Задачи по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права. Наиболее тесно муниципальное право связано с конституционным правом и административным правом. Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

Задача 1.

Что общего имеется у муниципального права с конституционным и  административным правом.

Муниципальное право связано с  целым рядом других отраслей права. Наиболее тесно муниципальное право  связано с конституционным правом и административным правом. Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права. Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

Административное право конкретизирует своими нормами конституционное  право и устанавливает возможность  полной реализации конституционно-правовых норм (например, организация единой системы органов исполнительной власти, государственной службы, развития административного законодательства и административно-процессуального законодательства, административное судопроизводство, защита прав и свобод человека и гражданина). Конституционное право определяет структуру административно-правового регулирования и устанавливает «стандарты» правового государства в установлении режима функционирования исполнительной власти.

 

Сравнительный анализ муниципального, административного и конституционного права.

Критерий сравнения

Муниципальное право

Административное право

Конституционное право

Понятие отрасли права

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Отрасль права (система  правовых норм), которая в целях  выполнения задач и осуществления  функций государства регулирует общественные отношения управленческого  характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

ведущая отрасль права  России, представляющее собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Предмет

предмет муниципального права включает нормы права, регулирующие систему местного самоуправления: территориальное  устройство местной власти, виды муниципальных  образований, взаимоотношения местного самоуправления и государственной власти, формирование органов местного самоуправления.

Предметом административного  права являются разнообразные по содержанию общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти, иными государственными органами и должностными лицами.

правоотношения, которые  регулируются конституционными нормами  в сфере государственного устройства, определения формы правления  и основ конституционного строя; отношения, определяющие основы взаимоотношений человека с государством,  права, свободы и обязанности человека и гражданина,  отношения между РФ и ее субъектами;  отношения, регулирующие систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Основные институты

Институты муниципального права:

- закрепляющие место  органов местного самоуправления  в системе народовластия;

- определяющие основные  понятия и термины, используемые  законодательством о местном  самоуправлении, т.е. понятийный  аппарат муниципального права;

- закрепляющие основные понятия, принципы, функции местного самоуправления;

- закрепляющие предметы  ведения и полномочия местного  самоуправления;

- регулирующие вопросы  муниципальной службы в органах  местного самоуправления по исполнению  их полномочий;

- устанавливающие гарантии местного самоуправления;

- устанавливающие ответственность  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления.

Среди основных институтов административного права можно  выделить следующие:

- институт государственной  службы;

 институт органов  государственного управления;

- институт муниципального  управления и муниципальной службы;

- институт административной  ответственности;

- институт охраны  собственности административно-правовыми  средствами;

-  множество предметных  институтов особенной части (институт охраны государственной границы, институт адвокатуры и нотариата, институт исполнительного производства, институт приватизации, институт разрешительной системы и др.).

Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты. Можно выделить пять ведущих отраслевых институтов: а) основы конституционного строя; б) основы правового статуса человека и гражданина; в) федеративное устройство государства; г) система государственной власти; д) система местного самоуправления.  По мнению большинства исследователей, нормы, регулирующие местное самоуправление, образуют укрупненный институт или подотрасль конституционного права, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права.

Субъекты

Субъектами муниципального права (участниками муниципально-правовых отношений) являются: население муниципального образования; граждане Российской Федерации, а также граждане, имеющие иное гражданство, или лица без гражданства; органы и должностные лица местного самоуправления; государство и отдельные государственные органы (муниципальные образования, Российская Федерация, субъекты Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти); юридические лица.

Субъект административного  права – это физические или  юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере гос. управления.

 Признаки субъектов:

1. вступают в правоотношения  в сфере гос. управления

2. отношения между  ними урегулированы нормами административного права

3. субъектами могут  быть как физические, так и  юридические лица

4. не все физические  и юридические лица могут быть  субъектами административного права

Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства - Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Кроме перечисленных  субъектами конституционно-правовых отношений  являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Метод

Для муниципального права  характерны три метода регулирования  общественных отношений: императивный, диспозитивный и метод гарантий.

Для административного  права характерны следующие методы:  императивный, диспозитивный, предписания, дозволения, запрета

доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер.

источники

Конституция Российской Федерации,

федеральные законы;

 кодексы (КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ, Градостроительный  кодекс РФ и т. д.);

 законы субъектов  РФ;

Указы Президента РФ;

 постановления Правительства  РФ;

международные договоры, межгосударственные соглашения.

Федеральные конституционные законы

Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации.


 

Задача 2.

В связи с проведением  реформы местного самоуправления в  Российской Федерации достаточно много  внимания уделяется зарубежному  опыту организации местной власти, и в частности зарубежным моделям местного самоуправления.

Модель местного самоуправления - это система горизонтальных и  вертикальных взаимосвязей между субъектами местного самоуправления. Впервые местное  самоуправление было юридически оформлено  в Риме в первом веке до нашей эры. В настоящее время практически каждая страна имеет свою модель местного самоуправления. Основными зарубежными моделями по праву считают англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления1.

Проведем сравнительный  анализ систем местного самоуправления. 

Признаки для сравнения

Англосаксонская система  местного самоуправления

Континентальная (французская) модель местного самоуправления

Смешанный тип местного самоуправления

Нормативные основы

 Отличается глубокой  автономией местных органов и  отсутствием выраженного подчинения  их центру. Органы местного самоуправления  имеют право предпринимать только  те действия, которые прямо предписаны им законом. В случае нарушения этого правила акты органов местной власти будут признаны судом не имеющими силы, поскольку изданы с превышением полномочий.

Данной модели характерна жесткая система административного  контроля центральной власти над местными органами -  возможность аннулирования принятых решений, временное их приостановление и пересмотр, замещение органов местного самоуправления, их отзыв, отставка, роспуск и др

Деятельность органов  местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В рамках этих нормативных актов прослеживается, как правило, идея "сквозного управления", при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность.

Территориальные единицы

Приходы (общины), на территории которых проживает от 500 до 30 тыс. человек

 Статусом местных  органов обладают департаменты  и коммуны(как правило численность  населения в коммуне не превышает 2000 человек), причем основные административно-территориальные структуры являются одновременно и местными образованиями, и органами государственного управления

В Японии местное управление двухзвенное: высшее звено – префектура, второе звено – города, поселки, деревни. В Германии выделяют пять уровней территориального управления – федерация, земли, округа, районы и города в ранге районов, общины. Базовые единицы коммунального управления - общины, районы и города.

Виды органов местного самоуправления

Представительные органы местного самоуправления - советы, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления.

Ее важнейший признак  – отсутствие на местах полномочных  представителей правительства, опекающих  выборные органы

Муниципальный совет, мэр. Континентальная модель является иерархической структурой, где происходит сверху передача различных директив, а снизу поступает информация, и где на государственные органы работают представители на местах. Данная модель характеризуется также некоторой подчиненностью нижестоящих местных органов самоуправления вышестоящим по структуре.

Не унифицированы требования к структуре управления и имеется  много местных управляющих органов, обладающих индивидуальными чертами. Структура местного самоуправления в городах ФРГ состоит из двух основных ветвей власти -“законодательной” (представительной) и исполнительной

Порядок формирования исполнительных органов

Советы избираются населением в ходе всеобщих прямых выборов. Из числа советников избирается председатель. Исполнительно-распорядительные органы формируются советом и подотчетны ему.

В компетенцию органов  местного самоуправления входят: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство  и эксплуатация жилья и др.

Население избирает не только представительные органы, но и отдельных муниципальных должностных лиц.

Население избирает муниципальный  совет сроком на 6 лет. В компетенцию  совета входит все за исключением  полномочий мэра. Решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы.

Муниципальный совет  избирает мэра. Он является председателем  коммуны, готовит сессии совета и  исполняет его решения, управляет имуществом коммуны, исполняет акты администрации и имеет право подписания договоров.

Рассмотрим на примере  Германии.

Высшим органом власти на местах являются городской совет  или совет общины. Это - муниципальное  собрание, представительный орган, напрямую избираемый населением, так называемый “коммунальный парламент”. В соответствии с Основным законом ФРГ, советы избираются жителями общины на пятилетний срок на основе публичных, прямых, свободных, равных и тайных выборов.

Органы исполнительной власти (городская власть или городская администрация), включают избираемых или назначаемых, в зависимости от типа структуры управления, руководителей департаментов.

Структура органов исполнительной власти в Германии построена на единых для всех земель принципах: вся городская администрация разделена на департаменты, имеющие унифицированную нумерацию. Каждый департамент имеет вертикальную структуру


 

Таким образом, для англосаксонской  модели местного самоуправления характерно: высокий уровень автономии; отсутствие прямого подчинения между муниципальными органами разных уровней; отсутствие на местах уполномоченных представителей центрального правительства, опекающих местные органы; избрание населением не только представительных органов, но и отдельных муниципальных должностных лиц; сочетание административного и судебного контроля за законностью действий муниципальных органов. Континентальная модель (континентальная Европа, франкоязычная Африка, Латинская Америка, Ближний Восток) характеризуется такими чертами: сочетание прямого государственного управления на местах и местного самоуправления; жесткая система административного контроля на местах; бюрократическая субординация между органами различных уровней управления; широкие возможности административного воздействия центральной власти в отношении органов местного самоуправления

 

Задача №3.

 

Статья 10 Конституции  Российской Федерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную», статья 11 Конституции: «Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти», статья 12 Конституции: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с этими положениями Конституции администрация области не вправе принять постановление об упразднении представительного органа в городе.

Кроме того статьей 6 Закона Российской Федерации №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия субъектов РФ, в соответствии с которыми они могут осуществлять лишь правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления, а также прав, обязанностей и ответственности органом местного самоуправления и их должностных лиц.

В соответствии со статьей 34  Закона Российской Федерации №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре  органов местного самоуправления представительного  органа муниципального образования, главы  муниципального образования, местной  администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 

 

Задача №4.

Заключение прокуратуры  Н-ского района.

Прокурором Н-ского  района рассмотрено обращение председателя Н-ского поселкового Совета депутатов о незаконности действий главы администрации.

По результатам рассмотрения сообщаю, что в соответствии с  уставом поселка согласование  назначения на должность заместителя  главы поселковой администрации  относится к полномочиям поселкового Совета депутатов. Отказ депутатов согласовать  назначение на должность заместителя главы поселковой администрации является мотивированным, так как предложенный главой администрацией поселка кандидат не имеет опыта руководящей работы.

Рассмотрение вопроса о назначении на должность заместителя главы администрации не входит в перечень вопросов, выносимых на поселковый референдум так как в соответствии с пунктом 1статьи 22 Закона Российской Федерации №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»  референдум проводится исключительно в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона Российской Федерации №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» решение о проведении референдума может принять только представительный орган поселения, поэтому распоряжение главы администрации поселка о создании инициативной группы по подготовке референдума по вопросу о согласовании назначения на должность заместителя главы администрации подлежит отмене.

 

Задача №5.

Разъяснение прокурора  области.

Регистрация уставов  муниципальных образований осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации №97-ФЗ от 21 июля 2005 года «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». В соответствии со статьей 1 указанного Закона государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с Законом Российской Федерации №97-ФЗ от 21 июля 2005 года «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Это территориальные органы (управления) Министерства Юстиции РФ.

Этим же органом осуществляется регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Областная Дума не может  осуществлять регистрацию уставов  муниципальных образований.

 

 

Задача №6.

Границы территорий муниципальных  образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 Закона Российской Федерации №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Каждое муниципальное образование  имеет свою территорию. Территории поселений и межселенные территории образуют территорию муниципального района. Границы муниципальных образований  утверждаются Законом субъекта Российской Федерации.   Для изменения границ муниципального района необходимо обращаться в государственные органы субъекта, при этом необходимо выполнить ряд условий.

Статья 12  Закона Российской Федерации №131-ФЗ «Об общих принципах  местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует вопросы изменения границ муниципального образования. В соответствии с пунктом 1 этой статьи изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Кроме того, изменение  границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных  входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Информация о работе Задачи по "Муниципальному праву"