Правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство.

Содержание работы

1. Что представляет собой государственное
регулирование предпринимательской деятельности,
в каких формах оно выступает..............................................................................3
2.Лицензирование отдельных видов деятельности..............................6
3. Основные положения законодательства о
деятельности монополий и антимонопольного законодательства....9
4 Стандартизация и сертификация......................................................12
5. Государственное регулирование ценообразования.......................15
Список литературы.......................................................................................18

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 35.35 Кб (Скачать файл)

1. Что представляет собой государственное регулирование предпринимательской деятельности, в каких формах оно выступает.

 

Государственное регулирование – комплекс мер  законодательных, исполнительных и  судебных органов власти, а также  контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов  государственными учреждениями и общественными  организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической  системы.

Цель  государственного регулирования предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов  реализуется через три основные функции:

1) создание  условий цивилизованного функционирования  рынка:

определение формы собственности хозяйствующих  субъектов и правил управления;

создание  механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

предупреждение  споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

защита интересов  и прав потребителей продукции хозяйствующих  субъектов;

установление  денежной системы;

установление  стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое  планирование науки и научно-технического  прогресса;

3) решение  макроэкономических проблем:

объем национального  производства;

пропорциональность  развития экономики;

темпы экономического роста;

внешнеэкономический баланс страны;

уровень занятости  трудоспособного населения страны;

социальная  защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и  вид субъекта предпринимательской  деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

При выборе средств государственно-правового  воздействия на рыночные отношения  имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой  действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

Государственно-правовому  регулированию в большей степени  подвержены факторы внешней экономической  среды, которые делятся на следующие  категории:

характер  рыночных отношений;

характер  правовых связей между хозяйствующими субъектами;

общесоциальные факторы;

общеэкономические условия;

общеполитические  факторы.

Рынок –  система экономических отношений  между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку  эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого  государственно-правового воздействия  на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь  не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо  для общества.

Контроль  и последующее государственное  регулирование в предпринимательской  сфере подразделяются на прямой и  косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так  как косвенный контроль и регулирование  проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая  политика; регулирование занятости  населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

К прямому  государственному контролю и регулированию  относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.

Эти и  другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной  форме как в процессе правотворческой  деятельности, так и в ходе реализации права.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской  деятельности хозяйствующих субъектов  обусловлено следующими обстоятельствами:

предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых  свободой выбора субъектами сферы экономической  деятельности;

борьбой с  криминализацией предпринимательских  отношений;

предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

контролем за использованием общенациональных ресурсов;

социальной  защитой наименее обеспеченных слоев  населения.

На практике и в теории многие считают, что  характер отношений между государством и субъектом предпринимательской  деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где  государство выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать  воле государства, где последнее  выступает в качестве субъекта предпринимательской  деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство  и субъект предпринимательской  деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга  в решении общенациональных задач.

 

 

 

 

 

 

 

2 Лицензирование отдельных видов деятельности.

В РФ отдельные  виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно правовой формы, а  также физическими лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Основы лицензирования установлены Федеральным законом  «О лицензировании отдельных видов  деятельности» от 08.08.2001 г. 

Лицензирование  отдельных видов деятельности, являясь  формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и  требования его осуществления. Поэтому  допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим экономическим и  социальным издержкам, создавая препятствия  на пути становления частного бизнеса  и вхождения в рынок новых  предпринимательских структур.

С позиции  государственных интересов, такой  инструмент как лицензирование должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного  предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид деятельности требует  соблюдения условий его ведения, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение  лицензии.

Система лицензирования направлена на реализацию интересов  предпринимателя, потребителя, государства  и обеспечила:

1. Субъекту  предпринимательства:

- простоту  выхода на рынок максимального  числа новых предпринимательских  структур;

- снижение  до минимума лицензионных сборов  и других расходов, связанных  с получением лицензии;

- все виды  поддержки и защиты законопослушного, цивилизованного предпринимателя  со стороны государства, в том  числе, защиту от монополизма  и недобросовестной конкуренции.

2. Потребителю:

- гарантии  защиты от проникновения на  рынок опасных для жизни и  здоровья, некачественных товаров  и услуг;

- возможность  досудебного рассмотрения и решения  спорных вопросов, максимально сжатого  по срокам возмещения причиненного  ущерба.

3. Государству:

- развитие  и цивилизованное функционирование  рынка;

- создание  благоприятных условий для соблюдения  баланса интересов предпринимателя,  потребителя, государства;

- прямое  и косвенное увеличение налоговых  поступлений в бюджет.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

установление  единого перечня лицензируемых  видов деятельности;

установление  единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

установление  лицензионных требований и условий  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

гласность и  открытость лицензирования;

соблюдение  законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым  видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых  может повлечь за собой нанесение  ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и  регулирование которых не может  осуществляться иными методами, кроме  как лицензированием (ст.4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  от 08.08.2001 года).

Основные  понятия и определения

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом;

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

(в ред.  Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные положения законодательства о деятельности монополий и антимонопольного законодательства

 

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. В современном мире А.з. и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики, в силу чего А.з. признается самостоятельной отраслью законодательства. Эта отрасль является комплексной: имея в основе нормы административного права, А.з. включает также конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые нормы. А.з. основывается на концепции достижения наивысшего благосостояния граждан в результате предоставления хозяйствующим субъектам возможности свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке, который выступает универсальным регулятором общественного производства. Основные цели А.з. подавляющего числа государств: защита и поощрение конкуренции, контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке, контроль за процессом концентрации производства и капитала, контроль над ценообразованием. содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов, защита интересов потребителей.

А.з., как правило, является общенациональным. Основная категория А.з. - доминирующее положение (монопольная сила) хозяйствующего субъекта на соответствующем (релевантном)товарном рынке. А.з. не устанавливает запрет хозяйствующему субъекту завоевать это положение, однако и не допускает злоупотребления им. Оценка того, занимает ли хозяйствующий субъект доминирующее положение, основывается на определении релевантного товарного рынка, который характеризуется границами, объемом и субъективным составом. В РФ А.з. появилось только с началом перехода к рыночной экономике, когда конкуренция была признана благом для общества. Одним из первых в системе законодательных актов, опосредующих коренную экономическую реформу, проводимую РФ с начала 90-х гг., был Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции). Целями введения в действие Закона были: создание конкурентной среды в экономике, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Названный Закон был принят за несколько месяцев до Закона РФ о приватизации предприятий, тем самым установив правовые основы для действия приватизируемых и вновь образуемых предприятий в условиях конкурентной среды. Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается (ст. 34 Конституции РФ). Конституция РФ вместе с Законом о конкуренции,издаваемыми в соответствии с ним ФЗ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и образует А.з. РФ в его современном виде, которое является федеральным (ст. 71 Конституции РФ). Основные особенности А.з. РФ состоят в том, что оно содержит нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, а положения о запретах адресованы не только частным лицам, но и органам исполнительной власти. К монополистическим действиям органов власти и управления относятся принимаемые ими акты и действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. Запрещается: а)образование органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления с целью монополизации производства или реализации товаров; б) наделение названных органов полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции;в) совмещение функций указанных органов с функциями хозяйствующих субъектов; г) наделение последних функциями названных органов.

Государственная политика по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводится федеральным антимонопольным органом, положение о котором утверждается Президентом РФ. Федеральный антимонопольный орган - МАП РФ осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и за приобретением акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции. Для осуществления своих полномочий МАП РФ вправе создавать собственные территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. За нарушение А.з. предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.В самом Законе о конкуренции установлена система административных штрафов, налагаемых за нарушение А.з. на должностных лиц исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, индивидуальных предпринимателей. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена в ст. 178 У К. Особым разделом А.з. является законодательство о естественных монополиях. 

Информация о работе Правовое регулирование