Проблемы реформирования системы государственного управления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

При всем многообразии подходов к определению понятий "политика", "политическое" они неизменно опираются на две основные категории - "государство" и "власть". Политическая власть осуществляется через особые институты, которые образуют политическую систему общества и среди которых центральным является государство.
С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЕЕ ФУНКЦИИ…………………………………….....4
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ: ОСОБЕННОСТИ, МОДЕЛИ…………………………………………...8
ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ…………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Функции государства и государственного управления.rtf

— 489.68 Кб (Скачать файл)

- Конституционному Суду РФ,

- Верховному Суду РФ

- Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст.111 и ст.117 Конституции РФ, т.е. после трехкратного отклонения представленных Думе кандидатур Председателя Правительства РФ или после повторного выражения Госдумой в течение трех месяцев недоверия Правительству РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Однако возможности Президента РФ распускать Госдуму существенно ограничиваются Конституцией РФ (ст.109).

Деятельность Совета Федерации имеет исключительно важное значение для эффективности всей системы государственной власти в стране, поскольку эта эффективность определяется прежде всего качеством и действенностью принимаемых законов, других нормативных актов. Однако анализ деятельности Федерального Собрания показывает, что ни система подготовки и принятия законов, ни их содержание не соответствуют тем высоким требованиям, которые предъявляет трудное время становления новой государственности новых экономических отношений.

Конституция 1993 г. заметно ограничила функции российского парламента. Налицо явный дисбаланс силы в пользу Президента, получившего самые большие прерогативы в сравнении с главами государств многих президентских республик. Однако в Основном Законе заложен определенный механизм системы взаимных сдержек и противовесов между исполнительной и законодательной ветвями власти, не позволяющий сделать президентскую власть абсолютной, установить единоличное правление.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Исполнительную власть в Российской Федерации непосредственно осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя, его заместителей и ряда федеральных министров4. Оно издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и организует его работу, временно исполняет обязанности Президента РФ, когда тот не в состоянии их выполнять.

Правительство Российской Федерации в соответствии со ст.114 Конституции РФ:

1. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

2. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4. осуществляет управление федеральной собственностью;

5. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

6. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. На Правительство РФ возлагаются важные задачи в сфере законотворчества.

Однако Правительство РФ в 90-х гг. не проявляло в этом отношении должной активности. Правительственные законопроекты не являются доминирующими в деятельности Федерального Собрания.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в РФ. Однако в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, иные федеральные органы исполнительной власти. Состав и структура органов федеральной исполнительной власти постоянно совершенствуются.

 

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Также, как и две другие власти - законодательная и исполнительная, - самостоятельной и независимой является и судебная власть5.

Как записано в Конституции РФ (ст.118), правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Установленные Конституцией РФ и законами полномочия органов судебной власти присущи только этой ветви власти, и ни один орган других ветвей власти не имеет права вторгаться в его компетенцию. Судебная деятельность - одна из форм государственной деятельности. Но судебная власть отличается от законодательной и исполнительной тем, что обеспечивает законность своими, присущими только ей методами и действует в особом порядке.

Судебная власть в РФ как одна из опор государства представляет собой согласно

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. По запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ он разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

1. федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

2. конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов РФ;

3. договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

4. не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции:

5. между федеральными органами государственной власти;

6. между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

7. между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд РФ проверяет конституционность закона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, по запросам судов. Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. В его функцию входит также и толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные КС неконституционными, утрачивают силу: не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший арбитражный суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ

 

Исполнение полномочий государственных органов обеспечивается государственной службой, профессиональной деятельностью государственных служащих.

В Советском Союзе государственными служащими считались все те служащие, которые работали в государственном секторе - на государственных предприятиях, учреждениях, организациях. В Великобритании к государственным служащим относятся все служащие публичного сектора, включая как гражданских служащих, т.е. работников министерств и ведомств, так и служащих вооруженных сил, полиции, органов государственного управления (публичных корпораций), осуществляющих руководство предприятиями национализированных отраслей промышленности и транспорта, местных органов власти, системы здравоохранения, образования и т.п. В США существуют федеральная государственная служба, государственная служба отдельных штатов и аппарат органов местного самоуправления. Публичная служба во Франции включает государственную, местную и медицинскую службу.

Согласно Федеральному закону “Об основах государственной службы Российской Федерации”, принятому Государственной Думой 31 июля 1995г., “под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов”. При этом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий “Б” и “В” (ст.2 закона). Иными словами, государственные должности категории “А” - должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.), не относятся к государственным должностям и государственной службе, а лица, их исполняющие, - к государственным служащим.6

Согласно ст.3 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”, “государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации”.

К государственным служащим, как видим, относятся не все работники государственных органов, а лишь те из них, которые занимают государственные должности государственной службы, т.е. должности категории “Б” и “В”. Не входят в число государственных служащих и муниципальные служащие.

Эффективность функционирования различных органов государственной власти и управления во многом зависит от того, как организована деятельность государственной службы как правового и социального института, насколько хорошо поставлена работа по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке кадров, насколько соответствует их профессиональная квалификация и организация труда современным требованиям7.

Реализация концепции административной реформы предполагает формирование такого аппарата государственной службы, в основу которого будет положена “система заслуг и достоинств”, антикоррупционную программу, а также усиление ответственности региональной и местной власти. “Система заслуг и достоинств” показала свою эффективность во многих странах мира.

Она означает:

- превращение государственной службы из службы “государевой” (как это традиционно было и сохраняется в нашей стране) в службу подлинно гражданскую;

- гибкую, не ориентированную на иерархию систему формирования и обновления государственного аппарата;

- отбор (преимущественно конкурсный), продвижение и удержание на государственной службе наиболее квалифицированных и добросовестных людей;

- строгую определенность должностных обязанностей;

- создание режима, обеспечивающего, с одной стороны, подконтрольность корпуса государственных служащих, с другой - его правовую защищенность от произвола и некомпетентности руководителей и средств массовой информации;

- рационализацию затрат на содержание госаппарата, прежде всего увеличение доли прямых материальных стимулов и снижение косвенных, ликвидацию “теневых” привилегий. Суммарное уменьшение бюджетных затрат на государственный аппарат должно быть обеспечено за счет перевода на самоокупаемость многочисленных служб обеспечивающего характера;

- расширение и изменение практики контрактов. В частности, вместо штатного расписания основой кадровой работы станет смета расходов на выполнение соответствующих функций государственного органа. В - свою очередь это неизбежно будет вести к сокращению численности аппарата и повышению уровня оплаты труда государственных служащих при одновременной интенсификации их работы;

- повышение внимания к вопросам административной этики, оживление практической ценности понятия служебной репутации8.

В связи с этим Президентом и Правительством РФ принят ряд серьезных мер по совершенствованию института государственной службы и работы с кадрами. Образованы Совет по кадровой политике и Совет по государственной службе при Президенте РФ, приняты Положение о федеральной государственной службе (22 декабря 1993), а затем и закон “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Утвержден Реестр государственных должностей, определены порядок и процедуры замещения различных категорий кадров, сформированы соответствующие службы в аппаратах Президента и Правительства РФ, укреплены кадровые структуры практически во всех федеральных органах.

Информация о работе Проблемы реформирования системы государственного управления в РФ