Существующие подходы к проблеме аварийного и ветхого жилья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ и выявление различных подходов к решению проблемы аварийного и ветхого жилья в России.
Задачи работы:
- определить критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхого и аварийного жилья;
- проанализировать нормативно-правовые акты, контролирующие деятельность по аварийному и ветхому жилью;
- собрать и проанализировать статистическую информацию об аварийном и ветхом жилье в РФ

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Существующие подходы к проблеме аварийного и ветхого жилья…7
1.1. Нормативно-правовые акты, контролирующие деятельность по аварийному и ветхому жилью в РФ. …………………………………………….7
1.2. Критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхих и аварийных………………………………………………….10
1.3.Статистическая информация об аварийном и ветхом жилье в РФ……….15
Глава 2. Основные проблемы в сфере аварийного и ветхого жилья.
Пути решения этих проблем……………………………………………………20
Глава 3. Современные перспективы в сфере ветхого и аварийного жилья…28
3.1. Привлечение инвесторов как способ решения данной проблемы……….33
3.2. Подводные камни…………………………………………………………...36
3.3.Реконструкция аварийных зданий – есть ли выход в решении проблемы?.....................................................................................................37
3.4. Решение проблем аварийного жилья на примере города Пермь………...42
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………….…………..48

Файлы: 1 файл

Тема Аварийное и ветхое жилье.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание 
Введение…………………………………………………………………………3

 
Глава 1.Существующие подходы к проблеме аварийного и ветхого жилья…7

1.1. Нормативно-правовые акты, контролирующие деятельность по аварийному и ветхому жилью в РФ. …………………………………………….7

1.2. Критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхих и аварийных………………………………………………….10

1.3.Статистическая информация  об аварийном и ветхом жилье  в РФ……….15

Глава 2. Основные проблемы в сфере аварийного и ветхого жилья. 
Пути решения этих проблем……………………………………………………20

Глава 3. Современные перспективы в сфере ветхого и аварийного жилья…28 
3.1. Привлечение инвесторов как способ решения данной проблемы……….33 

3.2. Подводные камни…………………………………………………………...36

3.3.Реконструкция  аварийных зданий – есть ли выход в решении проблемы?.....................................................................................................37

3.4. Решение проблем аварийного жилья на примере города Пермь………...42

Заключение……………………………………………………………………….45

Список использованной литературы……………………………….…………..48

 

 

 

Введение

   На сегодняшний день проблема аварийного и ветхого жилья стоит крайне остро и требует новых нестандартных решений, финансовой поддержки, совершенствования законодательной базы и принятия безотлагательных мер. По состоянию на 1 января 2012 года аварийным жилищным фондом в России признано 10 миллионов 500 тысяч кв. метров жилья, где проживают более 700 тысяч человек.  По данным анализа Международной финансовой корпорации (IFC), России потребуются вливания инвестиций в размере 322 миллиардов рублей ежегодно до 2035 года1. Именно столько бюджетных средств необходимо для модернизации жилого фонда и проведения капитального ремонта жилых помещений. Этими чудовищными цифрами обуславливается актуальность выбранной темы. Несмотря на то, что было предпринято множество попыток для решений данной проблема, она продолжает оставаться одной из самых острых.

   Основным противоречием современного периода времени является то, что уровень аварийного и ветхого жилья в России достаточно высок, что связано с проблемами жилищно-коммунального обслуживания жилищных фондов, с высоким процентом износа домов, с отсутствием некоторых подзаконных актов в области капитального ремонта, с бездействием муниципальных властей в отношении аварийного и ветхого жилья  и т.п. Во многих городах процент износа зданий достаточно высокий, особенно это касается городов, имеющих большой процент исторических построек в структуре города. Здания, построенные почти полвека назад, изношены до предела. В Уфе, Иванове, Краснодаре, Владивостоке и Кирове износ жилых помещений в среднем составляет 90%2. При всем при этом, с каждым годом растет количество людей, нуждающихся в доступном и комфортном жилье. Практика показывает, что многие граждане продолжают жить в аварийном жилье, так как власти не признают статус аварийности дома в силу причин невозможности переселения граждан. Кроме того, при переселении не гарантировано, что переселение осуществится в доступное жилье.

   Основными проблемами на сегодняшний день  являются не только проблемы, касающиеся ликвидации аварийного и ветхого жилья, признание статуса домов, имеющих аварийность и ветхость и, как следствие, предоставление доступного и комфортного жилья гражданину. К одним из важных проблем также можно отнести   и несовершенство законодательства в сфере аварийного и ветхого жилья, и неправомерное использование критериев аварийности и ветхости в интересах определенных лиц. Кроме этого,  на сегодняшний день  существует некоторая конфликтная зона между тем, какое понятие в аварийность вкладывают жители и каким образом это отражается в законодательстве. Все эти проблемы носят масштабный характер и требуют принятия определенных мер и решений.

   Объект исследования – жилищный фонд.

   Предмет исследования – современные проблемы и перспективы в решении проблемы аварийного и ветхого жилья в России.

   Целью исследования является анализ и выявление различных подходов к решению проблемы аварийного и ветхого жилья в России.

   Задачи работы:

- определить  критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхого и аварийного жилья;

- проанализировать  нормативно-правовые акты, контролирующие  деятельность по аварийному и  ветхому жилью;

- собрать и  проанализировать статистическую  информацию об аварийном и  ветхом жилье в РФ;

- изучить современные  проблемы аварийного и ветхого  жилья в России;

- выявить основные  пути решения проблем аварийного  и ветхого жилья в России.

   Гипотеза. Если к решению проблемы аварийного и ветхого жилья подойти комплексно, используя при этом возможные инструменты и методы, которые в совокупности смогут дать желаемый эффект и результат, то мы сможем улучшить условия жизни населения.

   В рамках данной работы используются несколько методов: организационные и методы обработки данных. В частности среди организационных используются метод сравнения и анализа. Среди методов обработки данных  используются методы сбора и обработки статистических данных по аварийному и ветхому жилью. Кроме того, в работе использован метод включенного наблюдения и экспертных интервью при сборе материала в городском округе г. Пермь.

   Научная новизна работы. Данная работа основана на анализе научной литературы последних пяти лет и эмпирических данных практики последних двух лет (2011-2012 гг.). Это позволяет оценить практику решения проблем ветхого жилья на современном этапе развития, а также дает возможность спрогнозировать перспективы решения проблем в данной области.

   Теоретическая значимость исследования обуславливается использованием системного подхода к решению проблемы аварийного и ветхого жилья, а также поиском различных подходов, касающихся возможного решения проблемы.

   В данной работе использованы труды таких исследователей как Бессонова О.Э. , Шомина Е.С. ,  Пузанов А.С. , С.Б. Сиваев, Н.Б. Косарева и др.Также были изучены нормативно-правовые акты в сфере аварийного и ветхого жилищного фонда, документы и материалы Министерства регионального развития и Госстроя России, в том числе рассмотрены государственные и федеральные целевые программы в области жилья, такие как «Жилище» на 2011-2015 год», «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», проанализированы статистические данные о состоянии жилищного фонда , в частности рассмотрена динамика аварийного и ветхого жилья в России, региональная статистика по жилищному фонду, затраты на капитальный ремонт многоквартирных домов, проанализирован значительный вес ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда.

   Кроме того, в работе используются статистические и аналитические материалы городского округа город Пермь, которые были собраны во время Осенней школы, организованной кафедрой МСУ в октябре 2012 г.

   Практическая значимость работы заключается в том, что исследование носит узкоспециализированный характер, в дальнейшем работа может быть полезной для научно- практических разработок в области оценки: роли коммунального сектора, деятельности органов власти, нормативно-правового регулирования в решении проблем аварийного и ветхого жилья.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Существующие подходы к проблеме  аварийного и ветхого жилья.

1.1. Нормативно-правовые  акты, контролирующие деятельность  по аварийному и ветхому жилью

   Если говорить в целом о нормативной базе контроля за аварийным и ветхим жильем, то, прежде всего, нужно назвать нормативные акты, основополагающего характера, такие как Конституция РФ, Жилищный кодекс РФ, в целом устанавливающие как право на жилье, так и особенности содержания и эксплуатации жилища.

   Кроме того, например Конституция РФ3 устанавливает принцип федерализма, в отношении органов, контролирующих деятельность в области ветхого и аварийного жилья, разделяя при этом федеральные службы и агентства, региональные и муниципальные органы власти.

   «В соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, собственники помещений, помимо прав и обязанностей в отношении помещений в многоквартирных домах, несут обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества, в том числе по осуществлению текущего и капитального ремонтов»4.

   Что касается непосредственного контроля, то здесь ситуация достаточно сложная, а именно нет подзаконных актов, регулирующих вопросы капитального ремонта, нет четкости критериев в отношении ветхих домов. Фактически основным нормативным актом является Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 28.01.2006 № 47. ( далее Положение)

   Признание жилого помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в зависимости от принадлежности жилого помещения к соответствующему виду жилищного фонда: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Решение о признании жилых помещений частного жилищного фонда непригодными для проживания вправе принимать орган местного самоуправления на основании заключении Комиссии (пункты 7 и 8 Положения), что, по моему мнению, является важным нововведением Положения.

   Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения требованиям, установленным в Положении, и в случае несоответствия жилого помещения таким требованиям, признает его непригодным для проживания (п. 42 Положения).

   Кроме заявления гражданина и заключения, также требуются дополнительные документы, в частности, документы о праве собственности, фактически правоустанавливающие документы, копии должны быть нотариально заверены. Также необходим план помещения, его техпаспорт.

   По результатам работы Комиссия принимает большинством голосов решение (в виде заключения) о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания (пункты 46 и 47 Положения).

   На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.

   Из материалов судебной практики наглядно видны разрешение наиболее острых вопросов, связанных с предоставлением жилья вместо аварийного.

   Так, в частности, например, недопустимо уменьшение жилой площади и количества комнат за счет увеличения площади вспомогательных помещений (кухни, коридора т.д.), даже если общая площадь предоставляемого жилья больше ранее занимаемого5.

   Для получения жилья по нормам предоставления необходимо быть малоимущим либо состоять на учете в качестве нуждающегося или иметь право состоять на таком учете. В п. 1 ст. 89 ЖК РФ указано, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Нормы предоставления обозначают минимальный размер площади помещения, с помощью которого определяется общий размер помещения, которое предоставляется субъектом РФ для проживания.

   Такой случай предусмотрен ФЗ от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Смысл в том, что если религиозной организации передается государственный или муниципальный жилищный фонд, а люди, выселенные из него, признаны малоимущими либо состоят на учете в качестве нуждающихся или вправе состоять на таком учете, получают жилье по норме предоставления.

   Однако есть судебная практика, позволяющая более широко толковать п. 1 ст. 89 ЖК РФ и не связывать предоставление жилья по нормам предоставления только с передачей имущества религиозным организациям. Так, например, в соответствии с нормами предоставления лицам была предоставлена квартира, площадь которой в три раза превысила площадь ранее занимаемого жилья. При этом суд принял во внимание, что истец и его семья признаны малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма6.

 

1.2. Критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхого и аварийного жилья

   Критерии и технические условия отнесения жилых помещений к категории ветхого и аварийного жилья на сегодняшний день являются одной из самых острых проблем в сфере аварийного жилищного фонда. Это объясняется тем, что во многих субъектах РФ отсутствует нормативно-правовые акты, в которых четко определены и законодательно прописаны критерии аварийности.

   Следует отметить, что в советский период времени существовало положение об оценки непригодности тех или иных жилых помещений.  После принятия Конституции РФ в 1993 году, было разработано новое законодательство в рамках регулирования критериев и технических условий отнесения жилых помещений к категории ветхого и аварийного жилья. В частности, был принят Приказ Госстроя России от 31.12.1999 № 177, который утвердил Методику по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания. Однако данный документ утратил силу, поскольку в его регистрации было отказано в связи с изданием приказа Госстроя России от 15.08.2000 № 181. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 552 было утверждено специальное положение «О порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания. Оно устанавливало порядок признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания. Однако, для данного случая были исключены личные жилые помещения населения, которые находились в их частной собственности. Непригодными для проживания признавались жилые дома (жилые помещения) по основаниям ветхого или аварийного состояния, наличия вредного воздействия факторов среды обитания. При этом п. 3 названного Положения предусматривал комплекс критериев и технических условий отнесения жилых домов (помещений) к категории ветхих или аварийных.

Информация о работе Существующие подходы к проблеме аварийного и ветхого жилья