Система государственного и муниципального управления Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 18:18, реферат

Описание работы

Французская система гос. управления относится к числу развитых систем администрирования. Во Франции установлена модель смешанной президентско-парламентской республики. Эта модель была «скроена» под определенного политического лидера (генерала де Голля). Эта модель сочетает эффективность президентской власти с парламентским контролем за правительством (признак парламентской республики). Для гос. управления Франции характерен сильный и независимый глава государства, который назначает правительство с согласия парламента, разделение исполнительной власти между президентом и президентом и премьер-министром. Высшие органы власти группируются вокруг Президента республики, который играет центральную роль в системе гос. управления. В системе разделения властей приоритет отдан исполнительной власти, представленной Президентом и правительством.

Файлы: 1 файл

СМУ Франция.docx

— 157.48 Кб (Скачать файл)

Система государственного и муниципального управления Франции

Французская система гос. управления относится к числу развитых систем администрирования. Во Франции установлена модель смешанной президентско-парламентской республики. Эта модель была «скроена» под определенного политического лидера (генерала де Голля). Эта модель сочетает эффективность президентской власти с парламентским контролем за правительством (признак парламентской республики). Для гос. управления Франции характерен сильный и независимый глава государства, который назначает правительство с согласия парламента, разделение исполнительной власти между президентом и президентом и премьер-министром. Высшие органы власти группируются вокруг Президента республики, который играет центральную роль в системе гос. управления. В системе разделения властей приоритет отдан исполнительной власти, представленной Президентом и правительством.

Политико-территориальная организация Франции отличается сочетанием управления и самоуправления. Франция – регионалистское государство, где выборность местных органов власти дополняется административной опекой назначаемых из центра чиновников.

Центральные органы исполнительной власти. Президент Французской республики. Аппарат президента. Правительство.

Президент Французской республики. В иерархии го. Органов Франции Президент находится на вершине и выведен за три ветви власти. Он образует самостоятельную ветвь власти – президентскую, доминирующую над всеми остальными. Полномочия Президента, содержащиеся в конституции, позволяют характеризовать его как «республиканского монарха». Иногда систему власти в президентско-парламенсткой республике характеризуют как «принцип одиночества».

Полномочия Президента Французской республики можно разделить на 1) личные (т.е. осуществляемые им самостоятельно) и 2) полномочия, осуществляемые совместно с правительством. Президент Франции назначает и прекращает полномочия премьер-министра. Может назначать министров и всех высших чиновников. Но при назначении премьер-министра необходимо согласие Национального собрания, что ставит правительство в двойное подчинение. Президент обладает правом роспуска Национального собрания, правом передавать на референдум законопроекты, касающиеся наиболее важных вопросов. Чрезвычайно важным полномочием является право Президента устанавливать единоличную диктатуру в случае, если существование государства под угрозой, а нормальное функционирование государственных властей прекращено.  Президент может обращаться к парламенту с посланием[1].  К статусным полномочиям Президента относится его руководство заседаниями Совета министров. Президент участвует в законодательном процессе. Имеет право совместно с премьер-министром назначать на высшие гражданские и военные должности. Имеет некоторые полномочия в отношении судебной власти: объявляется гарантом ее независимости, участвует в назначении высших судей и прокуроров, председательствует в Высшем совете магистратуры, органе, который контролирует назначение судей и прокуроров, выступает в качестве дисциплинарного суда по отношению к ним.

Аппарат Президента. Закон не регулирует структуру аппарата Елисейского дворца[2], но обычно она организована следующим образом. Наиболее близок Президенту генеральный секретарь, возглавляющий генеральный секретариат – личную канцелярию главы государства. Здесь готовятся дела для рассмотрения в Совете министров, справки и т.д. Другим важным должностным лицом считается начальник кабинета Президента, занятый организацией его повседневной жизни (охраной, поездками и т.д.). Начальник личного штаба Президента помогает ему осуществлять функции высшего руководителя вооруженных сил.

Правительство. Главой правительства считается Президент, возглавляющий Совет Министров. Премьер-министр «руководит деятельностью правительства». Главная функция правительства – определение и проведение политики нации. Во Франции распределение полномочий внутри центральной исполнительной власти таково: Президент обеспечивает преемственность гос. власти, гарантирует незыблемость конституционного строя и территориальной целостности, решает стратегические вопросы и проблемы национальной безопасности; а правительство  занимается текущей административной работой, преимущественно в социально-экономической сфере, обеспечивает выполнение законов.

На практике полномочия президента и премьера в сфере исполнительной власти часто переплетаются. Конкретное распределение полномочий зависит от партийной принадлежности высших должностных лиц. Если премьер принадлежит к партии, лидером которой является Президент, то премьер превращается в высокопоставленного сотрудника Президента, который, опираясь на послушное парламентское большинство, может легко сместить премьера и назначить нового.  Если президентская партия теряет большинство в Национальном собрании, то премьер может реально (через правило контрассигнации) пресечь попытки Президента участвовать в правительственных делах; одновременно и Президент может парализовать деятельность правительства, отказываясь подписывать его документы.

Важнейшей правительственной структурой является Совет министров, заседающий под председательством Президента. Премьер может председательствовать на заседаниях Совета министра только по поручению Президента. Но премьер может контролировать деятельность Совета министров через различные межминистерские советы, занятые предварительной подготовкой его решений.

Законодательная власть. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, который состоит из  Национального собрания и Сената. Палаты неравноправны.Решающая роль в исполнении парламентских функций принадлежит Национальному собранию, избираемому населением непосредственно. В случае возникновения между палатами непреодолимых противоречий, правительство может потребовать, чтобы Национальное собрание приняло окончательное решение. Сенат обладает в законодательном процессе только правом отлагательного вето, которое преодолевается простым большинством голосов депутатов Национального собрания. Перед Национальным собранием ответственно правительство. Сенат призван способствовать преемственности гос. власти[3]; обеспечивать представительство территориальных коллективов республики. В структуру французского парламента входят различные комиссии (постоянные, специальные, по расследованию).

Публичная администрация. Публичная администрация Франции имеет несколько уровней: 1) государственная администрация, 2) территориальные коллективы, 3) функциональная администрация.

Государственная администрация.   Гос. администрация осуществляет свою деятельность на двух уровнях – центральном и территориальном. Административные органы, действующие на центральном уровне, называются центральной администрацией или администрацией с национальной компетенцией. На уровне отдельных административно-территориальных единиц действуют местные органы государственной администрации или администрация с территориальной компетенцией. Центральная администрация Франции включает  Совет министров, министерства, административные службы при Президенте и при премьер-министре, министерства.

Особенности министерской системы Франции:

1) количество и компетенции  министерств не являются стабильными. Перечень министерств устанавливается  премьер-министром при формировании  правительства;

2) нет единой структуры  министерств. Каждое министерство  организовано в соответствии  со своими собственными правилами[4].

Возглавляет министерство министр. Большую часть своих полномочий он передает начальникам центральных служб министерства или окружным префектам и префектам, возглавляющим внешние службы министерства в соответствующих административно-территориальных единицах. Важнейшим структурным звеном министерства является кабинет – действующий под непосредственным руководством министра орган, в котором решаются важнейшие политические и административные вопросы.

Местные органы государственной администрации. Префектура. В департаментах и регионах государство представляют префекты. Префекты информируют правительство о состоянии дел на местах, руководят полицией и иными местными службами. Префект наделен правом издавать правовые акты. Он является распорядителем государственных ассигнований и отвечает за управление гос. имуществом. Осуществляет административный контроль за деятельностью департаментов и коммун. Вправе опротестовать решения местных органов власти, если сочтет их незаконными.

Государственные периферийные службы. Это внешние (периферийные) службы различных министерств. Они проводят на местах политику, которую определяет центральный аппарат министерств. Периферийные службы принимают повседневные решения в соответствующей сфере гос. управления. Периферийные службы подчинены и министерству, и руководителю департамента – префекту[5].

Консультативные административные органы власти. Они создаются практически на всех уровнях французской административной системы. Центральное место занимают Государственный совет, Экономический и социальный совет. Они являются консультативными органами общего назначения, т.е. их деятельность не связана с каким-либо министерством. При решении некоторых вопросов наличие заключения соответствующего совета является обязательным.

Территориальные коллективы. Территориальные коллективы во Франции бывают двух видов: обычные (большинство коммун, департаментов и регионов) и особые (заморские территории, Корсика, Париж, Марсель, Лион). В основе административно-территориального устройства Франции лежат  принципы децентрализации (т.е. передачи значительных полномочий на места) и деконцентрации (т.е. распределения полномочий между различными ветвями власти).

Во главе коммуны стоит муниципальный совет, избираемый населением, он организует муниципалитет, избирая мэра и его заместителей. Мэр выступает и как представитель коммуны, и как представитель государства.

На уровне департаментов и регионов  действуют сходные системы управления: генеральный (региональный) совет, председатель совета и созданная при нем постоянная комиссия.

Функциональная администрация. Она представлена многочисленными и разнообразными публичными учреждениями: административными (национальное агентство занятости, университеты, лицеи  и т.д.), промышленными и коммерческими (Комиссариат по атомной энергии, Национальное ведомство лесов, Парижские аэропорты и т.д.).

 


Информация о работе Система государственного и муниципального управления Франции