Теоретико-методологические основы муниципального маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время в маркетинге, как в дисциплине, сформировалось самостоятельное научное направление, особенность которого заключается в удовлетворении потребностей жителей муниципального образования в товарах и услугах, поставляемых предприятиями промышленной и непромышленной сферами, деятельности расположенных в пределах муниципального образования, которое получило название «Муниципальный маркетинг». Муниципальным образованиям (городам, территориям), чтобы выстоять в конкурентной борьбе между собой, следует совершенствовать свой интеллектуальный капитал, широко применять современные методы управления, среди которых – муниципальный маркетинг, способный решить многие существующие проблемы. Сейчас в России происходит формирование нового рынка - рынка муниципальных образований (городов, территорий), которые вступают в конкурентные отношения между собой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Функции муниципального управления…………………………………...5
1.1 Понятие и сущность функций муниципального управления........................... 5
1.2 Классификация функций управления…………………………………………..7
1.3 Правовое содержание функций органов муниципального управления…….13
Глава 2. Теоретико-методологические основы муниципального маркетинга………………………………………………………………….……………….…16
2.1 Понятие и сущность муниципального маркетинга…………………………. 16
2.2 Виды муниципального маркетинга и его организационное обеспечение …………………………………………………………………………………….....19
2.3 Принципы муниципального маркетинга…………………………………..... 21
Заключение …………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Для редактирования.docx

— 50.01 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Функции муниципального управления…………………………………...5

1.1 Понятие и сущность функций муниципального управления........................... 5

1.2 Классификация функций управления…………………………………………..7

1.3 Правовое содержание функций органов муниципального управления…….13

Глава 2. Теоретико-методологические основы муниципального маркетинга………………………………………………………………….……………….…16

2.1 Понятие и сущность муниципального маркетинга…………………………. 16

2.2 Виды муниципального маркетинга и его организационное обеспечение …………………………………………………………………………………….....19

2.3  Принципы муниципального маркетинга…………………………………..... 21

Заключение …………………………………………………………………………24

Литература…………………………………………………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время в маркетинге, как в дисциплине, сформировалось самостоятельное научное направление, особенность которого заключается в удовлетворении потребностей жителей муниципального образования в товарах и услугах, поставляемых предприятиями промышленной и непромышленной сферами, деятельности расположенных в пределах муниципального образования, которое получило название «Муниципальный маркетинг». Муниципальным образованиям (городам, территориям), чтобы выстоять в конкурентной борьбе между собой, следует совершенствовать свой интеллектуальный капитал, широко применять современные методы управления, среди которых – муниципальный маркетинг, способный решить многие существующие проблемы. Сейчас в России происходит формирование нового рынка - рынка муниципальных образований (городов, территорий), которые вступают в конкурентные отношения между собой. В этих условиях необходимым становится создание научной концепции стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных образований с учетом выбранных целей, приоритетов и критериев. Маркетинг здесь может выступать как базовая технология управления устойчивым социально-экономическим развитием и функция управления развитием муниципального образования (города, территории). Муниципальные образования вступают в конкурентные отношения между собой за привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, и, в конечном счете, за высокий жизненный стандарт и перспективы своего социально-экономического развития. Новое качество управления территорией может быть достигнуто за счет использования принципов маркетинга в управлении территорией. Необходимость применения муниципального маркетинга также обусловлена многочисленными проблемами в управлении российскими муниципальными образованиями, ростом неудовлетворенности деятельностью муниципальных служб и предприятий со стороны различных субъектов – потребителей. Успешное решение большинства проблем муниципальных образований возможно только на базе маркетинга и стратегического управления. Муниципальный маркетинг города (территории) может создать условия для рационального использования внутренних ресурсов муниципального образования (человеческие ресурсы, включая навыки и образование; технологии; основные фонды; недвижимость; финансы) и внешних (привлечение новых инвестиций, квалифицированной рабочей силы; развитие новых видов бизнеса и др.). Изучение концепции муниципального маркетинга и эффективного механизма его реализации представляется весьма актуальным. Вопросы муниципального маркетинга освещены в трудах А.П. Панкрухина, Г.А. Морозовой, Гапоненко А.Л. и др.

Цель исследования – изучить  сущность, цели и задачи муниципального маркетинга республики.

Задачи исследования

– раскрыть понятие и сущность муниципального маркетинга;

– изучить функции, цели, задачи и принципы муниципального маркетинга;

– выявить основные направления  муниципального маркетинга;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Функции муниципального управления

 

1.1 Понятие и сущность функций муниципального управления

 

Под функциями  местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.[3; с. с. 51]

Функции местного самоуправления обусловлены его  природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых  направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное  на принципах демократии и децентрализации  власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально - экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

Местное самоуправление, являясь частью демократической  системы управления обществом и  государством, через самостоятельное  решение вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.

Функция является одной из основных категорий науки  социального управления.

В литературе по управлению отсутствует общепринятое определение функций управления. [9; с. 9]

В наиболее общей  форме функция управления определяется как вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект.

В основе всего  многообразия различных определений  функций управления лежат два  подхода. Представители первого  рассматривают их как результат  исторического разделения труда в сфере управления, начало которому было положено Тейлором. Сторонники этого подхода под функцией управления понимают особый вид управленческой деятельности, продукт разделения труда и специализации в сфере управления. [9; с. 10]

С точки зрения второго подхода, функции управления рассматриваются как составляющие стадии управленческого процесса (выработка  и принятие решения, организация, регулирование, корректирование, учёт и контроль), или цикла принятия и реализации решения.

В литературе по государственному управлению под  функциями управления понимаются виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы, или как наиболее типичные однородные и чётко выраженные виды (направления) управленческой деятельности, служащие интересам достижения целей управляющего воздействия.

В науке социального  управления функция управления рассматривается  в качестве определённого вида работ  по управлению, отличающегося обособленностью, однородностью и повторяемостью, обеспечивающего выполнение соответствующих социальных задач посредством адекватной ей организационной структуры управления.

Таким образом, наиболее общим в различных определениях функций управления является их рассмотрение в качестве видов однородных работ  по управлению.

Большое внимание, уделяемое функциям управления в  литературе по управлению, объясняется  определяющим влиянием функций на структуру  и процесс управления. Отсюда, развитие теории функций управления по праву  рассматривается в качестве одной  из актуальных проблем науки социального  управления, тесно связанной с  организацией управленческой деятельности. [9; с. 21]

Понимание сущности функций муниципального управления (собирательное понятие) исходит из сущности муниципального управления. Поскольку (что уже отмечалось) управление довольно часто рассматривается через деятельность, то в научной и учебной литературе можно встретить трактовку функций управления как определённых видов труда, трудовой деятельности, отрасли работы в сфере управления, элементов управленческого процесса, стадий управленческого цикла и т.д. и т.п. Функция управления - это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последние реагируют и которое воспринимают.

Регулирование функций управления указывает на стороны, аспекты, проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию государства (его органов). Для функции регулирования, к примеру, это конкретные отношения между людьми, ставшие актуальными для общества. Содержание функций управления выражает смысл и характер управляющего воздействия; у названной выше функции - это создание или применение необходимых социальных норм (труда, поведения и т.д.). Способ реализации раскрывает средства (возможности) сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей, заложенные в данной функции: в функции регулирования - это способность к упорядочению искомых отношений между людьми посредством влияния на их сознание, поведение и деятельность.

 

1.2 Классификация функций управления

 

Центральным вопросом учения о функциях управления является их классификация, т.е. состав, поскольку на основе состава функций управления осуществляется формирование организационной структуры и процесса управления.

В литературе по управлению единой точки зрения на состав функций управления пока не сложилось. [9; с. 9]

Французский учёный и инженер А. Файоль выделил  с точки зрения предприятия административную функцию и её составляющие виды деятельности (функции управления): прогнозирование, организацию, распорядительство, координацию, контроль.

В литературе по социальному управлению функции  управления разделятся на социально - экономическую, социально - политическую, духовно - идеологическую и социальную. [9; с. 26]

Социально - экономическая  функция осуществляет регулирование  системы экономических отношений  через воздействие на отношение  собственности и распределение. Социально политическая функция, находясь в тесной связи с социально - экономической, отражает содержание политики и показывает, каким способом политика претворяется в жизнь. Духовно - идеологическая функция управления осуществляет воздействие на субъективные факторы поведения человека через его сознание, проявляющееся в виде социальных стремлений становящихся идеальной силой. Социальная функция управления направлена на регулирование отношений между отдельными общностями людей в соответствии с целями развития общества.

В другой работе по социальному управлению к общим  функциям управления наряду с планированием, организацией, регулированием, учётом, контролем отнесена культурно - воспитательная функция. [5; с. 62]

В литературе по государственному управлению в качестве общих функций государственного управления рассматриваются организация, осуществление кадровой политики, планирование, регулирование, координация, контроль и учёт. При этом выделяются подгруппы  специфических функций в сфере  политики, экономики, социальных отношений, духовно - идеологической деятельности. [7; с. 12]

Нет единой точки  зрения на структуру функций и  у зарубежных теоретиков управления

Как отмечает академик Д.М. Гвишиани, в классификации  функций управления за последние десятилетия произошли определённые изменения. Если А. Файоль в 20-е годы рассматривал пять универсальных функций (предвидение, организация, руководство, координирование и контроль), то на более зрелом этапе развития идей классической школы Л.Гьюлик расширил и уточнил эту классификацию, предложив семь функций: планирование организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчётность, составление бюджета. Г.Кущ и С.О Доннел предложили свою классификацию функций управления: планирование, организация, комплектование штатов, руководство и лидерство, контроль.

Американский  специалист в области управления Роберт Фалмер в качестве основных функций рассматривает: планирование, организация, исполнение (иногда называемое «руководством») и контролирование. [7; с. 84]

При рассмотрении ранее функций в качестве системного понятия оно было определено как  свойство системы в динамике, приводящее к достижению цели системы. Таким  свойством может быть только процесс. Отсюда можно сделать вывод о  том, что реализация функций управления образует процесс управления, обеспечивающий достижение цели системы.

Под муниципальным  управлением понимается деятельность исполнительно - распорядительного органа по воздействию на управляемый объект для его перевода в состояние, соответствующее цели территориального образования, на котором функционирует данный орган и управляемый им объект, путём организации и контроля исполнения актов органов власти и управления.

Такой перевод  осуществляется посредством реализации цикла управления, включающего четыре стадии.

На первой стадии цикла управления ставится цель определить параметры оптимального функционирования и развития управляемого объекта, т.е. определить модель его будущего состояния. Те работы, которые должен выполнить субъект управления для достижения цели, составляют содержание функции управления «планирование».

На следующей  стадии цикла управления должна быть достигнута цель: изменить организацию  управляемого объекта таким образом, чтобы она соответствовала найденным параметрам его оптимального функционирования и развития, т.е. перевести управляемый объект в новое, запланированное состояние. Работы по достижению этой цели составляют содержание функции управления «организация».

На последующей  стадии цикла ставится цель сравнить новое состояние управляемого объекта  с найденным оптимальным. Для  достижения этой цели осуществляются работы по функции «контроль и  учёт». Необходимость осуществления этой стадии цикла управления определяется тем обстоятельством, что перевод объекта в заданное состояние происходит в течение определённого промежутка времени. За это время изменяются внешние и внутренние условия функционирования объекта, которые вызываются возникающими внутренними и внешними возмущениями. Поэтому, на стадии контроля и учёта представляется возможным определить фактическое состояние объекта управления после его перевода в заданное состояние. В связи с тем, что возникающие внешние и внутренние возмущения не позволяют достичь заданного состояния объекта управления, возникает необходимость в осуществлении ещё одной стадии цикла управления.

На последней  стадии цикла управления требуется  ликвидировать рассогласование нового состояния объекта управления с заданным. Эта цель достигается посредством осуществления работ по функции управления «регулирование и координирование».

Информация о работе Теоретико-методологические основы муниципального маркетинга