пределы, что влечет серьезные социальные потрясения.

Благоприятная экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации за последние годы создает хорошие условия для повышения заработной платы и других доходов населения. Тем не менее, несмотря на принимаемые правительством меры, сколько-нибудь существенного изменения в данной области не происходит. Абсолютное большинство трудоспособного населения оценивают свои доходы как крайне низкие.

Заработная плата - основной источник и база формирования доходов. Как известно, заработная плата является основным источником доходов населения. Определяя доход и уровень потребления основной части взрослого населения (рабочих и служащих), она служит еще и базой для формирования доходов значительной части неработающего населения (пенсионеров, временно неработающих по причине болезни, безработных) через механизмы социального страхования.

Уровень минимальной заработной платы принимается во внимание при назначении стипендий студентам, определении размеров выделяемой материальной помощи. Уровень минимальных гарантий по заработной плате влияет и на характер отношений работодателя государства. В частности, чем выше минимальная зарплата, тем меньшую долю доходов работодатель будет выдавать работникам в теневой форме и тем большую часть - начислять в открытой форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской  Федерации

2. Конвенция Международной организации труда N 95 1949 г. "Об охране заработной платы".

3. Рекомендация Международной организации труда 1970 года № 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран».

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

6. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1992 года «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».

7. Коршунов Ю.Н., Коршунова  Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий  к Трудовому Кодексу РФ. - "Спарк", 2002 г.

8. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . - "Дело", 2003 г.

9. Регулирование заработной  платы в Российской Федерации: основные принципы. Человек и  труд, №2, 2006 г.

10.Гендлер Г., Ведерникова  Н. Цена труда и заработная  плата. Человек и труд, №7, 2000 г.

 

 


Информация о работе Государственное регулирование заработной платы