Развитие самоуправления в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях модернизации системы российского образования развитие студенческого самоуправления рассматривается в качестве значимого фактора профессиональной подготовки будущих специалистов. Реализация системного подхода к разработке стратегии государственной поддержки студенческого самоуправления, формирование общественно-государственного характера молодежной политики на современном этапе выступают необходимыми условиями подготовки конкурентоспособного специалиста в системе профессионального образования РФ. Основными качествами личности молодого специалиста в соответствии с современными требованиями социально-экономической ситуации должны быть компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, креативность, адаптивность, доброжелательность, работоспособность.

Содержание работы

Введение…………………………………………….…………………………...3
1.Общее понятие самоуправления……………………………………………..5
2. Видовые разнообразия самоуправления……….…………………………….8
3. История развития студенческого самоуправления……….…….……..….13
3.1.Дореволюционный период развития ССУ: 1 этап.…….………….13
3.2.Дореволюционный период: 2 этап.…….………………………….17
4. Развитие самоуправления в настоящее время ………….….……….…..…..22
Заключение……………………………………………..……………..………….26Библиографический список…………...…………………………………….…..33

Файлы: 1 файл

Содержание курсовой работы.docx

— 78.59 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение…………………………………………….…………………………...3

1.Общее понятие самоуправления……………………………………………..5

2. Видовые разнообразия самоуправления……….…………………………….8

3. История развития студенческого самоуправления……….…….……..….13

3.1.Дореволюционный период развития ССУ: 1 этап.…….………….13

3.2.Дореволюционный период: 2 этап.…….………………………….17

4. Развитие самоуправления в настоящее время ………….….……….…..…..22

Заключение……………………………………………..……………..………….26Библиографический список…………...…………………………………….…..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Демократизация высшей школы, современные педагогические технологии и подходы к организации обучения и воспитания в вузе требуют широкого участия студентов в управлении вузом, в решении вопросов учебы, быта и отдыха, обеспечении формирования личности будущего специалиста. Ведущая роль в этих процессах принадлежит студенческому самоуправлению. Оно занимает особое место в формировании социально зрелой личности, развитии управленческих, организаторских, коммуникативных способностей будущих специалистов, оказывает существенное влияние на рост их профессиональной компетентности, ответственности, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, выработке творческого подхода в решении поставленных задач. При этом студенческое самоуправление выступает существенным компонентом всего воспитательного процесса в вузе, несущим особую идеологическую нагрузку.

Самоуправление – часть  системы управления трудовым коллективом, в котором в качестве субъекта управления выступает сам. Самоуправление – автономное функционирование какой-либо организационной системы (подсистемы), правомочное принятие ею решений по внутренним проблемам, включение исполнителей в процессы выработки решений; коллективное управление как участие всех членов организации, населения, трудящихся в работе соответствующего органа управления; выработка и принятие исполнителями общих Из этого можно сделать вывод, что самоуправление это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление самореализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам по отношению к своей деятельности или коллективу. Студенческое самоуправление является общественным формированием с учётом функций в системе организации воспитательной и идеологической работы со студенческой молодёжью академии.

Основными функциями общественных объединений являются создание благоприятных условий для обучения, досуга и проживания студентов, организация работы с лидерами молодёжного движения; организация самодеятельного художественного творчества, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; охрана общественного правопорядка.

Актуальность  исследования. В условиях модернизации системы российского образования развитие студенческого самоуправления рассматривается в качестве значимого фактора профессиональной подготовки будущих специалистов. Реализация системного подхода к разработке стратегии государственной поддержки студенческого самоуправления, формирование общественно-государственного характера молодежной политики на современном этапе выступают необходимыми условиями подготовки конкурентоспособного специалиста в системе профессионального образования РФ. Основными качествами личности молодого специалиста в соответствии с современными требованиями социально-экономической ситуации должны быть компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, креативность, адаптивность, доброжелательность, работоспособность.

Проблемой курсовой работы

 

__________________________________________________________________

1.Словарь социально-психологических понятий Е. С. Кузьмина.

2.Краткий словарь по социологии под редакцией Гвишиане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общее понятие самоуправления.

     

         «Самоуправление» как научная категория связана с понятием «организация». Более того, самоуправление предполагает хотя бы в силу акцентируемой сопряженности базовых понятий «управление» и «организация», также самоорганизацию. Самоорганизация позволяет упрощать управление (а значит, и самоуправление) просто тем, что и само способно изменяться в требуемом направлении.

          Разумеется, самоорганизуемая система в качестве исходной предпосылки своего функционирования требует некоторой предварительной организации, а самоуправление имеет объективные пределы. И задача состоит в том, чтобы установить соответствующие границы самоуправления в иерархии систем, а затем выявить оптимальные формы и методы его организации. Идея самоуправления применительно к разного рода хозяйственным, правовым, социальным и другим проблемам оказывалась актуальной, к примеру, при налаживании управления в удельных княжествах на Руси, организации православной церкви и возникновения феномена, вольных русских городов, создании оуэновских общественных коммун, а также городов республик известных из истории многих стран. Как социальный институт самоуправление существовало даже в условиях абсолютной монархии. Скажем, в отечественной истории ХV-ХVI столетий «черные волости» были представлены самостоятельными общинами с полн

ым самоуправлением Как видим, самоуправленческие традиции в России довольно сильны. К тому же нашей стране принадлежит приоритет в развитии отдельных форм трудовой демократии, наиболее ярким образцом которой была артель. Именно в России впервые в мире зафиксированы факты рабочего самоуправления на предприятии. Одно из известных, но отнюдь не самых давних свидетельств относятся в 1803 году, когда на Красносельской бумажной фабрике, близ Петербурга рабочие заключили с владельцами договор, по которому фабрика в течение долгого времени находилась в их управлении; для руководства они выбрали из своей среды мастера, сами определили продолжительность рабочего дня, порядок работы, распределение заработка. Демократизация общества, конечно, актуализирует проблему самоорганизации и самоуправления его частей (в качестве части может рассматриваться и предприятие, к какой бы отрасли народного хозяйства оно не относилось). Демократия - это прежде всего и главным образом контроль общества за властью, тогда как управление и самоуправление выполняют и другие функции. Но самоуправление на предприятии, включая в состав своих функций как минимум контроль действий администрации, безусловно, знаменует собой и начало производственной демократии. Демократический стиль управления оставляет гораздо больший простор для неформального проявления самоуправления, чем авторитарный стиль руководства или тоталитарный общественный режим. Однако самоуправление и демократию отождествлять нельзя. Возможны случаи, когда самоуправление есть, а демократия отсутствует, или наоборот, признаки демократии налицо, а самоуправления нет. Из вышеизложенного вытекает, что изменения в организации управления, смена форм хозяйствования не могут не влиять и на организацию самоуправления. Расширение самостоятельности предприятия резко повышает значение самоуправления: предприятие должно само «думать» о неизмеримо более широком круге вопросов своей деятельности, самостоятельно выбирать в зависимости от конкретных условий ее приоритетное направление и принимать решения по организации коммерческой и производственной деятельности, не ожидая «подсказок» или прямых указаний сверху. В этом конкретном случае предприятия являются самоуправляющимися. Самоуправление неотделимо от управления. Любой общественный уклад характеризуется определенным их сочетанием. Это понятие ассоциируется то с трудовым коллективом, то с воинскими подразделениями, то с положением дел по месту жительства или работы, то с состоянием государственного управления, развитием образования, культуры, медицины, экономики. Иначе говоря, они могут касаться любой сферы жизни человека, социальной группы или общества. Есть основание считать, что формы, методы, условия и степень сочетания управления и самоуправления на различных уровнях общественного устройства - решающий фактор, определяющий положение человека в обществе, его самореализация и саморазвитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Видовые разнообразия самоуправления.

        Самоуправление имеет различные формы. Различия существует по субъектам, объектам и уровням самоуправления, его целям, методам и формам организации. Так, в условиях персонифицированного управления выделяют индивидуальное и групповое самоуправление.

         Индивидуальное самоуправление - управление собой, то, что близко к понятию «самообладание», т.е. способность личности не менять своего «Я» в различных ситуациях. Индивидуальное самоуправление может по своему характеру быть либо исполнительским, либо связанным с установлением заданий для других индивидов. Способность именно к такому самоуправлению позволяет работнику быть как неформальным лидером, так и профессиональным управляющим (кто не может управлять собой, не способен управлять другими) В этом смысле при персонифицированном управлении самоуправление предшествуют управлению.

Групповое самоуправление может быть, реализовано на основе внутренней дисциплины, консенсуса и консолидации, достигаемых членами группы самостоятельно или под влиянием лидера. Оно может сообразовываться по целям и мотивам с идущими сверху воздействиями «помогать» им. Такая разновидность самоуправления есть кооперационное самоуправление. Если же присущая последнему согласованность не достигается, то самоуправление становится по отношению к управлению конфронтационным, противостоит ему.

           Различают  самоуправление профессиональное  и самоуправление общественное. В первом случае, согласно одной из известных трактовок, «система в процессе управления испытывает внешнее воздействие» и в тоже время «каждая система самоуправляема» Исходя их данного тезиса в 80-е годы в СССР «самоуправление» на предприятии обычно отождествлялось с демократией. Второй же отличительный вид самоуправления и его формы предлагалось относить к «полу формальным организациям»

         В общественном  самоуправлении выделяют подвиды,  которые реализуются:

а) трудовыми коллективами государственных  предприятий, действующими в управлении на «общественных началах»

б) инициативными группами граждан  по месту жительства - территориальное  самоуправление городских микрорайонов

в) учредителями и членами различного рода инициативных образований общественных организаций, фондов. Система общественного самоуправления, функционирующая как в обществе в целом, так и в его подсистемах имеет свои уровни иерархии. Отсюда следует, что ей присуще свое профессиональное самоуправление. Однако этот профессионализм, порождаемый иерархией общественного самоуправления и усиливаемый освобождением общественного деятеля от прежней работы по базовой специализации, носит вторичный характер, ибо реализуется в рамках самоуправляемой системы и ограничен ресурсами. Это подтверждается опытом советских государственных предприятий, где иерархия в общественных организациях и органах самоуправления прослеживалась достаточно четко.

         Профессиональное  управление, осуществляемое в недрах общественного самоуправления, обычно называют квазипрофессиональным. В этой связи важно отметить, что сравнительный потенциал профессионального и квазипрофессионального управления произведен от соотношения фундаментальности, основательности профессиональных знаний, получаемых персоналом при исходной базовой подготовке, с одной стороны, и при переподготовке, повышении квалификации, - с другой. Исходя из этого и надлежит, как подбирать работников, так и выявлять области самоуправления.

         В зависимости  от целей и применяемости методов  самоуправления, самоуправление может быть: политическим и экономическим, в том числе производственным.

В свою очередь производственное самоуправление осуществляется либо собственником имущества, либо исходит от нанятого им и наделенного соответствующими полномочиями управленческого персонала. Самоуправление может осуществляться также от лица работников предприятия, занятых производственно - хозяйственной деятельностью и освобождается от нее ради выполнения управленческой работы. Они могут быть наемными работниками, а могут участвовать в управлении как собственники, т.е. являются владельцами предприятия и в этом качестве приглашать на роль исполнительного персонала управленцев - профессионалов.

         В обоих  случаях, т.е. когда работники  выступают как владельцы, и  когда они собственниками имущества не являются, самоуправление может быть непосредственным и представительным. При непосредственном самоуправлении субъект самостоятельно принимает решение, при представительном принятии решения опосредуется действиями других лиц, представляющих интересы полномочного субъекта, делегировавшего им определенные права и ответственность. Самоуправление, осуществляемое собственником, владельцем имущества или от его лица следует называть приватным самоуправлением. Дело в том, что, как и управление, самоуправление может идентифицироваться не только относительно управляемых объектов, но и по отношению к управляющим субъектам в их системной иерархии. Очевидно, что самоуправляемая система есть там, где имеется не только объект, которым надо управлять, но и «собственный» субъект управления, выступающий таковым лишь применительно к данному объекту.

         Нельзя  не остановиться и на местном  самоуправлении. Трактовать его  можно как продукт организации  территориального управления в  масштабе страны, возникающий в  условиях, когда нужно разделить  компетенцию между центральными и территориальными органами государственного управления. При этом вопрос о том, кто кому делегирует управленческие правомочия - «центр» «местам» или наоборот, видимо, произведен от формы государственного устройства: федеральной или конфедеративной. Как бы то ни было, местное самоуправление выступает следствием межуровневого распределение функций в иерархической системе, т.е. оно, является результатом определенного организацией сочетания централизации и децентрализации, что прежде всего, свойственно профессиональному управлению. В тоже время оно является социальным демократическим институтом, формой волеизъявления жителей той или иной административно - территориальной единицы. Первое характерно для органов исполнительной власти, второе больше присуще органам представительской власти.

Информация о работе Развитие самоуправления в настоящее время