Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:57, контрольная работа

Описание работы

Каждый гражданин Российской Федерации наделен правом на осуществление местного самоуправления. Это право закреплено в статье 3 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ. Согласно данной статье «граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Местное самоуправление – общие положения.…….……………….....5
2. Система гарантий местного самоуправление…………………………8
3. Судебные и иные формы защиты местного самоуправления………...11
Заключение………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………...16

Файлы: 1 файл

МунП.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Казанский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

« РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ »

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по  дисциплине: «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО»

30. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

 

                      Выполнила:

                                              Студентка 5 курса 521 гр.

                                              Заочной формы обучения

                                               Низаева Галия Рустемовна

 

 

 

 

 

                                                          Казань

                                                            2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

1. Местное самоуправление – общие положения.…….……………….....

5

2. Система гарантий местного самоуправление…………………………

8

3. Судебные и иные формы защиты местного самоуправления………...

11

Заключение………………………………………………………………….

15

Список использованной литературы……………………………………...

16


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый гражданин  Российской Федерации наделен правом на осуществление местного самоуправления. Это право закреплено в статье 3 Федерального Закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ. Согласно данной статье «граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

Конституцией  Российской Федерации граждан гарантируется  право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления и др. Согласно статье 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (т.е. путём референдумов, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Право населения  на осуществление местного самоуправления предполагает также и другие формы его реализации. Это, прежде всего территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Исходя из вышеуказанного, целью данной работы – изучение форм защиты местного самоуправления. Задачами являются:

    • анализ общих положений местного самоуправления
    • изучение системы гарантий местного самоуправления
    • рассмотреть судебную форму и иные формы защиты местного самоуправления.

Для достижения цели и задач работа поделена на введение, 3 главы,  заключение, список использованной литературы.

 

1.МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ  – ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Эффективность работы органов местного самоуправления зависит от следующих факторов:

1) выбранной  структуры управления местными  делами;

2) профессионализма  и человеческих качеств служащих и выборных лиц;

3) профессионализма  глав администраций, их умения  организовывать труд служащих, степени  владения ими методик управления  персоналом служащих, владения методик  развития территорий, развития демократии;

3) достаточного  финансирования для выполнения своих функций;

4) разумного  разделения труда среди служащих;

5) ответственности  служащих перед населением;

6) качества федерального  законодательства и законодательства  субъектов РФ о местном самоуправлении;

7) качества муниципальных  правовых актов - решений по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятых населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления;

8) правовой культурой  населения и служащих;

9) развитости  форм непосредственного осуществления  населением местного самоуправления: местного референдума, муниципальных выборов, отзыва депутатов, схода граждан, публичных слушаний, собрания, конференций, опроса граждан;

10) активности  населения, осуществляющего местное  самоуправление непосредственно  и (или) через выборные и  иные органы местного самоуправления, в том числе правотворческой инициативы, и т.п.

Муниципальные образования вправе иметь собственную  символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции. Также имеется свой Устав, который разрабатывается этим муниципальным образованием самостоятельно. Принимается Устав представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Муниципальная собственность - средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

В соответствии со статьёй 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией, а также осуществлять контроль за соответствием Конституции, законодательству РФ, субъектов РФ действий местного самоуправления и их органов при решении ими различных вопросов местного значения. Однако Федеральный закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Значит, местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Следовательно, муниципальная власть и власть государственная это две формы власти народа.

Местное самоуправление как форма народовластия имеет  следующие основные признаки:

1) местное самоуправление  имеет особый субъект: население  муниципального образования;

2) местное самоуправление особая форма демократического механизма управления обществом и государством;

3) местное самоуправление  имеет особый объект управления: вопросы местного значения;

4) местное самоуправление  имеет особую форму организации  и осуществления власти: самостоятельность;

5) местное самоуправление  осуществляет свою деятельность  под собственную ответственность.

 

2. СИСТЕМА ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает: общие гарантии, к которым относятся экономические, политические, духовные, и специальные гарантии.

Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы:

Ø свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда;

Ø разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность;

Ø их равной правовой защиты и др.

Политические гарантии местного самоуправления - это политико-правовой режим нашего государства:

Ø система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Ø народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Ø самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.

Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей  и ориентации деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др. Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.

Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения  деятельности местного самоуправления, которые установлены как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  Российской Федерации. Кроме того, надо иметь в виду, что органы местного самоуправления принимают собственные нормативные акты, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления (положения, уставы о местном самоуправлении и др.).

Конституцией Российской Федерации /ст.131-133/ определены основные права и гарантии местного самоуправления в Российской Федерации. К ним, в  частности, относятся:

Ø право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления;

Ø обязательность учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление;

Ø право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и решать иные вопросы местного значения;

Ø право органов местного самоуправления на получение необходимых материальных и финансовых средств при наделении их законом отдельными государственными полномочиями;

Ø право местного самоуправления на судебную защиту;

Ø право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.

Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы  обеспечить правовыми средствами:

Ø организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

Ø защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.

Законы субъектов  Российской Федерации не могут снижать  уровень гарантий местного самоуправления, определенный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами. Указанные ограничения, вводимые законами субъектов Федерации, не имеют юридической силы, поскольку согласно ст.76 Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 

 

3. СУДЕБНЫЕ И ИНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

В правовом государстве  суд выступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры о нарушенном праве. Судебная власть в Российской Федерации призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством.

Информация о работе Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления