Система органов и должностных лиц местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

Задачами данной работы являются:
1. Раскрыть общие понятия органов и должностных лиц местного самоуправления;
2. Определить структуру органов и должностных лиц местного самоуправления

Файлы: 1 файл

(муниципальное право) Система органов и должностных лиц местного самоуправления.docx

— 31.72 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

В решении вопросов местного значения значительная роль отводится органам  местного самоуправления и должностным  лицам местного самоуправления. Местное самоуправление в РФ становится реальностью. Об этом свидетельствует одновременно как наличие необходимого законодательного закрепления, так и нарабатываемая практика фактической реализации местного самоуправления. Принципиально важным остается вопрос о том, что в настоящий период времени создана необходимая нормативно-правовая база для регулирования вопроса организации и функционирования местного самоуправления. В соответствии с п. «н» ст. 72 Конституции РФ «установление общих принципов организации… местного самоуправления» отнесено к вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ. И как следствие этого очевиден результат - принятие Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», выступающего как основной нормативно-правовой акт, регламентирующий организационную структуру местного самоуправления с точки зрения определенных базовых принципов.

Задачами данной работы являются:

1. Раскрыть общие понятия органов и должностных лиц местного самоуправления;

2. Определить структуру органов и должностных лиц местного самоуправления

Данная работа состоит  из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

  1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К полномочиям органов местного самоуправления на основании ст.130 Конституции РФ относятся: самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка, а также решение иных вопросов местного значения.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической  системе управления обществом и  государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов  самоуправления обеспечивает такую  децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению  интересов населения на местах с  учетом исторических и иных местных  традиций. Однако органы местного самоуправления – это не только способ децентрализации  управления, но и способ организации  и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное  решение гражданами вопросов местной  жизни, организационное обособление  управления местными делами в системе  управления обществом и государством. Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти, однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты для них являются обязательными.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия  и порядок прохождения муниципальной  службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования  в соответствии с законами субъектов  Российской Федерации и федеральными законами. Органы и должностные лица местного самоуправления являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они осуществляют разнообразную деятельность по реализации задач и функций местного самоуправления. Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы местного самоуправления решают две группы вопросов:

а) вопросы местного значения. Вопросы непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

б) выполнение отдельных  государственных полномочий. Наделение  органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

 

  1. СТРУКТУРА ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В соответствии со ст.34 ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»,  структуру органов  местного самоуправления составляют : представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования), контрольный  орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные  лица местного самоуправления, предусмотренные  уставом муниципального образования  и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.  Должностными лицами местного самоуправления являются: глава городского округа, заместитель (заместители) главы городского округа, глава администрации городского округа, председатель контрольно-счетной палаты городского округа. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек – на сходе граждан, или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования. При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума (схода граждан) структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе, как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.  Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов, определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления и  должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и  виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок  их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальное управление предусматривает  обязательное наличие представительных органов местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования – это основной орган представительной демократии в системе местного самоуправления, порядок формирования и деятельности которого регулируется ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ. При формировании представительного органа муниципального образования следует исходить из следующих правил:

1. представительный орган  поселения состоит из депутатов,  избираемых на муниципальных  выборах;

2. представительный орган  поселения не формируется, если  численность жителей поселения,  обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В  этом случае полномочия представительного  органа осуществляются сходом  граждан;

3. представительный орган  муниципального района может  формироваться двумя способами: 

во-первых, он может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. Данный порядок действует в том случае, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Соответствующая инициатива оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в ходе муниципальных выборов. Новый порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в его уставе в течение одного месяца со дня начала работы;

во-вторых, он может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Данный порядок может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы представительного органа муниципального района, избранного в результате муниципальных выборов.

Представительный орган  муниципального образования может  осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной  численности депутатов. К настоящему времени в основном завершен процесс  их формирования. В частности, избрано 247 тыс. депутатов представительных органов или 98,2% от установленной  уставами муниципальных образований  общей их численности.

Полномочия представительного  органа муниципального образования  независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в  случае его роспуска, а также в  случаях принятия им решения о  самороспуске, вступления в силу решения  соответствующего суда о неправомочности  данного состава депутатов представительного  органа муниципального образования, в  том числе в связи со сложением  депутатами своих полномочий либо преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение  полномочий его депутатов. Досрочные  прямые выборы проводятся в сроки, установленные  федеральным законом, а выборы депутатов  представительного органа муниципального района, если они избираются представительными органами поселений, в течение одного месяца.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с уставом муниципального образования он:

1) избирается на муниципальных  выборах либо представительным  органом муниципального образования  из своего состава;

2) в случае избрания  на муниципальных выборах либо  входит в состав представительного  органа муниципального образования  с правом решающего голоса  и исполняет полномочия его  председателя, либо возглавляет  местную администрацию;

3) в случае избрания  представительным органом муниципального  образования исполняет полномочия  его председателя;

4) не может одновременно  исполнять полномочия председателя  представительного органа муниципального  образования и полномочия главы  местной администрации, за исключением  сельского поселения, в котором  его Уставом может быть предусмотрено  формирование исполнительно-распорядительного  органа, возглавляемого главой муниципального  образования, исполняющим также  полномочия председателя представительного  органа муниципального образования;

5) в случае формирования  представительного органа муниципального  района из глав поселений и  депутатов представительных органов  указанных поселений, исполняет  полномочия его председателя.

Глава муниципального образования  представляет муниципальное образование  в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных  образований, органами государственной  власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени  муниципального образования. Он подписывает  и обнародует в порядке, установленном  уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, а также издает в  пределах своих полномочий правовые акты. Ему предоставлено право  требовать созыва внеочередного  заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования  подконтролен и подотчетен населению  и представительному органу муниципального образования. В случае досрочного прекращения  полномочий его функции временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

Местная администрация (от лат. administratio – управление) – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит ее глава на принципах единоначалия.

Главой местной администрации  является глава муниципального образования  либо лицо, назначаемое на должность  главы местной администрации  по контракту, заключаемому по результатам  конкурса на замещение указанной  должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Местная администрация обладает правами юридического лица. Ее структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Информация о работе Система органов и должностных лиц местного самоуправления