Анализ налоговой задолженности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности налоговой задолженности и проанализировать порядок взыскания задолженности налоговой службой.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
. дать понятие налоговой обязанности как института налогового права
. охарактеризовать особенности взыскания налоговой недоимки
. рассмотреть объем налоговых задолженностей в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоговая обязанность как институт налогового права 5
1.1 Понятие налоговой обязанности 5
1.2 Надлежащее исполнение налоговой обязанности 13
2. Характеристика взыскания налоговой недоимки 15
2.1 Механизм взыскания налоговой задолженности 15
2.2 Зарубежный опыт взыскания налоговой недоимки 21
3. Анализ налоговой задолженности в РФ 25
Заключение 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (НА).docx

— 52.41 Кб (Скачать файл)

Решение должно быть принято в течение 60 календарных дней после истечения срока исполнения Требования об уплате налога. Взыскание налога и пеней производится путем направления налоговым органом в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств с его счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения налогового органа оно исполняется по мере поступления средств на эти счета.

Инкассовое поручение на перечисление налога в соответствующий бюджет подлежит безусловному исполнению банком. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента. [7]

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности.

. В первую очередь осуществляется  списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление  или выдачу денежных средств  со счета для удовлетворения  требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании  алиментов.

. Во вторую очередь  производится списание по исполнительным  документам, предусматривающим перечисление  или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.

. В третью очередь производится  списание по платежным документам, предусматривающим перечисление  или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, и фонды обязательного медицинского страхования.

. В четвертую очередь  производится списание по платежным  документам, предусматривающим платежи  в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены  в третьей очереди.

. В пятую очередь производится  списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение  других денежных требований.

. В шестую очередь производится  списание по другим платежным  документам в порядке календарной  очередности. [9]

При взыскании налога с организаций налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках. Приостановление операций по счетам налогоплательщика (организации) в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (организации) в банке подлежит безусловному исполнению банком. Ответственность банка за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента установлена статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком

организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

Взыскание недоимок по налогам и пеням с физических лиц равно, как и наложенных на них налоговых санкций за нарушения налогового законодательства, производится в порядке, установленном статьей 48 НК РФ.      Обращение в суд должно быть произведено в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения Требования об уплате налога. [4]

 
2.2 Зарубежный опыт взыскания  налоговой недоимки

 
        С вопросами налоговых неплатежей сталкиваются во всех странах мира. В этой связи практический интерес имеют процедуры принудительного взыскания задолженностей по налогам при их неуплате, используемые в других странах.

Даже в государствах с довольно высоким уровнем налоговой дисциплины вопрос взыскания недоимок достаточно остр. Так, в Японии число лиц, имеющих долги по уплате общенациональных налогов, каждый год составляет примерно 300 тысяч, а суммы недоимок, например, лишь по налогу на потребление достигла в 2012 голу 600 млрд. иен.

В 2013 году в части региональных инспекций этой страны число недоимщиков в расчете на одного налогового инспектора выросло больше чем на 100. В Чехии, согласно данным Министерства финансов данной страны, налоговая задолженность составила на конец мая 2013 года примерно 100 млрд крон.

Все больше масштаб обрисовывается в уклонении от уплаты налогов даже в Германии. По информации последних соцопросов, 80 % взрослого населения думает, что быть честным налогоплательщиком совершенно невыгодно, а 50 % признают, что им нравится «водить государство за нос». По мнению экспертов, в Германии выплачиваются налоги целиком только с половины совокупных доходов. Еще с четверти - казна имеет лишь 60 - 70% причитающихся ей налогов, а предприниматели используют легальные и нелегальные приемы, чтобы минимизировать сумму налога. С оставшейся части доходов налоги не платят совсем. Этого вполне достаточно, чтобы понять, что и в зарубежных странах проблема налоговых задолженностей - верх актуальности.

В налоговом законодательстве зарубежных государств выделяется два главных этапа взыскания: использование налоговыми органами мер по выполнению принудительного взыскания долгов по налогам и сборам и прямое обращение взыскания на имущество налогоплательщика. Принудительным взысканием строится основа права государства как кредитора истребовать с налогоплательщика - должника безусловного выполнения налоговой обязанности. Так, в канадском законодательном Акте, который регулирует подоходное налогообложение, указано, что «все налоги, проценты, пени, издержки и иные суммы, подлежащие уплате согласно данному Акту, являются долговым обязательством в отношении к Ее Величеству и они взыскиваются через Федеральный суд Канады либо любой суд компетентной юрисдикции либо любым иным способом".

К популярным обеспечительным мерам относят конфискацию денежных средств, уплачиваемых в качестве заработной платы, списание средств, имеющихся на банковском счете, арест имущества либо установление запрета на выполнение сделок с ним. Во многих странах эти меры применяют налоговые администрации во внесудебном порядке.

В Беларуси, равно как и в России, налоговые органы имеют право приостановить операции налогоплательщиков по счетам в банках при непредставлении документов, связанных с вычислением и уплатой налогов, а еще и установления фактов сокрытия доходов (прибыли) и прочих объектов налогообложения. Суммы невнесенных в бюджет налогов взыскиваются со счетов недоимщиков по решению органа взыскания при помощи предъявления в обслуживающие их банки инкассового распоряжения на списание.

В Швейцарских условиях налоговые органы имеют все полномочия, носящие чрезвычайный характер. В частности, им разрешено запретить продажу активов либо истребовать уплаты налога в любое время, когда есть сомнения в том, что налоговая обязанность в дальнейшем будет выполнена. Налоговые администрации вправе арестовывать либо ограничивать выезд из страны и самих налогоплательщиков когда они уклоняются от выполнения своих обязанностей. Такое право предоставлено налоговым органам в странах: Великобритания, Канада, Дания, Финляндия, Япония.

В ряде государств к неплательщикам применяют достаточно жесткую систему наказаний. Например, в Китае, когда сумма невыплаченных налогов находится на уровне 10 % от обязательных платежей, но при этом не превышает 10 тыс юаней (около одной тысячи долларов США), виновник может получить штрафные санкции, накладываемые налоговыми органами. При превышении данной суммы либо повторном нарушении к делу подключают органы прокуратуры. В уголовном законодательстве Китая также есть специальная «налоговая» статья, состоящая из десяти частей, которая предусматривает разные сроки лишения свободы с непременной конфискацией имущества. Наказание за неуплату налогов в виде тюремного заключения есть и во Франции.

Необходимо отметить и материально-техническое оснащение налоговых органов разных государств. Так, налоговая служба Франции содержит четыре уровня:

а) центральные

б) национальные

в) региональные службы

г) службы местной компетенции - на уровне департаментов.

Все подразделения службы имеют самую передовую вычислительную технику, позволяющую не только с наибольшей эффективностью рассчитывать и отслеживать корректность уплаты налогов, но также выявлять нарушителей законодательства в сфере налогообложения. Розыском должников по налогам во Франции занято подразделение налоговых расследований и розыска. Данной деятельностью, построенной по территориально-функциональной системе, управляет Национальное управление налоговых расследований. Кроме этого, управление проводит учет всех открытых во Франции банковских счетов (а их больше 170 миллионов), всех юридических лиц и собственников недвижимости.

Общепризнанно высокая эффективность деятельности подразделений налоговых расследований и розыска во Франции объясняется в первую очередь обширными полномочиями, которые предоставлены службе в законодательном порядке. Здесь говорится о безусловном праве иметь в любых государственных, частных и общественных учреждениях и организациях всю информацию, важную для проведения расследования. Нет у налоговых работников из Франции и вопросов с кредитно-банковскими структурами - нужные сведения предоставляют по первому требованию. Быть во Франции работником налоговой службы очень престижно, и недостатка в высококвалифицированных кадрах совершенно нет, поскольку уровень оплаты труда налоговых служащих почти на 20 % выше, нежели в иных государственных учреждениях.

Во многих странах Запада добросовестные налогоплательщики находятся на особом счету. Их поощряют и предоставляют некоторые льготы. Аналогичное есть и у менее развитых стран. Так, в Индонезии каждый год публикуется реестр 200 частных фирм и физических лиц, которые уплатили самый крупный налог.

Таких налогоплательщиков отмечают почетными грамотами, по традиции вручаемых президентом государства. Одновременно виновники торжества обретают и налоговые послабления. Кроме этого, публикация списка добросовестных налогоплательщиков создает для них хорошую рекламу, способствуя росту их авторитета. [3]

Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том факте, что общепринятые меры по взысканию задолженностей налогов, используемые во многих странах мира, также используют и в нашей стране. Особым интересом пользуется создание информационной базы для учета должников по выплате налогов.

 
3. Анализ налоговой задолженности  в РФ

 
         Смыслом и главной характеристикой налоговой системы является «доставка» средств в бюджет, поэтому рассмотрение российской системы налогов естественно начать с налоговых платежей. В этом отношении показатели за 2010-2012 гг. выглядят весьма убедительно; доходы консолидированного бюджета увеличились в 2,9 рала, а контролируемые налоговыми органами (МНС) доходы - и 2,7 раза (табл. 1.1). Если говорить о налоговой нагрузке в целом, то можно видеть последовательное увеличение бремени налогов в последние годы.

Явный рост налогового бремени происходит на фоне экономического роста. Парадоксальность этой ситуации состоит еще и в том, что повышение налоговой нагрузки идет вопреки реальным шагам по снижению налогов.

Классическая либеральная схема взаимосвязи налогов и экономики выглядит так: снижение налогов активизация производства - увеличение налоговой базы - рост налоговых платежей. В этой схеме, столь популяризуемой некоторыми идеологами реформ, нет и не может быть места повышению налогового бремени, тогда как именно это повышение мы сегодня и наблюдаем.

Общая налоговая нагрузка учитывает налоги на внешнеэкономическую деятельность, и они по величине могут быть значительными. К примеру, их доля в ВВП составляла в 2008 г. - 1,8%, тогда как в 2011 г. -4,3%. Такие колебания говорят об осторожности, с какой следует оперировать общим показателем налогового бремени, ибо за счет исключительно конъюнктурных факторов (движение мировых цен на сырье) показатель налогового бремени может значительно колебаться. Но можно ли такое колебание назвать колебанием нагрузки на экономику? Повышение общего бремени за счет внешнеторговых факторов может вовсе не свидетельствовать об ужесточении налогового режима в стране. Более того, рост цен на сырье влечет активизацию производства сырьевых отраслей. Рост налогов при этом является, в основном, следствием роста производства.

Еще один методологический момент прямо связан с задачами государства в инвестиционной сфере: налоговая нагрузка должна учитывать вложения государства в производство и понижаться на их величину.

Практический нюанс состоит в том, что налоговое бремя в России вполне среднего уровня, однако остается актуальным вопрос о его распределении; здесь мы остановимся на двух его аспектах - отраслевом распределении бремени и льготах.

Анализ налоговой нагрузки основных отраслей экономики за 2009-2012г., рассчитанной как отношение суммы поступивших налоговых платежей к валовой добавленной стоимости, показывает ее неравномерность. Основная тяжесть налогов лежит па производственных отраслях (за исключением сельского хозяйства). Это обусловлено самим характером их деятельности, представляющей меньше возможностей для легального и нелегального ухода от налогов.

Информация о работе Анализ налоговой задолженности в РФ