Принципы совершенствования системы управления государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Накопленный на сегодняшний день опыт управления сложными системами, к которым, как отмечалось выше, относится и государственная собственность, показывает, что концептуальной основой управления ею должен стать системный подход. В самом общем виде сущность системного подхода к исследованию сложных объектов выражается тремя основными положениями /32,40/:

Файлы: 1 файл

Принципы совершенствования системы управления государственной собственностью.docx

— 27.43 Кб (Скачать файл)

Принципы совершенствования системы  управления государственной собственностью

 

Накопленный на сегодняшний день опыт управления сложными системами, к которым, как отмечалось выше, относится и  государственная собственность, показывает, что концептуальной основой управления ею должен стать системный подход. В самом общем виде сущность системного подхода к исследованию сложных  объектов выражается тремя основными  положениями /32,40/:

 любой сложный объект исследования  рассматривается как система,  т.е. целостная совокупность двух  или более подсистем или элементов,  обладающих вполне определенными  свойствами и взаимными отношениями  между собой; 

 сбалансированное развитие  и эффективное функционирование  системы в целом обеспечивается  только в том случае, если цели  развития, структура и функционирование  всех ее подсистем определены  и согласованы исходя из целей,  стоящих перед всей системой;

 объект исследования, рассматриваемый  как система, одновременно является  подсистемой некоторой системы  более высокого уровня (макросистемы), поэтому цели и направления  его развития должны определяться  целями макросистемы и быть  согласованны с развитием всех  других систем этой макросистемы.

 

Системный подход дает возможность  исследовать проблемы управления государственной  собственностью в единстве с проблемами развития экономики в целом, оценить  характер их взаимосвязи, учесть влияние  внешних условий на процессы управления государственной собственностью. Современный  уровень развития системной методологии  и результаты отечественного и зарубежного  опытов ее применения на практике позволяют  сформулировать методологические принципы, на основе которых должна разрабатываться  и совершенствоваться система управления государственной собственностью. Эти  принципы заключаются в следующем.

 

Принцип системности 

 

Он является ключевым, в решающей степени определяющим содержание всех остальных принципов, а также  формирование методологии решения  проблемы в целом.

 

Применительно к исследуемой предметной области его суть заключается  в том, что система управления государственной собственности (СУ ГС) должна рассматриваться как единое целое. Значение этого принципа заключается  в том, что он фактически предопределяет выбор целевых установок и  соответственно методов управления.

 

Системы различной природы могут  иметь большое число разнообразных  свойств, многие из которых являются специфическими, присущими только данной системе. В то же время среди свойств  есть их группы, позволяющие определенным образом классифицировать все системы. В первую очередь это касается групп свойств, характеризующих  структуру систем, отношение систем к внешней среде, а также тип  их управления.

 

Каждый объект системы может  либо состоять из нескольких взаимосвязанных  частей, т.е. сам являться системой, именуемой в этом случае подсистемой, либо представлять собой «первичный»  элемент, не подлежащий дальнейшему  разбиению в рамках поставленной задачи. Состав элементов и способ их объединения определяют структуру  системы. При этом, если в составе  системы есть подсистемы, то говорят, что система обладает многоуровневой структурой . Если подсистемы различных  уровней находятся в определенной подчиненности, то такие системы  называются иерархическими многоуровневыми .

 

Различают системы открытого типа, когда они могут взаимодействовать  с внешней средой и обмениваться с ней информацией, ресурсами, энергией, и закрытого типа, не имеющие никакой  связи с внешней средой.

 

Система называется статической, если параметры, характеризующие состояние  системы, не изменяются во времени. В  противном случае она называется динамической. Совокупность изменяющихся во времени параметров состояния  динамической системы представляет собой траекторию состояний системы.

 

Системы бывают управляемые, когда  на них оказывается определенное воздействие в интересах достижения желаемых целей, и неуправляемые. При  этом управление может быть программное, если оно основано на выборе оптимальной  траектории состояний системы, ведущей  к достижению заранее поставленных целей, и адаптивное, если траектория заранее не выбирается, а возникает  как результат ее постоянного  улучшения.

 

Анализируя наличие указанных  свойств применительно к СУ ГС, можно констатировать, что она:

 во-первых, относится к классу  управляемых систем, поэтому поиск  и обоснование рациональных способов  управления в интересах достижения  экономической эффективности и  является главной задачей планирования  ее развития;

 во-вторых, является динамической  системой, т.к. основные параметры,  характеризующие ее состав, качество  и структуру, меняются с течением  времени; 

 в-третьих, является системой  открытого типа, т. к. необходимые  для своего развития ресурсы  получает из внешней среды  (от системы вышестоящего уровня), а в процессе функционирования  самым непосредственным образом  взаимодействует с другими системами; 

 в-четвертых, имеет иерархическую  многоуровневую структуру. 

 

Суммируя все сказанное можно  заключить, что система управления государственной собственностью является открытой адаптивной управляемой динамической системой, имеющей многоуровневую иерархическую  структуру, что требует соблюдения определенных подходов к планированию ее развития. Именно в этом смысле следует  понимать вывод о том, что принцип  системности определяет содержание всех других принципов управления.

 

Принцип учета внешней среды 

 

Траектория развития системы управления государственной собственностью, как  открытой системы, зависит от воздействия  факторов внешней среды, основными  из которых являются экономическая  целесообразность и финансовые возможности  государства по содержанию государственной  собственности.

 

Принцип иерархии целей 

 

Обладая многоуровневой иерархической  структурой, СУ ГС состоит из большого числа компонентов различной  степени сложности. Многие объекты  государственной собственности  обладают специфическими качествами, что делает необходимым участие  в управлении объектами государственной  собственности различных организаций (например, органов управления, аудиторских  фирм и т.д.). Поэтому в целях  обеспечения сбалансированного  развития всех объектов государственной  собственности чрезвычайно важным является согласование целей развития всех ее компонентов. Такое согласование и обеспечивает системный подход.

 

На каждом иерархическом уровне соответствующий компонент может  быть либо элементом, либо подсистемой. В первом случае он подбирается таким, чтобы обеспечивалось наилучшее  функционирование подсистемы вышестоящего уровня, компонентом которой он является.

 

Во втором случае он сам должен рассматриваться как система, т. е. как объект, цели развития которого, с одной стороны, определяются целями развития системы вышестоящего уровня, компонентом которой он является, а с другой стороны, определяют цели развития всех входящих в него подсистем  и элементов.

 

Таким образом, системный подход устанавливает  четкий порядок определения целей  развития всех компонентов системы  управления государственной собственностью по принципу «сверху – вниз»: сначала, исходя из задач, роли и места СУ ГС в экономике России, определяются направления (стратегия) ее развития. Исходя из этого, определяются цели развития подсистем первого уровня. Затем, на основе целей развития каждой из этих подсистем, определяются цели развития компонентов подсистем второго  уровня и т. д. до последнего уровня, т. е. строится определенное иерархическое  дерево целей развития всех компонентов  системы управления госсобственностью. При этом на разных иерархических  уровнях могут применяться различные  способы задания целей.

 

Однако необходимо иметь в виду, что в теории эффективности под  целью развития системы понимается некоторый желаемый результат ее функционирования, который должен быть достигнут к определенному времени. Цель развития системы может задаваться в форме:

 конкретного набора количественных  значений параметров, характеризующих  систему, которые должны быть  достигнуты в процессе развития;

 набора расчетных задач, решение  которых должна обеспечивать  система; 

 качественного описания желаемого  результата ее функционирования.

 

Первый случай – наиболее простой. Он позволяет непосредственно оценить  соответствие варианта развития системы  своему целевому предназначению.

 

Во втором случае для таких оценок нужен определенный инструмент (модель), позволяющий сопоставить достигаемые  количественные значения параметров системы  с уровнем решения заданных расчётных  задач.

 

Третий случай представляется наиболее сложным, т. к. требует предварительного определения количественных критериев, позволяющих оценить степень  соответствия варианта развития поставленным целям.

 

При планировании развития системы  управления государственной собственностью как многоуровневой иерархической  системы должны использоваться все  три формы задания целей. При  этом первая форма наиболее характерна для нижних уровней иерархии, а  третья – для верхних.

 

Принцип итерационности процесса обоснования 

 

Сложная многоуровневая структура  системы управления государственной  собственностью приводит к тому, что  решения, принимаемые на каждом уровне, оказываются зависимыми от решений, принятых на других уровнях. Это обстоятельство чрезвычайно усложняет процесс  принятия решения.

 

Например, выбор варианта развития какого-либо компонента системы определяется не только целями его развития, установленными в соответствии с иерархией целей, но и диапазоном возможных вариантов  развития входящих в него компонентов (элементов) более низкого уровня. Бессмысленно ставить цели, которые  из-за правовых, финансовых или иных ограничений не могут быть достигнуты. Следовательно, на каждом уровне при  задании целей развития необходимо знать возможности компонентов  более низкого уровня. Однако оценить  эти возможности можно только в результате исследований, проводимых в процессе поиска рациональных путей  достижения поставленных целей, т. е. возникает  противоречивая ситуация.

 

Разрешению этих противоречий способствует изучение предыстории вопроса, опыт и интуиция исследователей, а также  применение рассматриваемого ниже принципа скользящего планирования. Но в наибольшей степени выбору наилучшего сочетания  “цели-возможности” способствует применение итерационной процедуры обоснования.

 

Суть этой процедуры заключается  в следующем. Сначала на основе опыта  и предыстории последовательно, по направлению «сверху-вниз», формируется  дерево целей развития всех компонентов  СУ ГС, определяются рациональные варианты их достижения и рассчитываются объемы необходимых ресурсов. Затем в  обратном порядке, «снизу-вверх», последовательно  по уровням проводится оценка соответствия предлагаемых вариантов целям развития этих компонентов. На самом верхнем  уровне системы управления государственной  собственностью проводится окончательная  оценка соответствия предлагаемого  варианта целям развития государственной  системы и возможностям государства  по ее содержанию. В случае выявленного  несоответствия цели развития государственной  собственности корректируются, и  вся процедура повторяется вновь  до достижения требуемого соответствия.

 

Опыт показывает, что полномасштабная  реализация итерационного процесса для СУ ГС требует проведения большого объема исследований и значительного  времени. Поэтому на практике число  итераций сокращается путем задания  нескольких вариантов целей для  развития компонентов каждого нижестоящего уровня и вариантов их финансирования. При такой реализации итерационного  принципа основная сложность заключается  в задании взаимоувязанных вариантов целей и ресурсов для различных компонентов каждого уровня. В противном случае этот подход не обеспечит уменьшения числа итераций.

 

Снижению трудоемкости этого процесса существенным образом будет способствовать и создание информационно-аналитического обеспечения системы управления государственной собственности.

 

Принцип эффективности использования  ресурсов

 

Рациональное управление государственной  собственностью может быть обеспечено только в том случае, если развитие всех компонентов СУ ГС согласовано  и взаимосвязано. При этом для  каждого компонента этой структуры  существуют, как правило, различные  варианты достижения соответствующих  целей развития. Они различаются  сроками и содержанием выполняемых  работ, объемами потребляемых ресурсов. Поэтому возникает крайне важный для практики вопрос выбора такого сочетания вариантов развития различных  компонентов, при котором обеспечивается рациональное развитие системы в  целом.

Информация о работе Принципы совершенствования системы управления государственной собственностью