Проблемы местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Функции в соответствии с принципом двуединости управления делятся на общие и частные.
Посредством реализации общих функций осуществляется управление объектом в целом. К ним относятся:
1.Прогнозирование, программирование и планирование социально-экономического развития территориального образования и контроль выполнения планов и программ.
2.Организация деятельности органа муниципального управления. Реализуется руководителями органа управления и их аппаратом.
3.Контроль цен и тарифов, реализующийся отделом цен.
4.Учет записи актов гражданского состояния, реализующийся отделом ЗАГСа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
4
1 Теоретические аспекты местного самоуправления………………………….
7
1.1 История становления местного самоуправления………………………….
7
1.2 Сущность и понятие местного самоуправления…………………………...
13
1.3 Функции и структура местного самоуправления………………………….
16
2 Современное состояние местного самоуправления в России………………
21
2.1 Правовое регулирование местного самоуправления в России…………...
22
2.2 Экономическая основа местного самоуправления России……………….
26
2.3 Структура органов местного самоуправления России……………………
33
3 Проблемы местного самоуправления в России……………………………...
37
Заключение……………………………………………………………………….
42
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

курсовая аня.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

В четвертой модели избирается напрямую только представительный орган  муниципального образования.

Из его состава избирается председатель, который на постоянной основе становится главой муниципального образования.

Конкурсная комиссия избирает главу местной администрации, который подчиняется представительному  органу муниципального образования. При  использовании данной модели наиболее сильное влияние имеет именно представительный орган.

Помимо обязательных органов местного самоуправления в  городских округах и муниципальных  районах повсеместно идет процесс  создания контрольно-счетных органов  муниципальных образований, в руках  которых сосредоточены полномочия по финансовому контролю.

Вышеперечисленные модели структуры органов местного самоуправления являются универсальными для всех субъектов  РФ с преобладанием той или  иной модели в различных регионах.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы местного самоуправления в России

 

 

Федеральный Закон о  местном самоуправлении (ФЗ - № 131)   вступил в силу с января 2009 года.  Закон представляет собой универсальный  стандарт модели местного самоуправления и является обязательным для исполнения на всей территории РФ. Но на деле исполнению этого федерального закона препятствует сложившаяся практика в различных субъектах России.

Если формально исполнять все требования ФЗ-131, то во многих субъектах федерации и местное самоуправление становится тоже чисто формальным органом власти, мало выражающим интересы проживающих на его территории граждан. Очень сложно все предусмотреть в одном законе, учитывая историческое несовершенство органов местного самоуправления в России.

С другой стороны, органы местного самоуправления являются властью на местах и должны действовать в едином правовом пространстве всего государства. Если для каких-то территорий делаются противоречащие закону исключения, то не может быть разговора и о единстве всего государства. Это противоречит основному закону РФ – Конституции, где преамбулой является равенство всех граждан России перед законом.10

В каждом регионе формирование органов местного самоуправления зависит  от менталитета местного населения, специфики властных отношений и  исторических и религиозных традиций, а также влияния главы региона.

Географические различия регионов обуславливают их различия в экономических возможностях.

Различия в практике межбюджетных отношениях и передачи полномочий.

Наличие в регионе  различных этносов и их совместимость  на бытовом уровне. Закон разрабатывался с учетом ментальности русского народа и близких ему этносов народов Поволжья, потому что ФЗ-131 базировался на передовой, демократической практике европейского местного самоуправления. Но многие регионы России, особенно на Северном Кавказе, уже практически очищены от русских и русскоязычных и процесс дальнейшего оттока русских из приграничных с Кавказом областей и краев продолжается.

Местное самоуправление на практике оказалось очень ограниченным, если не чисто формальным. Вертикаль  власти от главы субъекта федерации и вниз до глав районов, городских округов и глав поселений идет по принципу начальник–подчиненный. Финансовая  и функциональная зависимость органов местного самоуправления в выполнении переданных им полномочий привела к практическому огосударствлению местного самоуправления. По существу, администрации МСУ стали территориальными администрациями субъекта федерации.11

Существует ограниченный набор вопросов, которые может  решить местное самоуправление без  вышестоящей вертикали власти, если, конечно, решение этих вопросов посильно для местного бюджета.

Налоговая автономия  органов местного самоуправления сильно ограничена, и основную, подавляющую  часть средств, муниципалитеты получают в виде финансовой целевой помощи от вышестоящих бюджетных организаций.

Вместе с тем, муниципалитеты стали ответственными за вопросы, которые  должны решаться на федеральном государственном  уровне, как то: образование, медицина, пожарная охрана и пр. При этом муниципалитеты не обладают для решения этих государственных вопросов средствами и не имеют юридического права самостоятельно принимать решения.

Существующая система  выборов депутатов и глав администраций  органов местного самоуправления, а  также процедура отзыва депутатов  и удаление в отставку глав администраций способствует полному огосударствлению органов местного самоуправления. Далее на практике происходит подмена понятия «местное самоуправление» на «органы местной власти», а последняя не вполне и не всегда выражает интересы населения данной территории.

За этим следует еще  более нехорошее и опасное  для стабильности в стране явление  – лояльность к вышестоящей власти взамен на вседозволенность. Это, по существу, повторение уже дважды пройденных Россией  этапов своего исторического развития - при императоре и при ЦК КПСС, с последующими губительными для российского народа явлениями.  Но в настоящее время личная лояльность представителей разных уровней власти, не основанная на законодательной основе, влечет за собой и возможность незаконного личного обогащения и порождает несокрушимую коррупционную вертикаль.

Закон о МСУ в России есть,  пусть он даже несовершенен - в конце концов, законы можно  дорабатывать и совершенствовать. Но есть ли государственная политическая воля для создания подлинного местного самоуправления в европейском понимании смысла этого слова, есть ли еще инициативные люди в России, готовые работать не только во благо себе, но и общества, для работы в органах местного самоуправления? Если таких людей мало и недостаточно для работы в многочисленных органах местного самоуправления Российской Федерации (а это действительно может оказаться так, учитывая всю демографию и качество населения), то, может быть, стоит вернуться к прежней имперской модели управления государством, с постепенным переходом прогрессивных территорий к местному самоуправлению  при возможности самофинансирования? 

То есть необходимо сделать  полную государственную инспекцию  территорий с определением их экономического потенциала и демографических показателей. И только после этого, на законодательном высоком уровне решать, какая территория на данное время способна создать эффективные органы местного самоуправления. Остальные же территории должны управляться непосредственно вертикалью власти. Несомненно, многие граждане и жители деградирующих поселений России будут приветствовать такую позицию государства. Одним из важнейших показателей перехода городского округа, района или поселения является их устойчивая самодостаточность. В ином случае, государство все равно будет финансировать эти территории, но при этом будут происходить большие злоупотребления местных властей и расхищение государственной и муниципальной собственности.12

 Если территория  или, еще больше, регион не может  обеспечить себя и длительное  время является дотационным, то надо вводить антикризисное государственное прямое управление, ни о каком самоуправлении не может быть и речи. Почему другие регионы должны оплачивать безбедную жизнь выборных чиновников местного самоуправления депрессивных территорий, которые и в советские времена вели иждивенческий образ жизни? Если это традиции или ментальность, то это традиции и ментальность конкретной части или группы населения, и пусть они сами и платят за это.  Что делать населению данных депрессивных территорий? То же, что делают и все нормальные люди во всем мире – двигаться в поисках лучшей жизни или пытаться изменить ситуацию на местах.

 С другой стороны,  отток населения из региона  – это очень веский довод  для введения прямого государственного  управления. Потому что неэффективное местное самоуправление - это далеко не элемент демократии. Это, наоборот, деградация и девальвация демократических ценностей. Временное антикризисное прямое государственное управление данной территории ни в коем случае не нарушает права граждан в соответствии с Конституцией РФ, потому что оно вводится для прекращения экономической деградации региона и регион публично объявляется дотационным.  Но при введении прямого государственного управления необходимо развивать общественные объединения типа ТОС и др., для подготовки в дальнейшем, при улучшении ситуации и стабильности развития, передачи властных полномочий путем выборов в органы местного самоуправления.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Полномочия органа местного самоуправления – это совокупность функций данного органа и его прав.

Так как основной целью  администрации муниципального образования  является осуществление перевода объекта  управления данного образования (население, личное хозяйство, окружающая среда) в  состояние, обеспечивающее производство и воспроизводство непосредственной жизни, достойной жизни людей и свободное развитие человека, поэтому для реализации этой цели администрация муниципального образования наделяется федеральными законами следующими полномочиями:

      1. прогнозирование и планирование социально-экономического развития муниципального образования;
    1. обеспечение муниципального образования необходимыми ресурсами;
    1. оперативная распорядительность муниципальной собственностью;
    2. осуществление экономической реформы;
    3. обеспечение населения муниципального образования всеми видами услуг;
    4. обеспечение социально-культурного развития муниципального образования;
    5. социальное обеспечение и социальная защита граждан;
    6. рациональное использование природных ресурсов и охраны окружающей среды;
    7. обеспечение законности и правопорядка на данной территории».

Эффективное осуществление  комплекса функций органа местного самоуправления немыслимо без структуры  данного органа. «Под структурой органа понимается состав и соподчиненность  его элементов, представляющих собой организационно оформленные группы работников и руководителей (должностных лиц)». В настоящее время существуют различные типы структур. В основе этих различий лежат содержание и характер взаимоотношений между органами управления, между подразделениями данного органа управления.

  • Линейный тип является наиболее простой формой, выражающей   вертикальные, субординационные отношения руководства и подчинения. Управленческие отношения строятся на централизации всех основных функций управления и носят ступенчатый характер, приобретая характер прямой связи, непосредственной подчиненности между руководителем и подчиненными разных уровней. В результате обеспечивается операти</

Информация о работе Проблемы местного самоуправления в России