Советы как сочетание элементов государственной власти и самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Данная контрольная работа нацелена на то, чтобы изучить взаимоотношения советов с сочетанием элементов государственной власти и самоуправления.
Задачи контрольной работы :
- Советы как сочетание элементов государственной власти и самоуправления;
- Раскрыть положение самоуправления в СССР в условиях становления и развития тоталитаризма (1924-1953 гг.);
- Рассмотреть попытки реформирования территориального самоуправления (1958-1964 гг.) и период стабилизации развития местных советов (1964-1982 гг.).

Файлы: 1 файл

МП советы как сочет гос вл и самоуправления.docx

— 42.25 Кб (Скачать файл)

 

3. Попытки реформирования территориального  самоуправления (1958-1964 гг.). Период стабилизации  развития местных советов (1964-1982 гг.).

 

В 50—80 г. XX в. в СССР было принято немало постановлений, посвященных проблемам совершенствования  местного самоуправления. Это постановления ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» (1957 г.), «О работе местных Советов депутатов трудящихся Полтавской области» (1965 г.), «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» (1967 г.), «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся» (1971 г.), постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР «О дальнейшем повышении роли Советов народных депутатов в хозяйственном строительстве» (1981 г.) и др.

Во многих документах были расширены финансовые права местных органов. Так в 1956 г. местные Советы стали самостоятельно распределять денежные средства своего бюджета. В положении о сельских Советах РСФСР, утвержденном Президиумом Верховного Совета Российской Федерации 12 сентября 1957 г., местные органы получили право при перевыполнении доходной части сельского бюджета направлять бюджетные средства на дополнительные расходы по формированию хозяйственных и культурных мероприятий (кроме увеличения заработной платы). 14

Расширились также источники доходов, идущих непосредственно в бюджеты местных Советов. К примеру, законами о Государственном бюджете СССР на 1958 и 1959 г. устанавливалось, что доходы, поступающие по подоходному налогу с колхозов, сельхозналогу и налогу с холостяков, одиноких и малосемейных граждан, полностью зачисляются в республиканский бюджет.

Значительное  место развитию местного самоуправления было отведено в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. В  этих Основных законах был зафиксирован принцип верховенства Советов как  единственных единых органов государственной  власти. Закрепляя полновластие Советов, они устанавливали, что все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам. Специальная глава Конституции РСФСР была посвящена местным органам власти и управления. Были четче и полнее разработаны функции местных Советов. 15

Как характеризовалась  система местного самоуправления в  СССР, в том числе и в Российской Федерации в 80-е гг. XX в.?

По Конституции  СССР 1977 г. местные Советы должны были руководить на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждать планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществлять руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействовать укреплению обороноспособности страны.

В пределах своих полномочий местные Советы должны были обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществлять контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координировать и контролировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового иного обслуживания населения.

Решения местных Советов, принятые в пределах полномочий, предоставленных им законодательством  Союза СССР, союзной и автономной республики, были обязательны для  исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Районные, городские и районные в городах  Советы могли образовывать отделы и управления исполкомов, утверждать и освобождать от должности их руководителей; отменять решения нижестоящих Советов; создавать наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по борьбе с пьянством при исполкомах Советов, комитеты народного контроля, утверждать их составы, назначать и освобождать от должности их председателей; утверждать структуру и штаты исполнительного комитета, его отделов и управлений, исходя из принятых в республике нормативов и установленной для исполкома численности административно-управленческого аппарата.

Сельские  и поселковые Советы на сессиях объединяли, направляли средства, выделенные колхозами, совхозами, предприятиями на жилищно-коммунальное, культурно-бытовое строительство и благоустройство; утверждали и освобождали от должности руководителей школ и других подведомственных им учреждений; рассматривали замечания и предложения по уставам сельскохозяйственных артелей; утверждал представления в исполнительные комитеты вышестоящих Советов по вопросам, связанным с изменением административно - территориального устройства.

Местные Советы сами определяли целесообразность рассмотрения того или иного вопроса Советом или подотчетным ему органом. Объем прав и обязанностей местных Советов зависел от их звена. Районный Совет как узловое звено местных органов власти выступал организатором развития всех отраслей местного хозяйства, непосредственно руководил развитием местной промышленности, всем делом социального, коммунально-бытового, культурного, торгового обслуживания населения, народным образованием, здравоохранением.

Для городских  Советов была характерна деятельность, прежде всего в сфере руководства  промышленностью, городским хозяйством и обслуживания населения. Они руководили подчиненными им предприятиями, принимали меры по развитию производства товаров народного потребления и местных строительных материалов на базе местного сырья, осуществляли контроль за строительством, ведущимся на их территории, организовывали жилищное, коммунальное, культурно-бытовое строительство. В их ведении находилось руководство всей деятельностью школ, внешкольным воспитанием детей, работой по медицинскому и пенсионному обслуживанию населения и т. д.

Особенности компетенции сельских и поселковых Советов проявлялись в их задачах и правах в области сельского хозяйства и социально-культурного обслуживания населения. Сельские и поселковые Советы контролировали деятельность колхозов и совхозов и оказывали им помощь в развитии сельскохозяйственного производства.

Наиболее  широкий объем прав местным Советам  был предоставлен в сфере, связанной с обслуживанием населения. Местные Советы контролировали деятельность всех расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций по жилищному, коммунальному строительству, строительству объектов социально-культурного и бытового назначения, производству товаров народного потребления, по разработке и проведению мер в области образования, здравоохранения культуры, землепользования, охраны природы, использования трудовых ресурсов.

Подчиненными  предприятиями, учреждениями и организациями местные Советы были правомочны руководить в полном объеме и всеми сторонами их деятельности.

По отношению  к неподчиненным предприятиям, учреждениям  и организациям сфера воздействия  местных Советов была более узкой  и носила иной характер: в вопросах, прямо затрагивающих интересы населения (так называемых вопросах местного значения), Советы над правом координировать и контролировать их деятельность практически в полном объеме. Осуществляя контроль за неподчиненными предприятиями, учреждениями и организациями, заслушивая отчеты их руководителей, принимая по ним решения, местные Советы оказывали на них тем самым прямое руководящее воздействие.

Многие  местные Советы объединяли средства предприятий, учреждений и организаций  вышестоящего подчинения, ассигнованные на жилищное, культурное и коммунально-битовое строительство, и выступали в роли единого заказчика.

Реализация  компетенции местных Советов  осуществлялась в различных организационно-правовых формах, дополняющих друг друга, связанных  в единую систему. Многогранность и  сложность функций Совета обуславливали  значительную дифференциацию этой системы, специализацию отдельных ее элементов.

Главной организационно-правовой формой деятельности местных Советов являются сессии.16

Сессия  местного Совета - это созванное  в установленном законом порядке общее собрание депутатов Сонета, правомочное решать все вопросы его компетенции.

Периодичность сессий местных Советов определялась Конституциями союзных и автономных республик и законами о местных Советах: сессии краевых, областных Советов, Советов автономных областей, автономных округов, районных, городских и районных в городах Советов проводились не реже 4 раз в год.  

Заключение

 

В годы перестройки  новое руководство КПСС Советского правительства попыталось, в какой уже раз, активизировать процесс, направленный на повышение роли местных Советов.

В июле 1986 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли  постановление «О мерах по дальнейшему повышению роли и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социально-экономического развития в свете решений XXVII съезда КПСС». Оно предусматривало меры по обеспечению комплексного экономического и социального развития территорий, совершенствованию управления деятельностью отраслей, непосредственно связанных с удовлетворением нужд местного населения, улучшением использования природных и вторичных ресурсов, усилением заинтересованности Советов народных депутатов в повышении эффективности работы объединений, предприятий и организаций, развитием демократических начал в работе Советов народных депутатов и укреплением аппарата советских органов.

Но спустя два года стало ясно, что кардинальных изменений в деятельности местных  Советов не происходит, и XIX Всесоюзная конференция КПСС в 1988 г. вновь возвращается к этому вопросу.17

Конференция разработала программу переустройства всех сторон деятельности Советов. Основной, «несущий» принцип был сформулирован так: Ни один государственный хозяйственный или социальный вопрос не может решаться помимо Советов». В связи с этим конференция признала необходимым укрепление законодательных, управленческих и контрольных функций Советов, передачу на их рассмотрение и решение всех важных вопросов государственной, хозяйственной социально-культурной жизни, восстановление руководящего положения выборных органов по отношению к исполнителям и их аппарату.

Внимание  к проблемам самоуправления в  нашей стране возросло во второй половине 80-х г., когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что местное самоуправление — это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправления от государственной власти.

Начавшиеся  демократические преобразования в  России привели к тому, что стала  оживать существовавшая в революционный  период идея выделения местного самоуправления из системы государственной власти. Она прошла несколько этапов конституционного закрепления.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция РФ. М., 1993г.
  2. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.
  3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ.  / Учебник. // М., Юристъ, 2006г
  4. Муниципальное управление: Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.Н. Иванова. М., 2002.
  5. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М.1995
  6. Чепурнова Н.М. Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие/ Евразийский открытый институт.-М., 2005

 

1 Чепурнова Н.М. Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие/ Евразийский открытый институт.-М., 2005.-51

2 Муниципальное управление: Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.Н. Иванова. М., 2002.-с.21

1-Чепурнова Н.М. Муниципальное  право Российской Федерации: Учебно-практическое  пособие/ Евразийский открытый  институт.-М., 2005.-54

1 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ.  / Учебник. // М., Юристъ, 2006г

1Ведомости  СССР.1978. №49. Ст.795

1 Постовой Н.В. Местное самоуправление :история, теория, практика. М.1995-с.75

1 Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996. С.325


Информация о работе Советы как сочетание элементов государственной власти и самоуправления