Реформирование системы образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы связана с несколькими аспектами. С эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования. Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, привели к тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и содержания самого образования.
Цель работы - выявление наиболее сложных проблем современного образования в России и возможных путей их решения.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

     Далее он заметил: «Говоря о реформе образовательной системы в целом, считаю необходимым внести дополнения в Закон «Об образовании», которыми бы предусматривалось распределение выпускников вузов и профучилищ на работу сроком не менее чем на три года в профильные учреждения. Кроме того, необходимо принять закон о нормативной финансовой обеспеченности образовательных учреждений. Нужно активизировать работу по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, проработать на законодательном уровне стимулирование труда преподавателей образовательных учреждений. Проблема кадрового дефицита в народном хозяйстве стоит у нас настолько остро, что требует безотлагательного вмешательства на государственном уровне». 

     Б). Реформа высшего образования

     Серьезному реформированию, по мнению экспертов, должна подвергнуться и система высшего образования.

     Российские  вузы вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Ведь университет - это место, где преподают ученые, где сам образовательный процесс связан с исследованиями. Но сегодня научную работу ведут меньше 20 процентов вузовских преподавателей. Наши вузы фактически превратились в техникумы с пятилетним сроком обучения.

     Доля  российской университетской науки  смехотворно мала: на одного преподавателя приходится 10 долларов в месяц «научных денег».

     А в мире фундаментальная наука  сосредоточена как раз в университетах. Университет, как форма организации  научных работников, оптимален: пока ты продуктивен как исследователь, ты сосредоточен на исследованиях: получаешь гранты, формируешь «под себя» лаборатории и коллективы. И, естественно, вовлекаешь в это студентов. Не получил грантов - переключаешься на преподавание.

     В России как были три отдельные  системы организации науки - академии, университеты и отраслевая наука, так и есть по сей день. Если мы хотим остановить сложившуюся за 15 лет инерцию вырождения науки и образования, надо искать меры, которые позволят мобилизовать сохранившийся в системе человеческий потенциал. И понять: наука и образование не могут выжить по отдельности.

     Сейчас  заканчивается формирование стратегии  развития образования и науки. Элементом  этой стратегии должно стать новое  понимание интеграции. Интеграция имеет  в виду организацию взаимодействия людей, а не стен и администраторов, этими стенами управляющих. Она не может свестись только к механическому объединению материальных комплексов. Многие из тех, кто занимаются наукой и преподают, делают это сейчас только по инерции.

     Начинать  интеграцию науки и образования нужно не жесткими, а мягкими инструментами. И это, прежде всего, финансирование. Следует найти те точки роста, где существуют сейчас перспективные исследователи и где есть преподаватели, реально занимающиеся академической работой. А они есть. Надо напитать эти точки средствами, создать механизмы их конкурсного финансирования. Когда сформируется реальная сеть интеграции, тогда можно оформлять ее административно.

     Первые  шаги к этому уже делаются. Правительство  в августе 2004 года по докладу комиссии вице-премьера А. Жукова приняло уровень зарплаты исследователя и преподавателя как один из ключевых показателей работы Министерства Образования и Науки России. По расчетам Высшей школы экономики, к 2010 году она должна составить не меньше 2,5 тысячи долларов в месяц, в том числе половина - гранты на исследования. Даже при этом мы будем отставать от Западной Европы в 2 раза.

     Необходимо  дать академическим кадрам четкую перспективу  их деятельности. Сейчас РАН получает примерно миллиард долларов в виде финансирования своих разработок. Государство должно гарантировать ей в 2010 году, например, 2 миллиарда долларов и принять план последовательной реализации этого финансирования. Это даст возможность молодым перспективным ученым, у которых сейчас есть альтернатива - уехать или остаться, планировать свою карьеру в России.

     Считается также, что пришло время восстановить образовательную функцию РАН, сформировав  на базе ее крупнейших НИИ и отделений  магистратуру для обучения нескольких тысяч студентов. Это не будет  помехой для традиционных, сложившихся форм университетской магистратуры, но существенно расширит выбор для молодежи, стремящейся к исследовательской карьере. Ученого, как и фигуриста, нужно готовить с молодых лет. И тогда такая система даст молодой приток в науку. Если она будет достойно финансироваться.

     Проблема  качества, обострившаяся в связи  с введением платного образования, негосударственного сектора высшего  образования, многочисленных филиалов государственных вузов, - эта проблема на сегодня является главной опасностью для дискредитации российского высшего образования как внутри России, так и за ее пределами. Поэтому органам управления образования совместно с советами ректоров надо, наконец, более системно выстроить работу, в соответствии с передаваемыми им Министерством полномочиями, по контролю над текущим исполнением лицензионных и аккредитационных требований для всех вузов и филиалов, работающих в регионе. На федеральном уровне Министерством совместно с Учебно-методическими объединениями в 2004 году завершена разработка требований к материальной базе, учебно-методическому обеспечению, тестовые материалы для проверки знаний студентов, чтобы можно было в любой момент провести в вузах или их филиалах объективную проверку уровня реализации учебного процесса.

     В ноябре 2004 года в министерстве было принято решение перейти к двухуровневой системе высшего образования (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). При этом между четырехлетним бакалавриатом и двухлетней магистратурой возможен перерыв. По официальной версии, такая схема поможет студенту сознательно выбрать траекторию дальнейшего образования. Однако проекты реформирования вызывают у экспертов большие сомнения. Прежде всего, перерыв в образовании неизбежно превратится в способ ускоренного выпуска специалистов из вузов и направления их в экономику или в армию. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, уже сейчас Министерство обороны не считают нужным распространять отсрочки от призыва в армию на тех учащихся, у кого образовался перерыв между обучением в бакалавриате и в магистратуре. Кроме того, считает ректор МГУ, главная цель вуза - выпустить компетентного специалиста, и, если для этого необходимо не 4 или 6, а 5 лет, то глупо «жертвовать образованием в угоду схемам и стандартам».

     Еще одной проблемой является снижение бюджетных мест в российских вузах. По этой причине, в 2004-2005 годах Министерство образования и науки завершило разработку по введению в России, как это сделано во всех развитых странах мира, системы образовательного кредита с государственной гарантией. Система образовательного кредита не только может поддержать способных студентов из малообеспеченных слоев населения. Очевидно, такая система лучше стимулирует абитуриентов к выбору социально востребованной профессии, стимулирует лучшую учебу студента, ибо ему надо потом найти хорошую работу и возвращать кредит.  
 
 
 
 

     В). Реализация Национального проекта «Образование» в условиях кризиса

     Национальный  проект «Образование» является одним из элементов реформы образования в целом.

     Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

     На  Всероссийской конференции «Профессиональное  образование в условиях инновационного развития экономики» вице-премьер Александр  Жуков заявил, что Реализация и  финансирование нацпроекта «Образование»  продолжится, несмотря на вызванные мировым финансовым кризисом трудности, так как Правительство и Президент считают этот нацпроект по-прежнему приоритетным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Конечно, российское образование на современном  этапе нуждается в серьезнейшем реформировании. Вышеперечисленные проблемы - лишь малая часть всего того, что должно быть изменено в системе современного образования. Реформы должны быть проведены и в сфере дошкольного образования, и в сельских школах. Следует повышать престиж профессии педагога. А для этого нужно существенно увеличить финансирование, что, помимо всего прочего, должно обеспечить приток новых кадров в образование. Нельзя забывать об улучшении качества образования педагогов. Существуют также проблемы качественного питания, досуга учеников и досуга студентов. Правительству РФ следует также помнить, что все реформы должны проводиться без отрыва от современной молодежной политики. Реформирование должно быть направлено на интеграцию российского образования в систему международного образования.

     В последние годы реформированию современного образования стало уделяться гораздо больше внимания, но этого, к сожалению, пока все равно недостаточно для выхода на хороший международный уровень. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     1. «Российская газета» - Федеральный  выпуск №4812 от 12 декабря 2008 г.

     2. «Российская газета» - Федеральный  выпуск №4505 от 30 октября 2007 г.

     3. http.:// www.contr-tv/ru/vremena

     4. http.://www.rg.ru

     5. http.://www.izvestia.ru


Информация о работе Реформирование системы образования в Российской Федерации