Единый социальный налог: правовые аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Файлы: 1 файл

Единый социальный налог правовые аспекты.docx

— 55.89 Кб (Скачать файл)

ЕСН отменен. При этом законодатель, не включив обязательные платежи в систему законодательства о налогах и сборах, попытался создать "законодательство Российской Федерации о страховых взносах". Однако такие действия никак нельзя признать удачными: даже самый беглый взгляд на Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) позволяет увидеть в нем значительное число норм, воспроизводящих те или иные положения налогового законодательства. Кроме того, сам элементный состав страховых взносов (в том числе объект, база, порядок исчисления и уплаты) также говорит об их налоговом происхождении.

В то же время в Закон о страховых взносах не вошел целый ряд норм, предусматривающих гарантии прав для плательщиков. Так, в нем отсутствуют правила, определяющие его действие во времени. Тем самым открываются возможности изменять законодательство о страховых взносах "задним числом". В нем нет нормы, схожей со ст. 3 НК РФ, где закреплены основные начала законодательства о налогах и сборах. Соответственно, плательщикам страховых взносов будет трудно доказать, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов нового законодательства должны толковаться в их пользу.

Несомненно, что важнейшим вопросом для плательщиков страховых взносов является объект обложения. Из содержания ст. 7 Закона о страховых взносах видно, что его определение весьма похоже на дефиницию объекта обложения ЕСН из п. 1 ст. 236 НК РФ. Но именно здесь появляются важные отличия, и дело даже не в том, что в первом случае не делается никаких различий между выплатами, учтенными организациями при исчислении налога на прибыль, и теми, которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по данному налогу. Гораздо важнее представляется формулировка второго предложения ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах, где дополнительно установлено, что объектом обложения для организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом, следуя буквальному тексту этой нормы, основания такой выплаты не имеют значения для ее признания объектом обложения страховыми взносами.

Этот пример показывает, что новое законодательство способно породить на практике целый ряд вопросов, требующих разъяснений со стороны правоприменительных органов, тем более что сам Закон о страховых взносах (точно так же, как и НК РФ) предусматривает, что следование разъяснениям уполномоченных органов освобождает от пени и санкций. Однако и здесь плательщикам взносов следует быть достаточно аккуратными.

 

3.Исчисление и уплата страховых взносов ПФР, ФСС, ФОМС.

С 1 января 2010 года  ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФСС и ФОМС.

В отношении тарифов Закон № 212-ФЗ устанавливает переходные положения. В 2010 году общая величина тарифа страховых взносов равна максимальной ставке ЕСН - 26 процентов (ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в том числе:

  в ПФР – 20%;

  в ФСС России - 2,9%;

  в ФФОМС - 1,1%;

  в ТФОМС – 2%.

А вот с 1 января 2011 года размер тарифов увеличился. В ПФР  нужно перечислять взносы в размере 26 процентов, в ФСС - 2,9 процента, в ФФОМС - 2,1 процента, в ТОМС - 3 процента (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, компаниям придется платить страховые взносы в размере 34 %.

В переходный период с 2011 года по 2014 год предусмотрены льготные тарифы для отдельных категорий плательщиков - для сельхозпроизводителей, и плательщиков единого сельскохозяйственного налога, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и для организаций, использующих труд инвалидов (ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Касательно «упрощенцев» и плательщиков единого налога на вмененный доход, в 2010 году они уплачивали взносы исключительно в ПФР  в размере 14 %. В дальнейшем никакие льготы для них не предусмотрены. С 2011 г. применяется ставка 34 %, как и страхователи, выплачивающие вознаграждения физическим лицам, и применяющие общий режим (ст. 12 Закона № 212-ФЗ).

Не производящие выплаты физическим лицам индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, с 2011 уплачивают не только фиксированные взносы в ПФР, но и взносы в ФОМС  в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (подп. 2 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 212-ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12. Взносы  уплачиваются в ПФР и ФОМС, кроме взносов в ФСС (подп. 2 п. 1 ст. 5, ст. 12, ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Установлена предельная базовая величина выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы не взимаются (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

На 2010 год эта базовая сумма составляла 415 тыс. руб. Она исчислялась нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Перечисление страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС и ТОМС (ч. 1, 8 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При этом взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В течение расчетного (отчетного) периода уплачивается ежемесячный обязательный платеж по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца (ч. 3-5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Плательщики, которые не производят выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный период отдельными платежами в ПФР, ФФОМС и ТОМС не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2-4 ст. 16 Закона № 212-ФЗ). Перечисление авансовых платежей такими плательщиками не предусмотрено.

Взносы в ФСС  будет контролировать сам фонд, а уплату взносов в ФОМС  и ПФР будут проверять специалисты ПФР (ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (он же - расчетный период).

Сроки сдачи расчетов в ФСС останутся без изменений.

В ПФР отчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФР  и в ФОМС  сдается ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом (п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Представление расчетов по итогам календарного года не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик будет четыре раза в год в указанные выше сроки, т. е. до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля по утвержденной форме.

Расчет по начисленным и уплаченным взносам плательщики, не производящие выплат физически лицам, подают в территориальный орган ПФР  до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом по форме, которая утверждается органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

В статье 22 Закона № 167-ФЗ закреплены в таблицах проценты страховых взносов, направляемые на две части тарифа ПФР. В частности, в 2012 и 2013 годах 22 % страховых взносов распределяются в следующем порядке. Для лиц, родившихся до 1967 года:

6 % - солидарная часть взносов;

16 % - индивидуальная часть взносов.

Для тех, кто родился после 1967 года (они имеют право на накопительную часть пенсии):

6 % - солидарная часть взносов;

10 % - индивидуальная часть  взносов;

6 % - накопительная часть взносов.

Одновременно устанавливается дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 10 %. Он будет применяться после превышения годовой зарплатой предельного уровня (с 2012 года - 512 тыс. руб.). До 2012 года с сумм, превышающих лимит, не требовалось платить взносы, то с 2012 года для этих выплат установлен тариф - 10 % в ПФР. Эта регрессия не применяется к выплатам, полученным у другого работодателя. Иными словами, вводится «налог для богатых работников», 10 % является солидарной частью тарифа, которая не будет влиять на размер будущей пенсии ныне работающих, т. е. в накопительную часть работнику ничего не пойдет.

В рамках одобренной правительством пенсионной реформы предлагается сократить обязательный накопительный компонент до 2-х процентов. Предполагается, что каждый гражданин в течение 2013 года сможет выбрать, оставаться ли ему в накопительной системе или перевести свои четыре процента в солидарную часть. Считается, что сокращение накопительного компонента позволит снизить дефицит Пенсионного фонда, который составляет около триллиона рублей.

 

Заключение

Единый социальный налог (ЕСН) заменил совокупность уплачивавшихся ранее обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. ЕСН применялся в целях мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), медицинскую помощь.

Поступления от ЕСН зачислялись по установленным нормативам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

При определении ставок ЕСН в основу был положен регрессивный подход.

Смысл введения налога заключался в упрощении процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей путем сокращения оформляемых плательщиками платежных документов и уменьшения числа органов, осуществляющих контроль за их уплатой.

НК РФ предоставлял налогоплательщику возможность выбора альтернативного варианта исчисления ЕСН:

- если выплаты не отнесены  к расходам, уменьшающим налоговую  базу налога на прибыль, то  единый социальный налог не  начисляется;

- если указанные выплаты  отнесены к расходам, уменьшающим  налоговую базу на прибыль, то  единый социальный налог начисляется.

С 1 января 2010 года страховые взносы в социальные фонды заменили единый социальный налог.

Победила позиция противников совмещения налоговой и пенсионной реформы: ЕСН, не отпраздновав и первого десятка, канул в Лету. Двойственная природа ЕСН, предусматривающего обязанность уплачивать взносы в Пенсионный фонд наравне с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании », заменена страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды неналогового характера.

Как было сказано ранее, администрирование страховых взносов передано от налоговых органов территориальным органам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Указанные органы теперь проверяют отчетность по уплате страховых взносов, осуществляют контроль за их уплатой, проводят камеральные и выездные проверки, взыскивают неуплаченные взносы и пени, а также привлекают к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Для прояснения нового статуса и выведения контроля за правильностью исчисления и уплаты взносов из-под налоговых органов был принят отдельный закон. Такая ситуация соответствует социальной природе страховых взносов, но создает ненужное дублирование одних и тех же норм. Это касается норм, регулирующих права и обязанности плательщиков страховых взносов, исчисления сроков, проведения проверок, порядка взыскания неуплаченных вовремя страховых взносов и привлечения к ответственности.

Указанные нормы просто перенесены из НК РФ и пока совпадают с соответствующими институтами налогового права применительно к уплате налогов. Но Налоговый кодекс меняется довольно часто, и на определенной стадии возможно возникновение коллизии между нормами, регулирующими одни и те же проблемы в НК РФ и в Законе № 212-ФЗ.

Всем известный афоризм «лучшее – враг хорошего», к сожалению, неприменим к законодательству. Нормативные акты должны быть идеальны как с юридико-технической стороны, так и с точки зрения адекватности правовых норм социально-экономическим потребностям общества. Только тогда они не будут вызывать споров между правоприменителями и исполнителями.

 

Список использованной литературы

1. Комментарий к Налоговому Кодексу РФ с постатейными материалами.

2. Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

4. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (утв. приказом МНС РФ от 5 июля 2002 г. N БГ-3-05/344).

5. Мальцев В.А., Налоговое право: учебник для студентов средних   

профессиональных учебных заведений, М.: Издательский центр Академия, 2004г.

6. Еналеева И.Д., Сальников Л.В., Налоговое право России: учебник,

Издательство Юстицинформ, 2006г.                   

Официальный сайт системы «КОНСУЛЬТАНТ+»

7. «Отмена ЕСН: НЕКОТОРЫЕ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» В. Воинов

8. «Плюсы  и минусы отмены ЕСН» О.Н. Ануфриева

9. Электронный источник  WWW.buhgalteria.ru

10. Электронный источник  http://ipipip.ru/

11. Городская общественно-политическая газета «Тагильский рабочий»

№228 от 06.12.2012г.

 

 


Информация о работе Единый социальный налог: правовые аспекты