Анализ механизма исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты в Российской Федерации на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение системы налогообложения акцизов на нефтепродукты, а так же проблем их исчисления и взимания в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;
- исследовать основные элементы акциза и определяющие их нормы налогового закона;
- выделить особенности механизма исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоритические аспекты акцизного налогообложения
1.1. История возникновения и развития акциз на нефтепродукты в Российской Федерации …………………………………………………....5
1.2. Акцизы: основные понятия и определение элементов налогообложения ………………………………………………………….7
1.3. Основные характеристики элементов акцизов на нефтепродукты.14
2. Анализ механизма исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты в Российской Федерации на современном этапе
2.1. Порядок исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты, динамика роста налоговых ставок на нефтепродукты в период с 2009-2013гг…………………………………………………………………..…19
2.2. Анализ доходов от поступлений акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет за 2013-2014гг. …..…………………………….27
3. Перспективы развития действующего механизма исчисления и уплаты акцизов
3.1 Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов……….………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы…………………………………………38

Файлы: 1 файл

Акцизы на нефтепродукты Курсовая, Налоги.docx

— 100.07 Кб (Скачать файл)

Акциз по нефтепродуктам должен уплачиваться равными долями в два срока:

- первый раз - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным;

- второй раз - не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

Согласно п. 4 ст. 204 НК РФ уплата акциза должна осуществляться по месту  производства подакцизных нефтепродуктов. Налоговые декларации по акцизам должны представляться в налоговую инспекцию не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.[1]

Суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что акцизы на нефтепродукты в России играют роль платежа за пользование автодорогами и нет стопроцентного соответствия круга плательщиков этих акцизов кругу пользователей автодорог.

Например, моторные масла  для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей подлежат налогообложению  акцизами независимо от того, где эти  двигатели установлены и в  какой сфере деятельности применяются (на автомобильном транспорте, речных или морских судах, на буровой  технике или для обогрева жилых  помещений и т.д.). Кроме того, отнесение  к подакцизным товарам прямогонного бензина не обусловлено необходимостью привлечения средств для функционирования дорожного хозяйства.

Размер ставок акциза на разные виды нефтепродуктов определяется исходя из стоимости одной тонны каждого вида товара и находится в прямой зависимости от вида товара. При этом однако в нашей стране не учитывается такой принцип определения налоговых ставок, характерный для экономически развитых стран, как налогообложение менее экологически опасных нефтепродуктов по меньшим ставкам. Так же на размер ставок акцизов может повлиять отмена транспортного налога. Теперь необходимо рассмотреть порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты, о котором речь пойдет в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Анализ механизма исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты в Российской Федерации на современном этапе.

2.1. Порядок исчисления  и взимания акцизов на нефтепродукты, динамика роста налоговых ставок на нефтепродукты в период с 2009-2013гг.

С 1 января 2011 года вступили в силу существенные поправки, внесенные в главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации. В результате изменен порядок исчисления и уплаты акцизов, а их ставки возросли практически по всем видам подакцизных товаров.

При совершении операций с  подакцизными нефтепродуктами применяется следующий порядок:

1) при реализации нефтепродуктов  сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в расчетных документах и счетах-фактурах не выделяется;

2) при передаче нефтепродуктов  лицам, не имеющим свидетельства,  сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком предъявляется к оплате собственнику давальческого сырья и материалов. В расчетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой. [13, c. 137]

При совершении операций с  подакцизными нефтепродуктами сумма  акциза учитывается в следующем  порядке:

1) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям включается в стоимость подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

2) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям включается собственником нефтепродуктов в стоимость подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

3) сумма акциза, исчисленная  налогоплательщиком по операциям  в случае передачи подакцизных  нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство,  в стоимость передаваемых подакцизных  нефтепродуктов не включается. Сумма  акциза, исчисленная налогоплательщиком  по операциям в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. [16]

Налогоплательщик имеет  право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат:

1. суммы акциза, начисленные налогоплательщиком при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении;

2. суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельство, при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации. [1]

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения  определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает. Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов  превышает сумму акциза, исчисленную  по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью, реализованным (переданным) в отчетном налоговом периоде, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Указанные суммы направляются в отчетном налоговом периоде  и в течение трех налоговых  периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или  сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением подакцизных  товаров через таможенную границу  РФ на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. [8, c. 289]

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Уплата акциза при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в отношении нефтепродуктов производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом:

- имеющие только свидетельство  на оптовую реализацию, уплачивают  акциз не позднее 25-го числа  2-го месяца, следующего за истекшим  налоговым периодом;

- имеющие только свидетельство  на розничную реализацию, уплачивают  акциз не позднее 10-го числа  месяца, следующего за истекшим  налоговым периодом. [19]

Сумма акциза по каждому  виду подакцизных товаров (в том  числе при ввозе на территорию РФ) исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей  налоговой ставки (ст. 194 НК РФ) (Формула 1):

 

А =  НБ х Ст,                            (1)

 
где А — сумма акциза;

НБ — налоговая база (объем реализованной или переданной продукции) в натуральном выражении;

Ст — ставка акциза (в руб. и коп. за 1 т). [ 20]

Помимо внесения в Налоговый  кодекс изменений по исчислению и  уплате акцизов на нефтепродукты, с 1 января 2011 года с целью стимулирования повышения качества нефтепродуктов введена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок по мере повышения класса указанных нефтепродуктов.

Так же в 2011 году было принято  решение возродить дорожные фонды. Определено, что Федеральный дорожный фонд формируется в составе федерального бюджета. Его базовый объем на 2011 год установлен в размере 254,1 млрд. рублей. В дальнейшем объем бюджетных ассигнований фонда стал не менее установленного "базового" и корректируется с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Пополнение фонда планируется за счет доходов, в частности, от:

- уплаты акцизов на  нефтепродукты, подлежащих зачислению  в федеральный бюджет;

- использования имущества,  входящего в состав автодорог  общего пользования; 

- сборов за проезд иностранных  автомобилей по автомобильным дорогам на территории РФ и т.д. [15]

Решения о создании дорожных фондов субъектов РФ было принято региональными законами о бюджете с 1 января 2012 года. Формирование фондов осуществляется за счет поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты, транспортного налога и иных поступлений.

Рассмотрим динамику повышения  ставок акцизов на нефтепродукты в период с 2010 года по 2013 год включительно. Возьмем три категории нефтепродуктов, ставки акцизов на нефтепродукты установлены в рублях за одну тонну:

- прямогонный бензин (см. рисунок 1);

- моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей (см. рисунок 2);

- автомобильный бензин класса 3 (см. рисунок 3).

Рисунок 1 – Динамика повышения  цен на прямогонный бензин, в рублях за 1 тонну за 2009 - 2013г.г.

Из данной диаграммы видно, что увеличение цен на прямогонный  бензин в период с 2009-2013гг. значительное, почти в 2 раза, т.е. на 51,2 %. Небольшой скачок цен наблюдается лишь в 2011году.  По сравнению с 2010 годом цена за тонну прямогонного бензина увеличилась на 390 рублей (в основном увеличение цены колеблется в пределах от 500 до 1000 рублей за тонну). 

 

Рисунок 2 - Динамика повышения  цен на моторные масла для дизельных  и карбюраторных двигателей, в  рублях за 1 тонну за 2009 - 2013г.г.

 

Что касается моторных масел, то здесь происходит увеличение цены в среднем на 350 рублей в период с 2009-2013гг. Следует заметить, что ставки акцизов на нефтепродукты действовали в неизменном виде с 2005г. по 2009г. Поэтому цены за 1 тонну моторного масла в 2009 и 2010гг. равны. Средняя цена на моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей за 5 лет равна 3 329 рублей.

 

Рисунок 3 - Динамика повышения  цен автомобильный бензин класса 3, в рублях за 1 тонну за 2009 - 2013г.г.

 

Согласно данным диаграммы, можно заметить, что существенное изменение цены на автомобильный бензин класса 3 было в 2011 году и составило 600 рублей по сравнению с 2010 годом. А в 2012-2013гг. среднее изменение цены за тонну составило 350 рублей. Однако, если рассматривать весь период с 2009-2013гг., то здесь увеличение произошло на 1303, что является значительным ростом.

С 2011года система исчисления акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо была построена по принципу убывающей шкалы ставок по мере повышения их качества (классов), предусмотренных Техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 N 118.

Таким образом, рассмотрев порядок  исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты, а так же проанализировав изменения цены основных видов нефтепродуктов в период с 2009-2013гг., можно быть уверенным, что на этом увеличение цен на нефтепродукты не заканчивается. Согласно одобренным планам правительства, дорожный фонд был создан, акцизы повышены, а транспортный налог уменьшен. Дорожный фонд  аккумулирует средства на содержание и строительство дорог. Объем средств, выделенных в бюджете на дороги, ежегодно  увеличивается на сумму акцизов на горюче-смазочные материалы.

При этом ставка акциза на нефтепродукты  в 2011-2013 гг. ежегодно повышалась на рубль. По данным Минтранса, на внутреннем рынке в год реализуется более 80 млрд литров топлива, и в 2011 году от повышения акцизов получены 83 млрд. рублей, в 2012 - уже 174 млрд, в 2013-м - 279 млрд. С учетом этих поступлений в дорожном фонде уже в 2011 году было 377 млрд рублей, затем его объем снизился до 348 млрд, а в 2013 году вырос до 408 млрд. Поступления от повышения акцизов федеральный дорожный фонд и бюджеты субъектов РФ делятся между собой.  Регионам достается несколько больше, чем центру, поскольку они теряют часть сборов от транспортного налога. В следующем году региональные дорожные фонды получат 34 млрд. руб. из дополнительных доходов от повышения акцизов, в 2015 году эта сумма вырастет до 279 млрд. руб., пообещал Кудрин.

2.2. Анализ доходов от поступлений акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет за 2013-2014гг.

Прогноз поступления акцизов  на 2014 год рассчитан исходя из прогнозируемых объемов реализации подакцизных товаров, ставок акцизов, установленных в главе 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, вступивших в силу с 1 января 2011 года, а также изменений бюджетного законодательства в части установления в 2011 году норматива зачисления в федеральный бюджет доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин, масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в размере 30 процентов. [19]

Поступление акцизов на нефтепродукты  в федеральный бюджет прогнозируется в сумме 84 313,1 млн. рублей (0,17% к ВВП), в том числе на автомобильный  бензин – 56 553,6 млн. рублей, дизельное  топливо – 23 109,9 млн. рублей, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 758,7 млн. рублей, прямогонный бензин – 3 890,9 млн. рублей.

Расчет поступления акцизов  на нефтепродукты произведен на основе прогнозных показателей объемов  реализации этой продукции на 2014 год, уменьшенных на объемы экспорта и реализации прямогонного бензина в нефтехимическую отрасль, освобожденных от налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, и ставок акциза, установленных главой 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, вступивших в силу с 1 января 2011 года.

Информация о работе Анализ механизма исчисления и взимания акцизов на нефтепродукты в Российской Федерации на современном этапе