Ресурсы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:06, реферат

Описание работы

Актуальность темы состоит в том, что для развития муниципального хозяйства необходимы закрепленные за ним ресурсы, позволяющие решать вопросы удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования. Важнейшими из ресурсов являются следующие: финансовые, производственные, кадровые и правовые. Правильное использование ресурсов позволяет эффективно управлять муниципальным хозяйством и комплексно развивать муниципальное образование.
От обеспеченности муниципального хозяйства материальными ресурсами, зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
1. Сущность и виды ресурсов муниципальных хозяйств………………………….4
2. Финансовые ресурсы..............................................................................................7
Заключение.................................................................................................................11
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Катрич Ресурсы.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики  и внешнеэкономических связей

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»

 

На тему «Ресурсы муниципального хозяйства»

 

 

 

 

Выполнила студентка 

3-го курса

Бондаренко Ю.А.

Руководитель:

К.э.н. Катрич М.А.

 

 

 

Ростов-на-Дону  – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение......................................................................................................................3

1. Сущность и виды ресурсов  муниципальных хозяйств………………………….4

2. Финансовые  ресурсы..............................................................................................7

Заключение.................................................................................................................11

Список использованной литературы………………………………………………12

 

 

Введение:

 

Актуальность  темы состоит в том, что для  развития муниципального хозяйства необходимы закрепленные за ним ресурсы, позволяющие решать вопросы удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования. Важнейшими из ресурсов являются следующие: финансовые, производственные, кадровые и правовые. Правильное использование ресурсов позволяет эффективно управлять муниципальным хозяйством и комплексно развивать муниципальное образование.

От обеспеченности муниципального хозяйства материальными  ресурсами, зависит эффективность  инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения.

Таким образом, качество управления государственными хозяйством напрямую определяет качество жизни граждан в государстве, что делает выбор темы реферата весьма актуальным на сегодняшний день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и виды ресурсов муниципальных хозяйств.

 

Муниципальное хозяйство - совокупность организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования (МО) хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения.

  Муниципальное  хозяйство состоит из различных  хозяйствующих субъектов, деятельность  которых определяет и координирует  соответствующий орган муниципального  самоуправления. Исходя из этого, можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства1:

- органы муниципального  самоуправления, осуществляющие нормативное  и экономическое регулирование  деятельности хозяйствующих субъектов  на территории муниципального  образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения муниципального образования;

- предприятия,  учреждения и организации, находящиеся  в муниципальной собственности.  Взаимоотношения с органами муниципального самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст. 31 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Органы муниципального самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;

- предприятия,  учреждения и организации, не  находящиеся в муниципальной  собственности. Взаимоотношения  с органами муниципального самоуправления  этих хозяйствующих субъектов  регламентируются ст. 32,33 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам муниципального самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Всякое муниципальное  хозяйство стремится быть эффективным, т.е. получить максимальные результаты при минимальных затратах, при этом, как и любая деятельность, деятельность в рамках муниципального хозяйства должна обеспечиваться различного вида ресурсами. Именно ресурсы территории определяют модель муниципального хозяйства. 

   Под ресурсами  МО мы будем понимать совокупность всех возможностей территории МО, распоряжение которыми отнесено к компетенции органов МСУ данного МО.

Различают материальные и нематериальные ресурсы. К материальным ресурсам относятся2 :

*  природные ресурсы (земля, ее недра, водные объекты, леса и пр.);

*  производственные ресурсы (предприятия, иные производственные мощности);

*  финансовые ресурсы (бюджет, внебюджетные источники финансов);

*  организационные ресурсы (оргтехника, оргструктура и пр.);

*  кадровые ресурсы (квалифицированные служащие, инфраструктура подготовки и переподготовки кадров и пр.);

*  иные материальные ресурсы.

К нематериальным ресурсам относятся, прежде всего:

*  правовые ресурсы (объем полномочий, определенный законом);

*  интеллектуальные ресурсы;

*  иные нематериальные ресурсы.

Хозяйственная деятельность на территории невозможна без прав и полномочий эту деятельность осуществлять.

Все эти виды ресурсов могут относиться, а могут  и не относиться к ресурсам муниципального образования. Для принадлежности к  муниципальным ресурсам необходимо, чтобы данный ресурс относился к территории муниципального образования, и чтобы право им распоряжаться входило бы в полномочия органа местного самоуправления этого муниципального образования. Полномочия органа местного самоуправления определяются законом, т.о. именно закон закрепляет те или иные ресурсы за местным самоуправлением (это осуществляется федеральным законодательством), за тем или иным муниципальным образованием (это осуществляется законодательством субъекта федерации и уставом муниципального образования).

    Критерием  закрепления ресурсов за тем  или иным уровнем власти является  наибольшая эффективность его  использования.3 В этом смысле за муниципальным самоуправлением следует закреплять ресурсы, эффективность использования которых связана с тем, что муниципальное самоуправление - наиболее приближенный к населению уровень власти (например, землю).

Критерием закрепления  ресурсов за тем или иным муниципальным  образованием должен служить объем  полномочий органов муниципального управления данного муниципального образования, ресурсов должно быть достаточно для комплексного решения задач, связанных с реализацией этих полномочий.

Для осуществления  экономической и хозяйственной  деятельности МСУ необходимы все  вышеперечисленные ресурсы.

 

2. Финансовые ресурсы.

 Как бы  целесообразно ни были определены  сущностные принципы формирования  и развития муниципального хозяйства,  развернуты организационно-управленческие  структуры органов местного самоуправления, без достаточных материально-финансовых  ресурсов территориального сообщества не сможет эффективно функционировать механизм муниципального хозяйства.

  Финансовые средства, находящиеся в распоряжении муниципального  образования, это:

- средства местного бюджета; 

- муниципальные внебюджетные  средства;

- финансовые ресурсы предприятий  и учреждений, находящихся в   муниципальной собственности; 

- средства, мобилизуемые  на финансовом рынке (ссуды,  займы, кредиты, ценные бумаги  и т.п.). Формирование и использование  местных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципальных образований, осуществляется ими самостоятельно.

 Состояние финансово-экономической  основы местного самоуправления  «во многом обусловлено состоянием  экономики нашего общества, его  финансов»4. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию экономических, финансовых и иных условий, необходимых для развития местного самоуправления.

     Европейская  Хартия о местном самоуправлении закрепляет в статье 9 следующие общие принципы организации финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления5:

  • органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
  • финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией или законом полномочиям;
  • по меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна формироваться из местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;
  • финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;
  • защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов – неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

     Эти  пять основных положений Европейской Хартии местного самоуправления можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять финансово-налоговую политику демократического государства, в том числе и России, применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

     Указанные  выше принципы развития финансово-экономической  основы местного самоуправления  реализуются в РФ в рамках  государственной экономической  политики, региональной и местной  экономической политики, которая направлена на создание условий эффективного развития всех регионов и территорий. В частности, органы государственной власти РФ в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995г. №154-ФЗ (ст. 4 и 5)6:

  1. регулируют порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
  2. передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми законодательно могут наделяться данные органы;
  3. разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;
  4. регулируют отношения между федеральным и местными бюджетами, между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
  5. обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
  6. обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;
  7. компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ;
  8. участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы.

Финансовые  средства местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям по решению  вопросов местного значения, предоставленным муниципальным образованиям Конституцией РФ и федеральными законами субъектов РФ. Органы государственной власти РФ и ее субъектов, призванные согласно ст. 4 и 5 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечить гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, должны осуществлять государственную финансовую поддержку муниципальных образований.

Информация о работе Ресурсы муниципального хозяйства