Роль судебной власти в демократическом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является - проанализировать развитие организации правосудия, процесса модернизации судоустройства и судопроизводства в современный период, подробнее остановимся на изучении состояния судебной власти в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели контрольной работы, будут выполнены следующие задачи исследования:
1. изучена судебная реформа РФ в условиях формирования правового демократического государства.
2. рассмотрен конституционно-правовой статус судей в РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………. 3
1. Судебная реформа РФ в условиях формирования правового демократического государства………………………………………………….. 5
2. Конституционно-правовой статус судей в РФ………………………….…. 12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………...…19

Файлы: 1 файл

ГМУ.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 Несменяемость судей (ст. 121).

Независимость судей и суда (ст. 110, 120).

Открытость и гласность судебного  процесса (ст. 123).

Доступ к международному правосудию (ст. 46) и т.д.

  1. В основном завершена институционализация новой судебной системы. В настоящий момент в её состав входят федеральные суды  и суды субъектов РФ. К федеральным судам относится Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, арбитражные окружные суды и арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся: конституционные уставные суды субъектов РФ и мировые судьи.

Заложены основы и начато формирование самостоятельной организационной  материально-технической базы судебной власти. К настоящему времени сложились  две различные системы. Обязанности  по всем видам ресурсного обеспечения  возложены на планово-финансовые и хозяйственные управления. К сожалению, вопрос о достаточном и своевременном финансировании судебной системы остаётся наиболее актуальным.

Осуществлена реформа правового  статуса судей, включая формирование органов судейского самоуправления, которые интенсивно развиваются в настоящий момент уже на собственной базе.

Осуществляется очередной этап в развитии судебного процесса. Особое место в обеспечении прав и  свобод человека занимает применяемая  судами процессуальное право, поскольку  именно его положения, с одной стороны, реально гарантируют независимость и беспристрастность судьи в конкретном процессе, а с другой – предоставляют или не предоставляют человеку возможность на практике защищать свои права и свободы.

Проведено обновление системы оказания юридической помощи, в том числе в сфере квазисудебных форм и способов разрешения социальных конфликтов. Судебная реформа не может быть эффективной без соответствующих преобразований институтов, способствующих осуществлению правосудия, таких как адвокатура, нотариат или квазисудебные способы разрешения правовых конфликтов. Преобразование в сфере организации и деятельности адвокатуры и нотариата -  задача следующих этапов судебной реформы.

В основном завершена реформа исполнения всех видов судебных решений. Эта реформа охватила механизмы исполнения судебных актов принятых как по гражданским, так и по уголовным делам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конституционно-правовой  статус судей в РФ.

 

ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 года провозгласил следующее  принципы организации правосудия: независимость, неприкосновенность и несменяемость  судей, самостоятельность суда, равенство  всех перед законом, гласность, демократичность  процессов.6 Согласно вышеназванному закону в нашей стране действуют федеральные суды (Конституционный Суд, федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды) и суды субъектов федерации (Конституционные или уставные суды и мировые судьи). Создание других судов, в том числе и чрезвычайных не допускается.

Конституционный суд РФ существует самостоятельно без связи с конституционными уставными судами субъектов РФ, не образуют подсистемы судов конституционной  юрисдикции, не пересматривает решение  иных судебных органов, т.е. самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть, проверяет законность нормативных актов и соответствие их Конституции.

Система федеральных судов общей  юрисдикции включает три группы судов. Первая группа – Верховный суд  РФ, Верховные суды республик, краевые, областные, суды автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам подсудным им. Вторая группа – военные суды, создаваемые по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов осуществляющие судебную власть в войсках и формированиях. Третья группа – специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определённые категории гражданских и административных дел.

Система арбитражных судов делится  так же на три уровня.

Первый – Высший Арбитражный  Суд.

Второй – федеральные арбитражные  суды округов.

Третий – арбитражные суды субъектов  РФ.

Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Главное отличие заключается в том, что последние создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, что бы быть поближе к населению.

Суды субъектов федерации. Судебная защита прав местного управления гарантирована и со стороны конституционных судов субъектов РФ. Эти суды, как и Федеральный Конституционный суд самостоятельны, их решения окончательны, они не могут быть отменены никакими другими судами. Практически формирование этих судов проходит крайне медленно.

Судебная система Российской федерации  предопределяет статус судей, который, в настоящее время, является законодательно закрепленным.

Конституционно-правовой статус судьи - определяемое Конституцией РФ и федеральными законами правовое положение судьи, его права, обязанности, основания и порядок назначения на должность, гарантии деятельности. Суд как элемент судебной системы состоит из судей, правовой статус и фактическое положение которых определяют эффективность всей судебной организации. Судья - центральная фигура всей судебной системы. От конституционно-правового статуса судей (и в не меньшей мере от его профессионализма и нравственной позиции) во многом зависят качество правосудия, состояние судебной охраны прав и свобод граждан.

Конституционно-правовой статус судьи  определяется федеральной Конституцией и Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе  судей в Российской Федерации» (с  изм. и доп.). Все судьи обладают единым статусом (некоторые особенности  характеризуют статус судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ). Судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а для судей высших судебных инстанций РФ требуется достижение возраста 35 лет и стаж работы не менее 10 лет. Закон требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Порядок проведения квалификационного  экзамена на должность судьи утверждается Высшей квалификационной коллегией  судей РФ. Результаты такого экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи. Кроме того, претенденты на должность судьи обязаны пройти медицинское освидетельствование для подтверждения отсутствия у них заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не может быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям или движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.7

Судьи высших судебных инстанций назначаются  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Все  иные судьи, кроме мировых судей  и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Назначенным судьям выдаются специальные удостоверения. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 65 лет (для судей Конституционного Суда РФ - 70 лет). Судья федерального суда (за исключением Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ) в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения предельного возраста. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей), на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения и досрочного прекращения полномочий. Для поддержания уровня квалификации, необходимого для осуществления судейских полномочий, судья наделяется правом повышения квалификации один раз в три года в учреждениях высшего профессионального и послевузовского образования с сохранением денежного содержания на период обучения.

Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и  ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судье запрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность  судьи назначались лица, не совершившие  порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.

Для выражения интересов судей  как носителей судебной власти ими  образуются органы судейского сообщества. К их числу относятся:8

а) Всероссийский съезд судей, который  на период между съездами избирает совет судей Российской Федерации;

б) Собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда;

в) съезды (конференции) судей субъектов  РФ, военных округов, групп войск  и флота, которые на период между съездами избирают советы судей. Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, рассматривают актуальные проблемы работы судов и др. Эти органы никаким образом не вмешиваются в судебную деятельность.

 

Заключение

 

Судебная власть в Российской Федерации, как одна из стратегических линий  развития государственности имеет  строго определенную цель - становление  в России самостоятельного судопроизводства, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством  мер правового характера.

В ходе проведения судебной реформы  удалось добиться серьезных результатов. Компетенция судебной власти в настоящее время в основном отвечает требованиям правового государства, решены многие вопросы независимости судей. Теперь уже стало очевидно, что в России утвердилась судебная власть. Обеспечена система гарантий самостоятельности судов, сформированы органы судейского сообщества (съезды, советы судей), законодательно закреплена структура федеральных судов, утверждён судебный департамент при Верховном Суде РФ, нормативно урегулирован вопрос материального обеспечения деятельности органов судебной власти, а так же оформлена система материальных и социальных гарантий для судей.

Однако, задача сегодняшнего дня состоит  в закреплении достижений судебной реформы начатой в 1991 году и продвижение  её дальше, особенно в вопросах расширения доступа граждан к правосудию, приближение судебной защиты к стандартам Европейского суда. Мы думаем, будущее судебной реформы во многом зависит от того, какими путями пойдёт дальнейшее совершенствование всего комплекса законодательных актов, которыми должны руководствоваться в своей повседневной деятельности суды.

Программа обновления организации  Российского правосудия должна соответствовать  основной её цели – приближение  к цивилизованной демократической  модели, соответствующей требованиям  международных конвенций о правах человека. Судебная реформа, на которую возлагается так много надежд, должна вывести наше правосудие на качественно новый уровень, поднять престиж суда, обеспечить надёжную защиту прав граждан.

Судебная реформа - задача общегосударственная, и она требует согласованных усилий законодателей, исполнительной и судебной власти, серьезного ресурсного и организационного обеспечения. Сейчас такие возможности у государства появились, а потому можно надеяться, что завершение судебной реформы пройдет успешно.

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты.

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература. – 1993. – 96 с.
  2. Постановление Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР» от 24.октября 1991г. // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета (ВВС), 1991, № 44. С. 1435.

 

Научная и учебная  литература.

 

  1. Виноградов О. Судебная реформа: соотношение целей и методов / Виноградов О. // Законность. – 1995. - № 9. – С. 13-16.
  2. Вицин С. Концепция 1991 г. положила начало формированию правового государства в России. / Вицин С. // Российская юстиция. 2007. - № 11. - С. 15-18.
  3. Вицин С. От формирования судебной системы к её реформированию. / Вицин С. // Российская юстиция. – 2001. - № 4. – С. 2-4.  Графский Д. И. К вопросу о разработке концепции судебной реформы на период 2004 – 2012 гг. / Графский Д. И. // Законодательство и экономика. – 2003. - № 12. – С. 22-29.

    6. Гуценко К. Ф. Судебная реформа: некоторые итоги и тенденции /  
     7. Гуценко К. Ф. // Вестник Московского университета, серия № 11 (Право). – 1995. - № 5. – С. 3-15.

     8. Клеандров М. И. Очерки российского судоустройства: Проблемы настоящего и будущее. / М. И. Клеандров. – Новосибирск: Наука, 1998. – 211 с.

9. Кобликов А. Судебная реформа России / Кобликов А. // Законность. – 1998. - № 3. – С. 49-54.

10. Козак Д. Суд в современном мире: проблемы и перспективы. / Козак Д. // Российская юстиция. – 2001. – № 9. – С. 3-13.

Комментарии к ФКЗ «О судебной системе  РФ» / Под ред. В. И. Радченко. – М.: Норма-Инфра-М, 2000. – 334 с.

Концепция судебной реформы в РФ / Под ред. С. А. Пашина – М.: Республика, 1992. – 110 с.

  1. Лебедев В. Условия для успешного завершения реформы созданы. / Лебедев В. // Российская юстиция. 2001. - № 11. - С. 7-10.

Информация о работе Роль судебной власти в демократическом государстве