Проблемы в теории и практике реализации прав человека и возможные способы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценнос­ти во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).

Файлы: 1 файл

конст право.docx

— 40.04 Кб (Скачать файл)

Современная типология  прав человека  достаточно разнообразна.  Наиболее общей  их классификацией  является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные.

Негативные права определяют обязанности  государства и других людей  воздерживаться от тех или иных действий по отношению  к индивиду. Они предохраняют  личность от нежелательных, нарушающих  ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются  основополагающими, абсолютными. Их осуществление не зависит  от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права  составляют фундамент    индивидуальной свободы. Почти все либеральные  права имеют  характер негативного  права.

Типичным примером  этой группы прав и в целом негативного  подхода к правам  человекам  является  Билль о правах конституции  США. Так, его первая статья гласит:  « Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих  какую-либо религию  или запрещающих  ее свободное  исповедание, ограничивающих свободу  слова или печати или право  народа мирно  собираться и обращаться к правительству  с петициями  о прекращении  злоупотреблений». Практически все содержание Билля  направлено  на ограждение личности  от всякого рода  несправедливых  и нежелательных посягательств  со стороны правительства.

В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности  государства, лиц и организаций  предоставлять  гражданину те или  иные блага,  осуществлять определенные  действия. Характер позитивного права  носят все социальные права.  Это, например, право  на социальное  вспомоществование,  образование, охрану здоровья, достойный  уровень жизни и др. Осуществление  позитивных прав  невозможно без  наличия  у государства достаточных  ресурсов.  Их конкретное  наполнение прямо  зависит от богатства  страны и демократичности ее политической системы. В случае ограничения   ресурсов позитивного права  могут  гарантировать  гражданам лишь «равенство в нищете»,  как это имело  место во многих странах  административного  социализма.

Более конкретной и широко распространенной  классификацией прав личности по сравнению  с их делением на негативные  и  позитивные является

Их подразделение в соответствии  со сферами реализации  на гражданские (личные), политические,  экономические,   социальные (в узком значении этого  слова),  культурные и экологические.

Гражданские (личные) права - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права  человека, имеющие в основном характер негативного права.

В конституциях многих государств  гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами политическими.  Основанием для этого служит преимущественно  негативный характер  тех или  других, а также направленность обоих  видов  этих прав на обеспечение  свободы  личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.

Политические права определяют возможности активного участия  граждан в управлении государством и в общественной  жизни. К ним  относятся право человека на гражданство, избирательные права,  свобода  союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений,  в том  числе свобода печати,  радио  и телевидения, свобода совести  и некоторые другие.

К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают  права  экономические. Они связаны с  обеспечением свободного распоряжения   индивидами предметами потребления  и основными факторами хозяйственной  деятельности. Вплоть до середины ХХ века важнейшие из этих прав - права частной  собственности, предпринимательства  и свободного распоряжения рабочей  силой - обычно рассматривались как  основополагающие гражданские права.  В современных юридических документах  эти права чаще называют  экономическими и выделяют  в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с  правами гражданскими,  политическими  и т.п.

Гражданские, политические и экономические  права нередко  называют правами  либеральными или  же правами первого  поколения.  Все они носят характер  преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности  от посягательств власти и других людей и нуждающихся  лишь в  охране со стороны государства.

К правам второго поколения  относят  социальные права. Они призваны обеспечить  материальные условия  свободы и  достойную жизнь каждому  человеку. К данным правам относят  собственно социальные, культурные и экологические  права.

Культурные права призваны гарантировать  духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ  к  культурным ценностям,  свободу художественного  и технического творчества, преподавания и некоторые другие.

Экологические права - это права  на  благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии  и на возмещение ущерба,  причиненного здоровью человека или его имуществу  экологическими правонарушениями.

 

2.2. Права народов и права человека

 

Права человека носят характер индивидуального  права. Однако существует и коллективное право. Субъекты его разнообразны. Это  семьи, производственные коллективы, сексуальные  или национальные меньшинства и  т.д. В последнее десятилетие в  связи с активизацией националистических движений особую остроту приобрел вопрос о соотношении прав народов (наций) на самоопределение с основополагающими  правами человека. Во многих новых  государствах, образовавшихся после  распада СССР, Югославии и некоторых  других многонациональных коммунистических стран, получение народами национально-государственной  независимости стало использоваться правя­щими элитами для разжигания национальной ненависти, политической дискриминации и массового нарушения  прав граждан некоренной национальности. Такие действия несовместимы с принципами демократии и гуманизма и осуждаются международным сообществом.

Права человека и права народов  призваны взаимно дополнять друг друга. Причем права человека являются в этом взаимоотношении основополагающими, имеют более высокий ценностный статус. Без их соблюдения права  народа остаются для самих составляющих его граждан иллюзией, используемой власть имущими в своих корыстных  целях. Как отмечено в итоговом документе  Московского заседания Конференции  по человеческому измерению ОВСЕ в 1991 г., обеспечение соблюдения прав человека выше принципа невмешательства во внутренние дела от­дельных государств.

Право наций на самоопределение  призвано создавать государственно-правовые гарантии для уважения прав человека и учета в политике специфических  этнических, лингвистических, религиозных  и других коллективных интересов. При  соблюдении прав человека и создании прочных политических и иных гарантий учета особых интересов этнических общностей, их право на суверенитет  и государственную независимость  в современных условиях растущей интеграции и взаимозависимости  народов во многом утрачивает смысл. Об этом свидетельствуют, в частности, добровольная передача подавляющим  большинством европейских стран  своих основных прав в области  национально-государственного суверенитета Европейскому Союзу и их развитие в направлении создания единого  федеративного государства.

 

2.3. Обязанности и ответственность  граждан, гарантии их прав.

 

Права человека становятся реальностью  лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями людей. В конституциях западных го­сударств  обязанности граждан почти не упоминались вплоть до второй мировой  войны, хотя в целом они в той  или иной форме включались в законодательство.

В обязанности граждан демократических  государств обычно входит соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, подчинение полицейским  предписаниям, охрана природы, окружающей среды, памятников культуры и т.д. В  некоторых странах к числу  важнейших обязанностей граждан  относится участие в голосовании  на выборах в органы государственной  власти и воинская повинность. В  конституциях отдельных стран говорится  и об обязанности трудиться (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор и др.), воспитывать детей (Италия), заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай). Однако ответственность за невыполнение такого рода обязанностей обычно не предусматривается.

Вопрос об ответственности за нарушение  прав и обязанностей личности имеет  важнейшее значение для их практического  осуществления. Без определения  конкретной ответственности органов  власти, должностных лиц и отдельных  граждан в этой области конституционная  фиксация прав человека прейращается не более чем в красивую декларацию.

Для того чтобы они стали реальностью, необходим также целый комплекс общественных гарантий. К ним относятся  материальные (финансовые средства и  собственность), политические (разделение властей, наличие независимой оппозиции, суда, СМИ и т.д.), юридические (демократическое законодательство и судебная система) и духовно-нравственные (необходимый образовательный уровень, доступ к информации, демократическое общественное мнение и нравственная атмосфера) гарантии.

 

2.4. Права человека на практике, и их универсальность.

 

Практическая реализация всего  комплекса прав человека — сложная, всеобъемлющая задача, степень решения  которой непосредственно характеризует  уровень развития, прогрессивность  и гуманизм как отдельных стран, так и всей человеческой цивилизации.

Через уважение прав человека утверждается верховная ценность личности в отдельных  государствах и мире в целом. В  рамках отдельных стран их соблюдение служит необходимым условием здорового  экономического и социального развития, торжества в политике здравого смысла, предотвращения губительных тоталитарных и иных экспериментов над народами, агрессивной внутренней и внешней  политики. Еще в 1789 г. в преамбуле  французской Декларации прав человека и гражданина было отмечено, что  «незнание, забвение и неуважение прав человека являются единственной причиной общественных несчастий и коррумпированности правительств». И хотя современная  наука не столь категорична, отмечает и другие причины социальных бедствий, она также считает уважение прав человека важнейшим условием благополучия общества.

Пока еще не все государства  мира признают права человека. Некоторые  политики и теоретики утверждают в частности, что они соответствуют  лишь реальностям основанного на индивидуализме западного общества и неприменимы ко многим странам  третьего мира, в которых преобладают  коллективистские отношения между  людьми и господствуют иные нравственные ценности. С этим аргументом можно  согласиться лишь отчасти. Опыт человечества свидетельствует, что экономическое  и социальное развитие стран влечет за собой и рост самосознания и  индивидуальности человека, его стремление к свободе и уважению человеческого  достоинства, т.е. к соблюдению прав человека.

Универсальная применимость концепции  прав человека нередко ставится под  сомнение с помощью ссылок на разрушительные последствия, которые может вызвать  их признание государством в условиях массового распространения голода, нищеты, болезней и неграмотности  или же в остроконфликтных ситуациях. В таких случаях предоставление свободы действий якобы может  иметь целый ряд негативных для  большинства населения последствий: дестабилизировать общество и привести его в хаотическое состояние, способствовать установлению неограниченного господства наиболее сплоченных и влиятельных групп. Поэтому в слаборазвитых и остроконфликтных странах наиболее эффективной и целесообразной для всего народа формой правления может быть лишь сильная авторитарная власть, предоставляющая права гражданам лишь в ограниченном виде и по своему усмотрению.

Конечно, не существует правил без  исключений. В чрезвычайных ситуациях  государство вправе ограничивать свободу  граждан. Однако такие ситуации обычно недолговечны. В нормальных условиях даже в слаборазвитых и остроконфликтных странах права человека выступают  важнейшей гарантией против злоупотреблений  власти, условием нахождения общественного  согласия, налаживания мирных отношений  и сотрудничества с другими странами.

В масштабах всего мирового сообщества соблюдение прав человека — важнейшая  гарантия построения международных  отношений на подлинно гуманистических, нравственных началах, сохранения и  упрочения мира. Существует прямая зависимость между уважением  прав человека отдельным государством и его внешней политикой. Развязывание войн, грубое нарушение международного права обычно связаны с попранием  правительством прав своих собственных  граждан. Так было и в нацистской Германии, и в СССР, и в Ираке, и в целом ряде других государств, развязывавших агрессивные войны  или предпринимавших грубые захватнические акции. Учитывая все это, страны-участницы  ОБСЕ[2] рассматривают соблюдение прав человека не как сугубо внутреннее дело каждой отдельной страны, а  как предмет их общей озабоченности  и коллективной ответственности.

 

3. ПРАВА  ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

         К основам   правового положения  человека  и гражданина  относятся его  права,  свободы и обязанности,  гражданство. Права и свободы   представляют краеугольный  камень  правового положения личности.  Это зафиксировано в статье  2 Конституции РФ.[3] Принципиальное  значение  имеют и декларированные   в Основном Законе  России полнота   прав и свобод  граждан  и  их правовое равенство.  В частности,  в п. 2 ст.6 записано,  что каждый  гражданин обладает на территории  Российской Федерации  всеми  правами и свободами и несет  равные  обязанности,  предусмотренные  Конституцией.

В Конституции РФ 1993г.  получили выражение и закрепление  следующие  принципы правового статуса личности:

1.  Закрепление  сферы  и  характера  прав и свобод, установленных   общепризнанными принципами  международного  права.

Согласно этому принципу,  Российская Федерация признает и характеризует  права и свободы, свойственные  цивилизованному  обществу.  Эти  права и свободы нашли отражение  во Всеобщей  декларации прав человека,  принятой Генеральной Ассамблеей ООН  10 декабря 1948г[4].,   Международном  пакте об экономических, социальных и культурных правах[5], Международном  пакте о гражданских и политических правах, вступивших в силу    в 1976г[6], Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод  от 4 ноября 1950г.

Информация о работе Проблемы в теории и практике реализации прав человека и возможные способы их решения