Влияние англосаксонской муниципальной системы на российскую

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью работы - изучение влияния англосаксонской муниципальной системы на российскую.
Задачи - изучить зарубежный опыт местного самоуправления; изучить классическую англосаксонскую модель муниципального управления; влияние на становление российского муниципального управления; опыт в решении проблем, возникающих перед Россией, на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния англосаксонской муниципальной системы на российскую 5
1.1 Общее понятие местного самоуправления. 5
1.2. Понятие местного управления в России 9
1.3. Англосаксонская муниципальная система. Характеристика. Особенности 12
Глава 2. Анализ влияния англосаксонской муниципальной системы на российскую. 14
2.1. Характеристика муниципальной системы в России 14
2.2. Влияние англосаксонской муниципальной системы на российскую 19
2.3. Сравнительный анализ муниципальной системы в России с мировыми системами местного самоуправления 27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития российской муниципальной системы 38
Заключение 42
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

влияние англосаксонской мун системы.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

7. Эта деятельность  учитывает исторические и иные  местные традиции, что позволяет  строить местное самоуправление  в соответствии с местной спецификой  природно-географического, экономического  характера.

Итак, местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государства. С развитием местного самоуправления в России связываются надежды на развитие демократического гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Англосаксонская муниципальная  система. Характеристика. Особенности

Англосаксонская модель распространена в Великобритании,США, Канаде, Австралии и других странах  с англосаксонской правовой системой, где местные представительные органы формально выступают автономно  в пределах своих полномочий, без  прямого подчинения вышестоящим органам. Для этой модели характерно то, что на местах нет уполномоченных центрального правительства, которые бы опекали представительные органы, избираемые населением административно-территориальных единиц.

Наряду с представительными  органами в этих странах, особенно в США, непосредственно населением избираются и некоторые должностные лица администрации. Большими полномочиями здесь наделяются комиссии (или комитеты) местных представительных органов, играющие значительную роль в подготовке и принятие отдельных решений.

Контроль над деятельностью  местных органов управления в  этих странах осуществляется через  центральные министерства и через  суд. По месту и роли местных органов  в политической системе этих стран  можно сделать вывод, что они  фактически являются составной частью государственного механизма.

Термин же "местное  управление" служит для обозначения  организации и деятельности местных  органов и обычно указывает лишь на один из критериев их отличия  от других государственных органов - на их местный (локальный) характер. В странах континентальной Европы, франкоязычной Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке получила распространение так называемая континентальная (или французская) модель управления. Ее отличия от англосаксонской базируются на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Эта модель зародилась во Франции.

Англосаксонская модель распространена преимущественно в  странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др.

         Ее черты:

* высокая степень автономии  местного самоуправления, выборность, контроль, прежде всего со стороны  населения; отсутствие на местах  специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;

* отсутствие местных  администраций (органов государственной власти местного уровня).

Основной принцип здесь "действовать самостоятельно в  пределах предоставленных полномочий" (в Великобритании полномочия предоставляются  парламентом страны, т.е. из "центра", в США - штатами, т.е. на региональном уровне). Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, например, за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями. Государственный контроль над деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в форме судебного контроля. Средство влияния - государственные дотации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ влияния  англосаксонской муниципальной  системы на российскую.

2.1 Характеристика муниципальной  системы в России

 

Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции  РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных  органов и их компетенции, а также  распределение государственных  финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления. "Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации."

Чтобы понять задачи, принципы построения и компетенцию органов  муниципального или иными словами  местного самоуправления необходимо обратиться непосредственно к основному  закону РФ, т.е. к Конституции РФ: п.2 ст. 3 " Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" п. 2 ст. 8: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".

"В Российской Федерации  признается и гарантируется местное  самоуправление. Местное самоуправление  в пределах своих полномочий  самостоятельно. Органы местного  самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти".

П. 2. ст. 32: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме".

Местное самоуправление:

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130)

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных  традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131)

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132)

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется  правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. 133)

Таким образом органы муниципального управления в Российской Федерации признаваемая и гарантируемая  Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Они создаются и функционируют в РФ с целью выражения власти народа. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение  уставов муниципальных образований,  контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью;

3) местные финансы,  формирование, утверждение и исполнение  местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально  - экономическое развитие муниципального  образования;

5) содержание и использование  муниципальных жилищного фонда  и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание  и развитие муниципальных учреждений  здравоохранения, обеспечение санитарного  благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки  и застройки территорий муниципальных  образований;

10) создание условий  для жилищного и социально - культурного строительства;

11) контроль за использованием  земель на территории муниципального  образования;

12) регулирование использования  водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных  полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

13) организация, содержание  и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения  и канализации;

14) организация снабжения  населения и муниципальных учреждений  топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

16) благоустройство и  озеленение территории муниципального  образования;

17) организация утилизации  и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных  услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание  муниципальных архивов;

20) организация транспортного  обслуживания населения и муниципальных  учреждений, обеспечения населения  услугами связи;

21) создание условий  для обеспечения населения услугами  торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий  для деятельности учреждений  культуры в муниципальном образовании;

23) сохранение памятников  истории и культуры, находящихся  в муниципальной собственности;

24) организация и содержание  муниципальной информационной службы;

25) создание условий  для деятельности средств массовой  информации муниципального образования;

26) создание условий  для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий  для развития физической культуры  и спорта в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной  поддержки и содействие занятости  населения;

29) участие в охране  окружающей среды на территории  муниципального образования;

30) обеспечение противопожарной  безопасности в муниципальном  образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Муниципальные образования  вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства допускается  ограничение прав граждан на осуществление  местного самоуправления на отдельных  территориях федеральным законом.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Влияние англосаксонской  муниципальной системы на российскую

 

      Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 131) не только укрепило мнение значительной части исследователей и практиков, что многочисленные противоречия и другие недостатки правового регулирования местного самоуправления, а также связанные с ними проблемы правоприменительной практики порождены прежде всего дефектами его конституционно-правовой модели, но и активизировало дискуссии по поводу сущности местного самоуправления, его правовой природы, закрепленной в Конституции Российской Федерации. Ибо остаются нерешенными принципиальные вопросы муниципальной теории и практики о соотношении понятий местного самоуправления и государственной власти, о пределах местной автономии, о разграничении полномочий отдельных уровней публично-правовой власти в правовом регулировании в области местного самоуправления и др. В этой ситуации резонно возникает вопрос, насколько обоснованными могут быть отрицательные оценки конституционно-правовой модели местного самоуправления, если в уяснении ее сущности сделаны только первые шаги.

Информация о работе Влияние англосаксонской муниципальной системы на российскую