Законодательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 01:26, контрольная работа

Описание работы

В большинстве стран законодательная власть осуществляется парламентом — общенациональным представительным выборным коллегиальным органом, работающим на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей. В некоторых странах, прежде всего, социалистических, законодательную власть осуществляют органы непарламентского (советского) типа, хотя называются они в разных странах по-разному — эпизодически действующие органы, которым формально принадлежит вся полнота государственной власти. На деле же они почти никакой властью не обладают. Классический парламент функционирует в условиях многопартийной системы при наличии в нем партийных фракций, в том числе оппозиционных.

Содержание работы

1. Законодательный процесс: понятие, стадии.
2. Особенности принятия конституционных и органических законов.
3. Особенности принятия законов о бюджете.
4. Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров.

Файлы: 1 файл

КПЗС.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, несмотря на то, что процедура  рассмотрения бюджета в конгрессе  скрупулезно разработана и, казалось бы, прекрасно приспособлена к выработке рациональной бюджетной политики, она имеет ряд изъянов.

Во-первых, несмотря на четко оговоренные  сроки принятия бюджетных резолюций, конгресс практически не соблюдает их, затягивая процесс до начала нового финансового года, а нередко и дольше. Так, в частности, произошло в прошлом году при принятии проекта федерального бюджета на текущий, 1998 фин.г.

Затяжной характер рассмотрения проекта  бюджета в конгрессе и по сей  день остается уязвимым местом бюджетного процесса в США.

Во-вторых, бюджетное планирование осуществляется лишь в рамках одного года, что становится наиболее уязвимым местом в период проведения перспективной  перестройки системы национальных приоритетов, как это имело место в середине 90-х годов, да и в настоящее время при обсуждении проекта федерального бюджета на 1999 фин.г.

Согласно ст. 47 Конституции Франции,  прохождение финансовых  законопроектов имеет  свои  особенности.  Проект  вносится  в  Национальное  собрание  не позднее третьего вторника октября, и  оно должно провести  первое  чтение  в 40-дневный срок. Сенату  дается на первое чтение 20 дней. Если  Национальное собрание  в указанный срок не приняло проекта,  Правительство с возможным учетом поправок Национального собрания передает  его  в   Сенат,  который  в этом случае  должен  высказаться  в  течение   15  дней.  Затем  применяется процедура ст. 45 Конституции. Если  Парламент не принял закон  за  70  дней, положения проекта  могут быть введены в действие ордонансом Президента. Если Правительство не внесло в Парламент проект бюджета  своевременно, то оно срочно испрашивает у Парламента  разрешение  на  взимание  налогов и открывает декретом кредиты согласно принятым частям бюджета9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности порядка ратификации и денонсации международных

договоров.

 

 

Право ратификации и денонсации международных договоров предоставлено, как правило, парламентам. При этом в одних странах это относится  ко всем договорам (США, Япония), в других - к наиболее важным (Франция, Италия, ФРГ, Венгрия).

Ратификация - это утверждение высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу. И, напротив, денонсация - в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора. В настоящее время в мировом сообществе утвердился принцип примата международного права. Это означает, что международные договоры, ратифицированные и опубликованные, в большинстве стран являются частью внутреннего права. Однако ратификация (как и денонсация) одновременно является институтом внутреннего права, так как только оно определяет, какие органы государств уполномочены ратифицировать договоры. Как правило, такими органами являются главы государств и парламенты.

Для оценки роли парламентов в данной области важен также вопрос о том, может ли парламент влиять на содержание договора. Так, регламент Национального собрания Франции не разрешает голосования, но отдельным статьям договора и внесения в него поправок, оно может лишь одобрить или отклонить законопроект о ратификации. Аналогичные ограничения имеются и в других странах. В США, напротив, Сенат в резолюции о ратификации может вносить любые поправки и дополнения к отдельным статьям международного договора.

От ратификации следует отличать "дачу согласия" — форму, закрепленную в конституциях Италии, Испании, Дании. Она может быть предварительной (дача согласия на заключение соглашения) и последующей (одобрение уже заключенного соглашения).

   По статистике, примерно  две трети договоров, как правило, проходят стадию ратификации. Этим определяется важность института ратификации для международного права.

В условиях современной правовой государственности  ратификация представляет собой одну из составных частей механизма сдержек и противовесов – у исполнительной власти сосредоточились полномочия на заключение международных договоров, в то время как законодательная власть получила право контроля за деятельностью исполнительной власти, включая контроль за заключением международных договоров. Поэтому институт ратификации стал рассматриваться как мера контроля законодательной власти за властью исполнительной.

Ратификация международного договора – это окончательное его утверждение высшим органом государства (обычно его главой). Она воплощается в двух различных актах: международном (ратификационной грамоте) и внутригосударственном нормативном акте (законе, указе и т.п.), которые соответствуют двум функциям ратификации: международной и внутригосударственной10.

В Конституцию США 1787 года было включено положение, что президент «имеет право с совета и согласия сената заключать договоры при условии одобрения 2/3 присутствующих сенаторов» (ст.II, разд. 2, п. 2). Во французских конституциях периода буржуазной революции действительность ратификации также была обусловлена согласием парламента[xxi].

В различных государствах процедура  ратификации и парламентского одобрения не одинакова. Различен и перечень договоров, которые нуждаются для их ратификации в одобрении парламента. Установление всего этого является внутренним делом каждого государства, определяется внутренним его правом. Международное право не устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации и одобрению.

    В большинстве государств  в парламентском одобрении нуждаются:

     > договоры, требующие  изменения законов государства (Австрия, Бирма,        Греция, Дания, Италия, Норвегия, Таиланд, Финляндия, Франция, ФРГ и др.);

     > мирные договоры. (Гаити, Иордания, Финляндия, Франция  и др.);

     > договоры о принятии  финансовых обязательств (Бельгия,  Бирма, Гватемала, Греция, Иордания, Ирландия, Италия, Ливан, Нидерланды, Франция и др.);

     > торговые договоры (Бельгия, Греция, Иордания, Ливан,  Франция и др.);

     > договоры цессии  государственной территории или  ее изменения (Дания, Иордания, Исландия, Италия, Таиланд, Франция и др.) и т.п. ;

     > ряд других договоров,  например, союзные (Греция, Иордания  и др.), договоры о международных организациях (Греция, Франция), об экономическом сотрудничестве (Греция), о международном судебном или арбитражном разбирательстве (Гватемала, Италия), о создании военных баз или о проходе иностранных войск через государственную территорию (Гватемала) и т.д.

В практике государств встречаются  два вида условной ратификации:

    1. ратификация, данная  под отлагательным условием, что она вступит в силу после ратификации договора рядом других государств. Некоторые конвенции о труде ратифицированы рядом государств под таким условием: конвенция 1927 года об импортных и экспортных ограничениях и запретах, конвенция 1931 года об унификации дорожных знаков (в последней это прямо предусматривалось в ст.10);

    2. ратификация под отменительным  условием — более редкая форма  условной ратификации. Примером может служить ратификация США Договора обограничении и сокращении морских вооружений от 22 апреля 1930 г. В ратификационной грамоте США говорилось, что они ратифицируют договор «на условиях, изложенных в решениях сената», а именно при условии, что в нем нет никаких секретных дел, документов или соглашений, которые могли бы изменить содержание договора[xxiii].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М, 2006.
  2.    Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2007.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х т. Т. 1-2. Часть общая: Учебник Отв. ред. Б.А. Страшун М.: БЕК, 2008.
  4. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции Под ред. С.А. Авакьяна.- М.: Изд-во МГУ, 2003.
  5. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть, особенная часть (50 государств). Конспект лекций. М., 2004.

 

История государства и права  зарубежных стран. Часть 1. Учебник для  вузов. Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М, 2006.

2 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х т. Т. 1-2. Часть общая: Учебник Отв. ред. Б.А. Страшун М.: БЕК, 2008.

3 Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть, особенная часть (50 государств). Конспект лекций. М., 2004.

4 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран // Издательство «Библиотека расовой мысли», 2008.

5 Конституционное право зарубежных стран: учебник под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М.Энтина // М.: Норма-ИНФРА-М., 2008.

6 Конституционное (государственное) право зарубежных стран под ред. Б.А. Страшун. // М.: БЕК, 2008.

7 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х т. Т. 1-2. Часть общая: Учебник Отв. ред. Б.А. Страшун М.: БЕК, 2008.

8 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М, 2006.

9 Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть, особенная часть (50 государств). Конспект лекций. М., 2004.

10 Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть, особенная часть (50 государств). Конспект лекций. М., 2004.




Информация о работе Законодательный процесс