Защита прав местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение различных форм гарантий и правовой защиты местного самоуправления.
Для достижения указанной цели в ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:
- раскрыть содержание основных понятий, используемых в правовом институте гарантий местного самоуправления;
- дать характеристику видам гарантий прав местного самоуправления;
- проанализировать теорию защиты прав местного самоуправления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
1. Понятие и сущность гарантий местного самоуправления……………...
5
2. Виды гарантий местного самоуправления……………………………….
8
3. Защита прав местного самоуправления………………………………….
21
Заключение……………………………………………………………………
32
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………

3

1. Понятие и сущность гарантий  местного самоуправления……………...

5

2. Виды гарантий местного самоуправления……………………………….

8

3. Защита прав местного самоуправления………………………………….

21

Заключение……………………………………………………………………

32

Список использованной литературы………………………………………..

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность проблемы гарантии и защиты местного самоуправления на сегодняшний день достигла своего апогея. Это в первую очередь связано с тем, что появилось огромное множество проблем, связанных с правовой защитой местного самоуправления. Речь идёт в первую очередь о проблемах законодательного характера. В то же время демократические преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, обусловили заметное ускорение процесса создания управленческих институтов и механизмов их правовой защиты. Местное самоуправление как непосредственная власть народа, выраженная системной целостностью добровольного волеизъявления и практической реализации власти в ее структуре, полномочиях и компетенции, есть базовая основа конституционного строя Российской Федерации.

Важнейшим элементом права на осуществление местного самоуправления являются гарантии его реализации и защиты, без которых оно остается декларируемым и неспособным быть реализованным в действительности. Однако права местного самоуправления не могут обеспечиваться каким-либо одним видом гарантий, а требуют наличия сложной многоуровневой системы гарантий.

Проблема защиты прав местного самоуправления не является абсолютно новой для отечественной науки муниципального права. Однако, несмотря на актуальность этой проблемы в условиях развития института местного самоуправления в России, ее научная разработка носила в своей основе фрагментарный характер и осуществлялась, как правило, в связи с исследованием более общих проблем местного самоуправления и только последние десять лет политологи со всей серьёзностью обратились к изучению данной проблемы.

Целью данной курсовой работы является изучение различных форм гарантий и правовой защиты местного самоуправления.

Для достижения указанной цели в ходе исследования предполагалось решить следующие задачи:

- раскрыть содержание основных  понятий, используемых в правовом  институте гарантий местного  самоуправления;

- дать характеристику видам  гарантий прав местного самоуправления;

- проанализировать теорию защиты  прав местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГАРАНТИЙ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

Гарантия в переводе с французского garantir означает «обеспечивать». Толковый словарь русского языка трактует гарантию как ручательство, порука, в чем-нибудь, обеспечение1. Нельзя сказать, что в современных научных и иных источниках гарантиям местного самоуправления не уделялось внимания. Наоборот они довольно широко освещались учеными-государствоведами (Авсеенко В.И., Бабун Р.В., Бондарь Н.С., Бочаров С.Н., Кудин В.А., Кутафин O.E., Прудников A.C., Симонов A.M., Пылин В.В., Фадеев В.И., Шугрина Е.С. и др.) в различных изданиях. Однако глубокого системного анализа реального положения дел с обеспечением прав местного самоуправления не проводилось. Фактически освещения сводились к комментированию конституционных положений и действующего в то время законодательства.

Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного  осуществления задач и  функций  местного  самоуправления  является  гарантированность  его прав.

В современной литературе встречаются различные определения гарантий прав местного самоуправления. Некоторые авторы считают, что гарантии местного самоуправления – это условия и средства, позволяющие обеспечить реализацию и эффективную правовую защиту прав местного самоуправления. По мнению Фадеева В.И., система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Это мнение разделяет и Шугрина Е.С. Они говорят о гарантиях, как о реально существующих и  действующих  явлениях реальной жизни,  которые,  так  или  иначе, стимулируют  развитие  местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности  его органов, создают реальные возможности для наиболее полной  реализации  норм, устанавливающих компетенцию органов  местного самоуправления.

Группа авторов во главе с профессором Бондарем Н.С. полагает, что гарантии местного самоуправления представляют собой систему средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности реализации гражданами их прав на местное самоуправление. Одновременно это также своеобразный механизм ограничения государственной власти, которая всегда стремиться к усилению своего влияния на местном уровне, включая сферу местного самоуправления.

В научных работах, посвященных конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления гарантии представлены как система средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности реализаций гражданами их прав на местное самоуправление.

Ткачева H.A., говоря о гарантиях основ конституционного строя, определяет их как организационно-правовые условия и средства, которые обеспечивают реальность, социальную исполнимость предписаний, содержащихся в нормах этого института, а также их охрану и защиту в случае нарушения.

Постовой  Н.В.  говорит  лишь  о  классификации  гарантий,   выделяя экономические,  организационные  и  правовые.  Он  указывает  на   источники закрепления  гарантий:  Конституцию  РФ,  федеральные  законы,   законы   субъектов   РФ,   уставы муниципальных образований и иные нормативно-правовые акты органов   местного самоуправления.

Профессор Говорилин указывает на то, что согласно  законодательству, гарантии  определяются  и  обеспечиваются  государством.   Он   поддерживает традиционную классификацию на общие и специальные  (правовые)  гарантии,  но рассматривает  их по  иному  основанию – с точки   зрения   субъектов гарантированности: гарантии населения муниципального  образования,  гарантии прав отдельных граждан, гарантии прав органов  и  должностных  лиц  местного самоуправления.  Фактически   в   муниципальном  праве   это   единственная классификация, проведенная не по предметному, а субъектному принципу.

Как видим в научных изданиях имеет место тенденция использовать понятие гарантий более широко. Фадеев В.И. к общим принципам местного самоуправления относит и государственную гарантию местного самоуправления. Общие принципы местного самоуправления – это закрепляемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований. Указанная позиция соответствует статье 12 Конституции Российской Федерации, где говориться, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Сходной позиции придерживается и Шеремет К.Ф. По данным им определению, «общие принципы организации местного самоуправления составляют «правовой каркас» демократической конституции местного самоуправления, основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают».

Таким образом, в муниципальном  праве  сложились  различные  понимания гарантий местного самоуправления:

1. Гарантии понимаются  как реально существующие условия  и средства,  обеспечивающие реализацию местного самоуправления.

2. Как  совокупность  правовых  норм,  гарантирующих  осуществление            местного самоуправления.

3. Гарантии местного самоуправления  рассматриваются в  первых  двух            смыслах сообща, это точка зрения большинства.

2. ВИДЫ ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

В научной и учебной литературе сложилось несколько точек зрения на классификацию видов гарантий местного самоуправления. Например, Кутафин О.Е., Фадеев В.И. и некоторые другие известные ученые к общим гарантиям относят: экономические, политические, духовные и специальные (собственно юридические) гарантии. Последние подразделяют на гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления и гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления.

Группа ученых Прудников А.С., Кудин В.А., Лимонов A.M. и др. перечень общих гарантий политических, экономических, культурно-идеологических (духовных) дополняют организационными гарантиями. К юридическим гарантиям они относят правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления; институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; порядок рассмотрения обращения органов местного самоуправления; судебную защиту прав местного самоуправления и др. (т.е. полный перечень не приводят).

Предложенный другой группой ученых-государствоведов (Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др.), перечень общих гарантий местного самоуправления совпадает с позицией Кутафина О.Е. и Фадеева В.И.. Обе группы ученых делят общие гарантии на экономические, политические, социальные и духовные. Что касается юридических гарантий, то коллективом авторов во главе с профессором Бондарем Н.С. предложено считать таковыми конкретные требования, адресованные всем возможным субъектам муниципально-правовых отношений, в том числе:

1. Запрет на ограничение прав  местного самоуправления;

2. Обязательность рассмотрения  обращения органов и должностных  лиц местного самоуправления  органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями;

3. Государственная защита юридической силы актов местного самоуправления;

4. Судебная защита местного самоуправления;

5. Прокурорский надзор, другие средства  защиты местного самоуправления  внесудебными органами государственной власти.

Кроме того, вышеуказанные авторы выделяют более частные юридические гарантии местного самоуправления: организационные гарантии (самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления, организационное обособление местного самоуправления от органов государственной власти и т.д.); финансово-экономические гарантии (право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, обеспечение муниципальной собственностью, необходимой для решения вопросов местного значения, обеспечение минимального местного бюджета и т.п.).

В отличие от названных выше ученых, Постовой Н.В. подходит к классификации гарантии местного самоуправления упрощенно. Он считает, что все гарантии можно разделить лишь на экономические, организационные и правовые. Пылин В.В. общие гарантии местного самоуправления вообще не рассматривает, уделив особое внимание только правовым гарантиям, он не разделяет их на виды. Ковешников Е.М. к общим гарантиям местного самоуправления относит достигнутый уровень развития страны, т.е. те экономические, политические, социальные, духовные отношения, которые сложились в обществе. Специальные юридические гарантии он, также, как и Пылин В.В., не разделяет на виды.

Таким образом, в муниципальном праве сложились различные понимания гарантий местного самоуправления и их классификации. И все же большинство ученых считают, что все гарантии делятся на две большие группы: общие и специальные юридические (Рис.1). Критерием общих гарантий местного самоуправления являются сферы жизнедеятельности. Юридические гарантии также подразделяются на виды, при этом критерии их классификации, как показало исследование, самые разные: различные по предмету регулирования: нормы-принципы, конкретная правовая норма, совокупность норм, правовые институты, требования, факторы и другие средства.

Гарантии положения (статуса) могут носить формальный характер и редко использоваться, гарантии реализации – это реальность повседневной жизни, гарантии охраны и защиты – это не просто реальность, а реальность в определенных условиях (противодействие, воспрепятствование). Учитывая это, можно подразделить гарантии местного самоуправления на формальные и реальные. Конечно же, все виды гарантий взаимосвязаны, их подразделение необходимо для того, чтобы выделить воздействие и собственное правовое регулирование каждого из них.

По обновленному закону о местном самоуправлении произошли некоторые изменения в структуре органов местного самоуправления. Появились: местная администрация, контрольный орган муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования, следовательно, гарантии по субъектному критерию можно детализировать по видам органов местного самоуправления.

Информация о работе Защита прав местного самоуправления