Страны с континентальной моделью местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:26, реферат

Описание работы

Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и многообразное явление, формирование и развитие которого завистит от комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территории. Местное самоуправление снискало массу эпитетов в связи с политико-правовой оценки его качеств. его называют «критической точкой» всей конструкции новой российской государственности, важнейшим элементом становления демократической России, «цементирующим раствором государственной целостности» и т.д.

Файлы: 1 файл

красиева.docx

— 25.23 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 
 
Кафедра административного права и административной деятельности ОВД

Дисциплина: муниципальное  право России 
 

Реферат на тему: 
 
«Страны с континентальной моделью местного самоуправления»

 

 

 

 

                                                                           Выполнила:

 студентка 543группы  
                                                         Белецкая Е.Н. 
 
 
                                                         Проверила:

                                                                                   Старший преподаватель 

кандидат юридических  наук

подполковник полиции

Катаева О.В.

 
 
 
 
 

Белгород – 2013

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Понятие «местное самоуправление»  отражает сложное и многообразное  явление, формирование и развитие которого завистит от комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территории. Местное самоуправление снискало массу эпитетов в связи с политико-правовой оценки его качеств. его называют «критической точкой» всей конструкции новой российской государственности, важнейшим элементом становления демократической России, «цементирующим раствором государственной целостности» и т.д. За художественной образностью этих и других определений прослеживается осознание значимости данного института, но нашло выражение в различных направлениях, научных подходов к пониманию местного самоуправления. Это объясняется прежде всего многозначностью самого термина «самоуправление».

 

 Одно из значений  понятия самоуправления — это  олицетворение такого состояния  публичного порядка, при котором  функционирование органов и институтов  самоуправления разного уровня (в  том числе местного) обязательно.  Самоуправление в различных его  проявлениях обретает черты неотъемлемого  элемента правового государства,  становится особенностью внутренней  организации государственной власти. В этом случае государство,  располагающее представительными  органами власти на местах, рассматривается  как самоуправляющаяся организация.

 

 Другое значение понятия  самоуправления — устойчивость  местной власти. В этом случае  оно выступает синонимом местного  самоуправления. При этом местное  самоуправление выступает самостоятельным  политико-правовым принципом организации  местной власти, основанным на  способности жителей любой административно-территориальной  единицы без вмешательства в центральных органов решать хозяйственные и иные вопросы.

 

 Но какими бы многообразными  ни были исследовательские подходы  к понятию «местное самоуправление»,  следует исходить из того, что  этот институт является правовым  и имеет свое легальное (правовое) определение. Документом, наиболее  полно излагающим понятие «местное  самоуправление», считают Европейскую  хартию о местном самоуправлении 1985 г.: «под местным самоуправлением  понимается право и реальная  способность органов местного  самоуправления регламентировать  значительную часть публичных  дел и управлять ею, действуя  в рамках закона, под свою ответственность  и в интересах местного населения» (п. 1 ст. 3).

 

 Конституция РФ представляет  местное самоуправление как «самостоятельное  решение населением вопросов  местного значения, владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью» (ч. 1 ст. 130). Самостоятельное  решение этих вопросов «осуществляется  гражданами путем референдума,  выборов, других форм прямого  волеизъявления, через выборные  и другие органы местного самоуправления»  (ч. 2 ст. 130)1. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на конституционных положениях, устанавливает, что местное самоуправление в России — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

 

Обеспечение участия  населения в решении вопросов местного значения.

 

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение  населением муниципального образования  вопросов местного значения. Поэтому  важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для  эффективного участия граждан в  осуществлении местного самоуправления. К этим условиям прежде всего относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения  в осуществлении муниципальной деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона об общих принципах организации  местного самоуправления граждане имеют  равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения  к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Существуют различные  формы волеизъявления, с помощью  которых обеспечивается участие  граждан в решении вопросов местного значения. Важнейшим инструментом волеизъявления населения муниципального образования  являются демократические свободные  и периодические муниципальные  выборы, посредством которых избираются органы местного самоуправления. Наличие  выборных органов местного самоуправления является обязательным. В отдельных  поселениях уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации  может быть предусмотрена возможность  осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Собрание (сход) граждан может использоваться для решения вопросов местного значения и наряду с представительным органом местного самоуправления.

По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, в котором имеют право участвовать  все граждане, проживающие на территории муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования  местный референдум назначается  представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения.

Статья 25 Закона об общих  принципах организации местного самоуправления закрепляет институт народной право творческой инициативы. Население  в соответствии с уставом муниципального образования вправе вносить проекты  правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать  на открытых заседаниях с участием представителей населения. Право на участие в осуществлении местного самоуправления граждане реализуют  также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Закон предусматривает использование  в системе местной демократии территориального общественного самоуправления, порядок организации и осуществления  которого определяется уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Развитие институтов муниципальной  демократии обеспечивает тесную связь  выборных органов и должностных  лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав  муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражения недоверия  населением или досрочного прекращения  полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Участие граждан в осуществлении  местного самоуправления обеспечивается также через выборные и другие органы местного самоуправления. Граждане имеют равные права быть избранными в органы местного самоуправления. Им обеспечивается также равный доступ к муниципальной службе.

Для участия в управлении местными делами существенное значение имеет информированность граждан  о работе органов местного самоуправления, состоянии муниципального хозяйства. Поэтому последовательная реализация принципа гласности в муниципальной  деятельности служит важным условием обеспечения активного участия  населения в решении вопросов местного значения, контроля за работой органов местного самоуправления.

Местное самоуправление является хорошей школой для политического  воспитания, подготовки граждан к  участию в управлении государственными делами.

Заключение.

1. Местное самоуправление  можно рассматривать в качестве  основополагающего принципа осуществления  власти в обществе и государстве,  который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

 

 Европейская Хартия  местного самоуправления, принятая  Советом Европы 15 октября 1985 г., в  статье 2 устанавливает, что принцип  местного самоуправления должен  быть признан в законодательстве  страны и, по возможности, в  конституции страны. Конституция  Российской Федерации признает  и гарантирует местное самоуправление, закрепляет его в качестве  одной из демократических основ  системы управления Российской  Федерации (ст. 3, 12, гл. 8).

 

2. Местное самоуправление  — это и право граждан, местного  сообщества (населения данной территории) на самостоятельное заведование  местными делами. Признавая это  право, государство признает самостоятельность  местного самоуправления в пределах  его полномочий, берет на себя  обязанность создавать необходимые  условия для их осуществления.  Данное право, принадлежащее населению  городских и сельских поселений  и реализуемое им непосредственно,  а также через органы местного  самоуправления, обеспечивается судебной  защитой, иными гарантиями, закрепленными  Конституцией Российской Федерации  и федеральным законодательством.

 

3. Местное самоуправление  можно охарактеризовать и как  форму, способ организации и  осуществления населением власти  на местах, которая обеспечивает  самостоятельное решение гражданами  вопросов местной жизни с учетом  исторических и иных местных  традиций. Данная форма реализации  власти на местах означает  также, что граждане и формируемые  ими органы местного самоуправления  берут на себя ответственность  за управление местными делами. Именно в этом суть местного  самоуправления.

 

 Таким образом, местное  самоуправление — это система  организации и деятельности граждан,  обеспечивающая самостоятельное  (под свою ответственность) решение  населением вопросов местного  значения, управление муниципальной  собственностью, исходя из интересов  всех жителей данной территории.

 

 Эта система представляет  собой совокупность организационных  форм и институтов прямого  волеизъявления, выборных и других  органов местного самоуправления, посредством которых реализуются  принципы и функции местного  самоуправления.

Список литературы.

  1. Скуратов Ю.А.Концепция самоуправления народа в СССР: понятие и содержание / / Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 2011. С. 53
  2. Институты самоуправления: историко-правовые исследование. М., 2011. С. 226
  3. Курчинский М.А. Муниципальный социализм и развитие городской жизни. 2011. С. 155.
  4. Вебер М. Город / / Избранное. Образ общества. М., 2008 С. 253.
  5. Курчинский М.А. Муниципальный социализм и развитие городской жизни. 2011. С. 156.
  6. Курчинский М.А. Муниципальный социализм и развитие городской жизни. 2011. С. 157.
  7. Вебер М. Город / / Избранное. Образ общества. М., 2010 С. 254.
  8. Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения. М., 2012. С. 563.

 

 

 

 


Информация о работе Страны с континентальной моделью местного самоуправления