Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...
2
Глава I. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования………………………………
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в Чайковском муниципальном районе……………………………………………………………….




4
1.2 Этапы разработки стратегического плана…………………..
6
Глава II. Концепция социально-экономического развития Чайковского муниципального района……………………………
13
2.1 Механизм реализации программы социально-экономического развития Чайковского муниципального района на 2008-2022 годы……………………………………………….
19
Глава III. Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований…………………………………………………………
3.1 Сравнительный анализ текущего состояния планирования и прогнозирования социально-экономического развития современных муниципальных образований…………………….



23
3.2 Роль и место планирования и прогнозирования в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований……………………………………
29
Заключение ……………………………………………………….
32
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

куросая Лена.rtf

— 624.51 Кб (Скачать файл)
  • наличие свободных производственных площадей с инженерным обеспечением;
  • удачное градостроительное решение застройки города, позволяющее расширить его границы без существенной реконструкции и сноса;
  • высокий уровень развития электросвязи, в том числе и высокий уровень проникновения мобильной связи;
  • наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • развитая транспортная система городского района;
  • значительный научно-образовательный комплекс специальных и высших учебных заведений;
  • наличие развитой финансово-кредитной системы;
  • наличие традиций и международного авторитета в сфере культуры, искусства, спорта и сохранения духовных ценностей;
  • туристическая привлекательность городской среды, его истории, архитектуры.

Несмотря на имеющиеся положительные тенденции, в развитии экономики и социальной сферы города имеются проблемы и ограничения, которые необходимо преодолеть в перспективе и трансформировать их в положительные факторы развития.

К основным факторам, сдерживающим социальное и экономическое развитие города, можно отнести:

  • удаленное положение относительно важных центров России, Европы и мира;
  • неблагоприятная медико-демографическая динамика;
  • недостаточность средств бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в развитие экономики городского округа;
  • недостаточный уровень материально-технической базы и обеспеченности квалифицированными кадрами бюджетных учреждений городского округа;
  • высокая степень износа значительной части жилищного фонда, инженерных систем и сооружений, объектов благоустройства;
  • неконкурентоспособность отдельных отраслей производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке;
  • низкая инвестиционная активность, в том числе в муниципальном секторе экономики;
  • недостаточно эффективные механизмы внедрения передовых конкурентоспособных технологий, задающих новые «точки роста» и обеспечивающих процессы экономического, социального и культурного развития городского округа;
  • деформированная структура занятости - нехватка высококвалифицированных рабочих в ряде отраслей на фоне активизации промышленности и бизнеса.
  • слабое использование туристского потенциала;
  • напряженная экологическая обстановка.

Для определения перспектив дальнейшего развития района выделены «точки роста», способные существенно влиять на экономический потенциал района в ближайшие 10 лет:

  • пищевая и деревообратывающая промышленность;
  • потребительский рынок товаров и услуг;
  • стройиндустрия и жилищное строительство;
  • связь и информатизация;
  • научно-образовательный комплекс;
  • развитие туризма.

2.1 Механизм реализации программы социально-экономического развития Чайковского муниципального района на 2008-2022 годы.

Паспорт Программы социально-экономического развития Чайковского муниципального района.

Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Чайковского муниципального района на 2009-2011 годы и на период до 2015 года.

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

Устав муниципального образования Чайковский муниципальный район,

Решение Земского собрания от 06.12.2006 №186 «О принятии Концепции Программы социально-экономического развития Чайковского муниципального района в 2006-2010 годах и на период до 2015 года»,

Распоряжение главы муниципального района от 11.09.2008 №578-р «О разработке Программы социально-экономического развития Чайковского муниципального района на 2008-2010 годы и на период до 2015 года».

Заказчики Программы

Администрация Чайковского муниципального района.

 

Основные разработчики Программы

Отдел экономики и развития территории администрации Чайковского муниципального района.

Руководитель Программы

Общее руководство разработкой Программы осуществляют глава Чайковского муниципального района, заместитель главы Чайковского муниципального района

Исполнители основных мероприятий

Программы

Аппарат администрации Чайковского муниципального района, структурные подразделения администрации Чайковского муниципального района, ОВД по г.Чайковскому, ГУ ЦЗН, ТУ

Минсоцразвития края по Чайковскому муниципальному району.

Цель Программы

Повышение качества жизни населения.

Формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности и укрепление здоровья.

Обеспечение устойчивости территориального развития.

Задачи Программы

Обеспечение экономического роста через повышение инвестиционной привлекательности района, расширение существующих производств, развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства, развитие малого предпринимательства и туризма, обеспечение потребностей в квалифицированной рабочей силе, достижение долговременной экологической безопасности района, экономное использование всех видов ресурсов.

Развитие человеческого потенциала на основе повышения качества жизни населения с помощью обеспечения доступности и улучшения качества социальных услуг; повышения качества общего и профессионального образования, здравоохранения, обеспечения занятости населения.

Развитие инфраструктуры через увеличение объёмов жилищного строительства, строительства сети региональных и меж по селенческих дорог, развитие коммунальной инфраструктуры.

Сроки реализации Программы

2009-2011 гг. и на период до 2015 г.

Объемы и источники финансирования Программы

Всего по Программе: 12 318,3 млн. руб., в том числе:

  • федеральный бюджет 1 541,2 млн. руб.;
  • краевой бюджет 1 450,2 млн. руб.;
  • районный бюджет 641,1 млн. руб.;
  • бюджет поселений 1 132,9 млн. руб.;
  • средства ОМС 1,9 млн. руб.;
  • внебюджетные источники 7 551,0 млн. руб.;

В том числе по годам:

2009 год - 1 253,7 млн. руб., в т.ч.:

  • федеральный бюджет 55,9 млн. руб.;
  • краевой бюджет 308,9 млн. руб.;
  • районный бюджет 142,3 млн. руб.;
  • бюджет поселений 147,0 млн. руб.;
  • средства ОМС 0,3 млн. руб.;
  • внебюджетные источники 599,2 млн. руб..

2010 г. - 3 009,4 млн. руб., в т.ч.:

  • федеральный бюджет 636,8 млн. руб.;
  • краевой бюджет 303,8 млн. руб.;
  • районный бюджет 130,9 млн. руб.;
  • бюджет поселений 139,2 млн. руб.;
  • средства ОМС 0,2 млн. руб.;
  • внебюджетные источники 1 798,7 млн. руб..

2011 г. - 3 379,6 млн. руб. в т.ч.:

  • федеральный бюджет 586,0 млн. руб.;
  • краевой бюджет 156,0 млн. руб.;
  • районный бюджет 89,4 млн. руб.;
  • бюджет поселений 132,2 млн. руб.;
  • средства ОМС 0,3 млн. руб.;
  • внебюджетные источники 2 415,7 млн. руб.;

2012 - 2015 г. г. - 4 675,6 млн. руб., в т.ч.:

  • федеральный бюджет 262,5 млн. руб.;
  • краевой бюджет 681,5 млн. руб.;
  • районный бюджет 278,5 млн. руб.;
  • бюджет поселений 714,6 млн. руб.;
  • средства ОМС 1,1 млн. руб.;
  • внебюджетные источники 2 737,4 млн. руб..

Объёмы и источники прогнозного финансирования могут быть изменены в связи с изменением экономической ситуации в Российской Федерации.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Развитие района, улучшение качества жизни населения.

 

Контроль за реализацией Программы

 

Земское собрание Чайковского муниципального района, Контрольно-счетная палата муниципального района, администрация Чайковского муниципального района.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований

 

3.1 Сравнительный анализ текущего состояния планирования и прогнозирования социально-экономического развития современных муниципальных образований

 

Развитие мирового сообщества в конце XX начале XXI столетия знаменовались двумя противоположными тенденциями в области теории и практики территориального управления.

На постсоветском пространстве на фоне дискуссии о целесообразности или не целесообразности государственного регулирования рыночной экономики шел демонтаж существующей системы территориального планирования и управления.

В развитых европейских странах и США в этот же период развивался процесс прямо противоположный. Почти все города и поселения начали разрабатывать планы своего развития как средство усиления влияния муниципальных властей на основные сектора рынка (прежде всего на рынок труда) и оптимизации процесса объединения частных и общественных секторов во имя достижения стратегических целей муниципальных образований - сохранения или преумножения своих конкурентных преимуществ на региональном или международном рынках труда, товаров, услуг и ресурсов.

Наиболее ярко преимущества планирования динамичного развития муниципальных образований во имя достижения конкретных стратегических целей были продемонстрированы на примере городов, обеспечивавших в различный период времени прием Олимпийских игр: Барселона, Мюнхен, Хельсинки, Сеул и т.д.

Успехи послевоенного восстановления экономики ФРГ также во многом связывают с организацией муниципального планирования.

Первые данные о разработке комплексных программ социально - экономического развития и планирования деятельности социальных и муниципальных служб в городах США относят к началу 70-х годов. К началу 80-х годов в разработке программ американские специалисты начали использовать видоизмененные элементы стратегического планирования крупных хозяйствующих субъектов. В этот же период времени идеи планирования получили широкую популярность в Европе.

Основными движущими силами, заставившими территориальные власти перейти от традиционного формирования годовых бюджетов, определяющих основные параметры финансирования ключевых направлений деятельности муниципалитетов, к элементам планирования, обеспечивающим сбалансированность развития основных элементов муниципального хозяйства (промышленность, транспорт, производственная и социальная инфраструктура) на длительный период времени, по мнению аналитиков, явились:

1. Рост социальных противоречий как следствие роста безработицы.

2. Рост конкуренции на рынках производимых товаров и услуг как следствие глобализации мировой экономики.

3. Рост сложности координации территориальных социально-экономических процессов как следствие процесса формирования и развития крупных территориально-производственных кластеров.

В США распространению планирования в городах способствовали положения федерального законодательства, предусматривающего составление муниципальных планов в качестве обязательного условия получения ими финансовых льгот, дотаций, кредитов и т.д.

В настоящее время территориальное планирование и прогнозирование является основным инструментом достижения целей муниципального управления практически во всех развитых странах.

Из общего многообразия моделей планов и программ социально-экономического развития зарубежных муниципальных образований отечественные специалисты выделяют, как приемлемые для целей территориального планирования в России, модель «многоступенчатого планирования», модель К. Майерсона, модель Р. Бейли и модель «метрополитенского планирования»

Сравнительный анализ перечисленных моделей показал, что все они в основном в той или иной мере повторяют структуры моделей управления крупными хозяйствующими субъектами, но отличаются от последних наличием в них разделов согласования с общественностью возможных альтернатив развития муниципальных образований. Помимо этого в каждой из территориальных моделей присутствуют в той или иной степени механизмы вовлечения бизнеса в решение социальных проблем территории.

Сегодня муниципальное планирование является важнейшим инструментом в урегулировании комплекса проблем и противоречий, возникающих в процессе развития отраслей на территории городских и сельских агломераций и в объединенной Европе, и в США, и в развитых странах Юго-Восточной Азии.

Основные задачи, решаемые средствами муниципального планирования в развитых странах, группируются в основном по четырем направлениям:

Задачи формирования оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных регуляторов развития экономики на территории муниципального образования.

Задачи согласования отраслевых стратегий и стратегий развития хозяйствующих субъектов со стратегией развития муниципального образования.

Задачи пространственного согласования планов гражданского и производственного землепользования с планами развития жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

Задачи обеспечения конкурентоспособности муниципального образования на международном рынке товаров, услуг и ресурсов, как основы высокого качества жизни населения, с одновременным сохранением поселения как среды обитания человека.

Для муниципальных образований, находящихся на пространстве ЕЭС, добавляются еще и задачи обеспечения компромисса между экономической политикой Евросоюза и политикой федеральных властей.

Накопленный за рубежом потенциал теоретических разработок в области муниципального планирования в той или иной степени востребован на практике, прежде всего, в силу необходимости исполнения действующего законодательства. Законы, регламентирующие содержание и форму планов, периодичность их формирования приняты практически во всех развитых странах. В одних случаях, как, например, в Австрии, Великобритании, Бельгии, Франции, Италии и Германии - это государственные законы, в других, как в США и Канаде - это законы штатов и муниципальные хартии.

Отсутствие государственных законов, как правило, компенсируется другими гражданскими или общественными институтами, формирующими мотивацию необходимости ведения муниципального хозяйства на научно обоснованных и проверенных практикой методиках.

С точки зрения оптимального соотношения достаточно большой автономии муниципальных образований, особенно городов, в части планирования собственного развития и влияния на эти процессы государства, наибольший интерес, представляет опыт муниципального планирования в Австрии, Бельгии, Испании и Германии.

Так, например, в Германии стратегические планы развития Мюнхена, Дрездена, Берлина, Штутгарта и других значительно отличаются как по целям, так и по средствам их реализации. Вместе с тем, все они разрабатывались и реализуются в полном соответствии с Федеральным законом о муниципальном планировании, который определяет не только минимальное содержание плана, но и алгоритм его разработки, а также инструменты его реализации.

В законе достаточно детально прописаны процедуры уведомления субъектов муниципального планирования о плановых решениях, оценки влияния муниципальных планов на планы хозяйствующих субъектов, порядок оценки соответствия плановых решений целям муниципального планирования, установленным законом, обязательность соблюдения решений муниципального планирования всеми его субъектами. В законе прописана также и система консультирования разработчиков муниципальных планов с промышленной и торговой палатами ФРГ, профсоюзными объединениями, природоохранительными ассоциациями и т.д.

Ряд процедур, обеспечивающих устранение противоречий между экономическими и социальными целями муниципального планирования, разработан и контролируется Федеральным административным судом ФРГ.

В то же время, согласно федеральному законодательству Германии, высший уровень власти не отвечает за текущее муниципальное планирование, но, согласно Конституции, он в обязательном порядке должен следить за достижением общей цели улучшения качества жизни в стране.

Информация о работе Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниц