Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 15:42, реферат

Описание работы

В России стратегия экономической безопасности введена Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. N 608 "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)". Во исполнение этого Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.96 г. N 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
1.1 Сущность и значение финансового контроля
1.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля.
ГЛАВА 2 . СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.
2.1 Органы государственного финансового контроля
2.2 Органы негосударственного финансового контроля.
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
3.1 Формы финансового контроля. Ревизия - основная форма финансового контроля
3.2 Финансовый мониторинг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

КУРС фин контроль 2012.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания индивидуальных аудиторских услуг. Во многих фирмах существует внутренний аудит для осуществления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности, соблюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых услуг. Внутренний аудит используют и в транснациональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле за соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией о финансовом положении[18]. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.   

Появление ком­мерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области фи­нансового контроля. Если отделения Государственного банка СССР контролировали всю финансовую деятельность закреп­ленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установ­ленного государством порядка ведения расчетно-кассовых опе­раций и валютного законодательства. Вместе с тем необходи­мость поддержания ликвидности требует от банка оценки фи­нансового состояния и кредитоспособности предприятий — по­тенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка — важный элемент управле­ния кредитным риском.

 

 

ГЛАВА 3. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

 

3.1 Формы финансового контроля. Ревизия - основная форма финансового контроля

 

Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под которыми понимаются способы выражения его содержания, внутренняя организация, которые модифицируются с изменением содержания. Одновременно форма активно воздействует на содержание, ускоряя или тормозя его развитие в зависимости от того, насколько она соответствует изменившемуся содержанию.

Таким образом, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля.

Принято различать следующие формы финансового контроля[19]:

- наблюдение;

- обследование;

- проверка;

- анализ;

- ревизия и др.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится в целях установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

В настоящее время единого законодательного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет. Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", постановлениями Правительства РФ об утверждении положений о соответствующих федеральных службах и др.

Ревизия может быть определена как система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется[20]:

1) в содержании;

2) в порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры);

4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;

5) в том, что по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить, в частности:

- Счетная палата РФ;

- Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору;

- контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими полномочиями: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов[21].

- По содержанию ревизии делятся:

1) на документальные;

2) фактические.

Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств.

В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

- По времени осуществления ревизии делятся:

1) на плановые;

2) внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах.

Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере - не реже одного раза в два года.

Внеплановой ревизией является ревизия, не включенная в планы контрольной работы соответствующих органов.

- По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся:

1) на фронтальные;

2) выборочные.

При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.

Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

- По объему деятельности ревизии подразделяются:

1) на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях; в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов;

2) тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица, предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и предусматриваются меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений.

В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела.

Руководитель проверяемой организации должен принять меры по устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

 

3.2 Финансовый мониторинг

 

В результате изменения после 1991 г. социально-экономического строя и вступления России в широкие децентрализованные торгово-экономические, финансовые, банковские, страховые и иные отношения в рамках мирохозяйственной системы настоятельной необходимостью стало развертывание работы по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, с тем чтобы осуществляемая в этом направлении деятельность многих других государств имела бы соответствующий аналог и продолжение на территории РФ[22].

Интернациональный характер мирового бизнеса, различия в налоговом и банковском законодательстве разных стран, широкое распространение наркоторговли, незаконного экспорта и импорта (контрабанды), наконец, последствия разного уровня социально-экономического развития стран требуют согласованной в международном масштабе, единообразной системы мер по защите финансовой системы каждой страны от оборота средств и доходов, полученных преступным путем.

В настоящее время международно-правовая база этой деятельности состоит из Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 2000 г., Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г., ряда иных международных документов, среди которых следует особо выделить рекомендации Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (далее - Вольфсбергские принципы 2000 г.).

В Российской Федерации с 2001 г. действует Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", на основании которого было создано федеральное ведомство по борьбе с отмыванием денег - Комитет по финансовому мониторингу при Минфине России, позднее переименованный в Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ России), именуемую обычно Росфинмониторинг.

Под отмыванием денег понимается легализация доходов, полученных преступным путем, а именно придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами либо иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, ответственность по которым установлена указанными статьями.

Федеральный закон исходит из признания легализацией доходов только деятельности по использованию дохода, полученного в результате преступления - деяния, получившего такую юридическую оценку по приговору суда. Отметим, что существует и более широкое понятие отмывания денег (легализации доходов). К этому выводу приводит систематический анализ Страсбургской конвенции 1990 г., ст. 6 которой допускает осуществление средств борьбы даже и в том случае, когда основное правонарушение не подпадает под уголовную юрисдикцию участника Конвенции или же по основаниям применения того либо иного национального законодательства лицо, виновное в совершении основного правонарушения, не привлекалось к уголовной ответственности.

В двусторонних соглашениях Российской Федерации с другими государствами указано, что стороны сотрудничают в целях предотвращения, выявления, пресечения и раскрытия незаконных финансовых операций и операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем (например, п. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями и финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, 1999 г.

Таким образом, существует как минимум два подхода к пониманию борьбы с отмыванием денег:

1) криминальный, когда целью выступает противодействие легализации доходов, полученных в результате доказанного или презюмируемого преступления;

2) общеправовой, когда любые незаконные финансовые операции, приведшие к обогащению лиц, их совершивших, расследуются в порядке, предусмотренном законодательством о борьбе с отмыванием денег, даже если основное правонарушение не получило оценку как преступление.

Информация о работе Финансовый контроль