Сущность приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут существенно различаться. Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствлевания и приватизации большенства предприятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике. Преодоление тотального огосударствления, свойственного административно-плановой системе, осуществляется главным образом с помощью приватизации.

Файлы: 1 файл

учебаа.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

    

2.2 Денежная приватизация

 

Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так  называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и имел две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержка приватизированных компаний. На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений—рынок государственных ценных бумаг В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1- Основные показатели хода приватизации в России.

Изменения с  нарастающим итогом с января 1992 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Госпредприятия  на самостоятельном балансе

204998

156635

138619

126846

90778

Число предприятий  подавших заявки на приватизацию

102330

125492

137501

143968

147795

Приватизированные предприятия

46815

88577

103796

112625

118797

Акционерные госпредприятия

2376

14073

20298

24048

27040

Предприятия на аренде с выкупом

13868

14978

15658

12806

12198


 

2.3 Итоги и перспективы приватизации

 

На первоначальном этапе рыночной трансформации устойчиво преобладали мнения, что приватизация как массовая трансакция собственнических прав может быть проведена в сравнительно короткие сроки, быстро создаст критическую массу частных собственников и основу стабильного повышения эффективности экономики. Иллюзии рассеивались по мере той или иной степени реализации приватизационных программ: на волне приватизации подъема экономики не произошло. Нельзя, однако, полностью согласиться и с распространенным в России взглядом на приватизацию как на ошибочный курс властей, способствовавший развалу экономики. В мировой экономической истории не было еще прецедентов, когда на огромном геополитическом пространстве практически одновременно и в столь короткие сроки были бы приведены в движение фактически все государственные активы. Процесс такого размаха не мог пройти гладко, с абсолютно позитивным или близким к намеченному результатом. Проблемы были неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему. Во-первых, несовершенство, неразвитость институтов собственности в переходных экономиках, отсутствие механизмов самонастройки и компенсации сторонних воздействий позволяют государству в лице чиновничьей номенклатуры фактически сохранять полностью или частично контроль над приватизированными активами. Права новых собственников плохо защищены. Юридическая смена собственности на государственные активы не обеспечивает новому собственнику полной уверенности в правах и не стимулирует поэтому рационального экономического поведения. Таким образом, в переходных экономиках приватизация выходит далеко за рамки чисто юридического процесса. А потому даже вполне добротная юридическая основа приватизации—это очень важная, но всего лишь часть процесса изменения отношений собственности. Во-вторых, нет никаких гарантий, что вслед за юридическим изменением формы собственности на государственные активы изменятся сами собой экономические отношения в распределении ресурсов. На самом деле регулирование ресурсной базы, как правило, сохранялось в руках государства безотносительно к форме собственности на активы. И необходимы большие дополнительные усилия, чтобы действительно разделить собственность и власть после смены юридического статуса. В-третьих, в трансформирующихся экономиках переход прав собственности не ведет автоматически к изменению системы управления и контроля. Опыт всех стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по вопросам профессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом, внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даже независимо от их размеров. Массовая приватизация в России в 90-е годы является одним из крупнейших в мировой экономической истории фактов перераспределения собственности. Всего за 1992 - 1997 гг. было приватизировано около 127 тысяч хозяйственных объектов. Количество государственных предприятий сократилось более чем в два раза. Малая приватизация привела к переходу в частную собственность за указанный период 88,6 % розничной торговли и общественного питания. В результате доля частного и полугосударственного (приватизированного) секторов в производстве ВВП в 1997 г. составила около 70 %, в численности занятых - 60 % , в объеме инвестиций - 74 %.

В 1995—1996 гг. не была достигнута главная, фискальная, цель приватизации—недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. Переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов (осень—зима 1995 г.). В соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок—1 сентября 1996 г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации практически все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл. Проведение аукционов сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками (их инвестиционными компаниями), а после завершения аукционов возникли конфликты также между банками-залогодержателями и менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить контроль, не допуская представителей банков в корпоративные органы управления, препятствуя открытию всей финансовой информации и тормозя тем самым начало реструктуризации предприятий (таким, например, было противостояние «Норильского никеля» и ОНЭКСИМбанка). Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрытыми для большинства банков, создавая выгодные условия сделок только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались, по различным оценкам, в 3—5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица -2  Соотношение  различных способов денежной приватизации видно из следующих данных (1996 г.в % к итогу)

Акционирование

22,5

Продажа на аукционах

3,9

Коммерческий и инвестиционный курс

9,6

Выкуп арендованного имущества

32,0

Продажа недвижимости и земли

24,2

прочие

7,6




 

В 1997 г. вступил в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий, а имущественных долей государства. Набор методов приватизации расширен за счет продажи производных ценных бумаг. Сокращены и могут использоваться более гибко льготы трудовым коллективам. Важно, что стоимость имущественных комплексов определяется не только по балансовой стоимости, а совокупно на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости). С 1997 г. предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию прежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую бюджетную эффективность предшествовавших массовых продаж, новый порядок приватизации опирается на хорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансового консультанта нацелена на получение максимальных поступлений в федеральный бюджет. Помимо продаж по индивидуальным проектам будут продаваться пакеты акций и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Предусмотрено также продолжить практику сдачи федерального имущества в аренду. Доля занятых в частном секторе и на предприятиях смешанной формы собственности в 1997 г. превысила 60% всех работающих. Однако за этими внешне благополучными цифрами скрывается масса проблем, которые проявились в ходе приватизации.

Крупнейшими сделками в 1997—1998 гг. стали продажи пакетов акций компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков. Планы приватизации компаний, условия конкурсов и аукционов по продаже крупных пакетов вновь стали предметом длительных острых конфликтов между потенциальными инвесторами, федеральными и региональными властями. Чтобы упорядочить процесс подготовки и проведения приватизационных сделок, Мингосимущество РФ предусмотрело классификацию предприятий с той или инойстепенью государственного участия и соответствующими ограничениями в приватизации. Выделяется пять типов предприятий:

- региональные и национальные естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляет коллегия представителей государства (РАО «Газпром», РАО «БЭС России» и др.);

- акционерные общества, доминирующие на отдельном рынке и подлежащие реструктуризации в интересах формирования конкурентной среды. Такие общества контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного пакета акций или «золотой акции»;

- акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги или другие объединения предприятий (в том числе финансово-промышленные группы) с сохранением у государства «золотой акции»;

- акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам федерации;

- все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению.На протяжении лет законодательство по приватизации уточнялось и вводились и отменялись различные статьи например:

- по приватизационному  законодательству от 21.12.2000 года запрещена передача кредиторам права собственности на муниципальное имущество в зачет внутренних долгов муниципальных образований.

- Федеральный  закон от 29.12.2004 года бесплатная  приватизация жилых помещений  прекращается с 1.03 2013 года.

 - в Ассоциации Риэлторов Санкт-Петербурга и прошел круглый стол на тему приватизации в России. Итоги 16 – летней приватизации, ее успехи и перспективы обсудили профессионалы петербургского рынка недвижимости. 16 июня 2007 года был принят законопроект о продлении бесплатной приватизации жилья. Согласно действующему законодательству, 1 января 2007 года прекратилась бесплатная приватизация жилой недвижимости для граждан. Принятый законопроект отложил действие закона до 1 января 2010 года, и теперь все желающие могут в течение 3-х лет приватизировать свое жилье. Эта норма включена в законопроект о так называемой «дачной амнистии» при подготовке его ко второму чтению, однако касается не только загородной недвижимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Будущее приватизации

 

01 марта 2013 г. оканчивается  приватизация жилых помещений  на территории России, чем ближе  эта дата, тем больше вопросов  у граждан, которые еще не  приватизировали свои квартиры и не знают стоит ли это делать или нет, а также у граждан, получивших квартиры в последние годы, но сталкивающихся с проблемами при приватизации своих жилых помещений, благо оснований для этого у органов власти вполне достаточно. Следует заметить, что правом приватизации жилья воспользовались не все. Однако на сегодняшний день продления приватизации не предвидится. Ксения Гагаева, адвокат консалтинговой компании «Лигерион Групп», объясняет это попыткой сформировать официальный рынок съемного жилья. «Его развитие предусматривается госпрограммой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан России». Планируется использовать жилую площадь в качестве арендного жилья для категории людей, ориентировочно в возрасте от 25 до 40 лет, которые по тем или иным причинам не могут позволить себе ипотеку. При наличии инструмента приватизации съемные квартиры в подобного рода арендуемых домах люди будут всеми возможными способами оформлять в собственность». Понятно, что времени на раздумья и оформление собственности было предостаточно. Но и здесь есть несправедливость. Это в первую очередь касается людей, проживающих в аварийных домах. В данный момент они не могут получить в собственность заветные метры. «Соответственно, если их расселят после марта 2013 года, то приватизация для них будет платной. Кроме того, очередники, которые годами стоят в очереди на получение квартиры и получат ее только после марта 2013, также лишаются права на бесплатную передачу жилья от государства. К сожалению, на законодательном уровне данный вопрос остаётся открытым, единственная возможность, которая существует у жильцов, так это продолжение проживания в квартирах по договору социального найма». У приватизации есть плюсы. Главный – полноправная собственность на квартиры без особых финансовых издержек. А уж собственные квадратные метры можно завещать, продавать, дарить, сдавать в аренду. Одним словом, можно  распоряжаться ими по собственному усмотрению. У приватизации есть и обратная сторона. Например, при неуплате кредитов вы можете потерять квартиру, которая будет продана в счет погашения долга. Приватизировав квартиру, следует помнить, что вам придется ежегодно платить налог на имущество. Сейчас этот налог никого не пугает, но он однозначно будет расти. Кроме этого, собственники жилья несут расходы по ремонту и содержанию дома. Именно  поэтому экономическую обоснованность приватизации каждый должен просчитать самостоятельно. Есть и такие, кто решил наоборот расприватизировать (деприватизировать) жилье, то есть вернуть квартиру городу и оформить договор социального найма. При этом бывший собственник продолжает и дальше жить в той же квартире. Однако приватизировать ее еще раз не получится. Право на бесплатную приватизацию дается гражданину только один раз в жизни (исключение составляют несовершеннолетние дети). Приватизация отменялась уже несколько раз - 2005, 2010 гг., вводились ограничения, отодвигались сроки отмены - и вот этот срок наступает, 1 марта 2013 г. прекращается приватизация жилья, то есть бесплатная передача жилья в собственность граждан. Останется ли приватизация вообще? Вероятно останется, однако она не будет носить безвозмездный характер как сейчас, и свои квартиры граждане смогут получить за плату. Какова будет эта плата определит, вероятно, специальный закон, однако не стоит забывать, что в настоящее время бесплатно получить что-то у государства, а тем более жилье, или получить по льготной цене очень трудно, поэтому вопрос о цене будущей платной приватизации пока открыт и дать на него четкий ответ трудно.  
Вполне возможно, что приватизация еще раз будет продлена.

Информация о работе Сущность приватизации