Правовое регулирование права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 04:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является раскрытие сущности понятия «муниципальной собственности», а так же найти пути решения проблем правового регулирования муниципальной собственности.
Цель данной курсовой работы предопределила ряд следующих задач:
1. Определить состав и объекты муниципальной собственности в РФ.
2. Изучить порядок правового регулирования управления муниципальной собственностью.
3. Показать особенности управления муниципальной собственностью на примере города Санкт-Петербурга.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ................................7
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности………............................7
1.2. Порядок формирования муниципальной собственности...........................13
1.3. Классификация объектов муниципальной собственности………….…...19
1.4. Методы управления муниципальной собственностью………………......25
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ……….….34
2.1. Особенности института собственности в муниципальном праве Санкт-Петербурга……………………………………………………………….…….34
2.2. Компетенция органов местного самоуправления по вопросам управления муниципальной собственностью.........................................................................39
2.3. Основные задачи органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью.........................................................................47
2.4.Проблемы и перспективы правового регулирования муниципальной собственности........................................................................................................51
Заключение.............................................................................................................61
Список используемой литературы...........................

Файлы: 1 файл

Kursovaya (2).doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Проблемы отчуждения имущества.

Говоря об объектах муниципальной собственности, следует отметить и то, что по условиям Закона о местном самоуправлении на примере Смоленской области из 22 муниципальных образований возникло 350. В Монастырщинском районе на 01.01.2006 года муниципальная собственность составляет всего 18%. И теперь многие объекты необходимо из собственности муниципального района передать вновь образованным муниципальным образованиям. Кроме того, муниципалитеты обязаны обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов РФ, находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, в соответствии с разграничением полномочий, установленным названными выше и другими федеральными законами. До 01.01.2009 г. произвести отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, не соответствующего указанным выше перечням и не переданного в государственную собственность. В остатке муниципального района останется примерно 3% объектов муниципальной собственности.

Как указано в Законе о местном самоуправлении, отчуждение муниципального имущества производится безвозмездно, и осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

Избавляться от муниципальной собственности району диктует новый закон о местном самоуправлении, согласно которому к 2009 году у администрации муниципального района в управлении должны остаться только помещения, необходимые для осуществления своих полномочий, и здания, где располагаются социальные объекты — школы, больницы и т.д. Всё остальное будет продаваться с аукционов.39

При обсуждении этого вопроса на заседании районного Совета депутатов звучали мнения о продаже зданий постепенно, а не всех вместе. И, на наш взгляд, такой подход депутатов правильный. Чем больше в муниципальном районе останется объектов муниципальной собственности, тем стабильнее будет их экономический потенциал.

В связи с предстоящей приватизацией муниципальной собственности большую обеспокоенность проявляют многочисленные арендаторы. Многие из них вложили немалые средства в ремонт и реконструкцию помещений, повысив тем самым их рыночную стоимость. Однако действующее законодательство не даёт им никаких преимуществ при выкупе приватизируемых объектов. Согласно закону, приватизируемый объект должен выставляться на открытый конкурс — кто больше заплатит, тог его и получит.

Необходимо также отметить слабую сторону Закона о местном самоуправлении в определении полномочий и наделения муниципалитетов объектами муниципальной собственности. Муниципальные образования имеют разные весовые экономические категории. Например, крупные города областного значения, отнесенные к муниципальным образованиям наряду с сельскими, не могут иметь одинаковые экономические возможности. И от этого исполнение возложенных Законом о местном самоуправлении обязанностей в одинаковой мере такими разноуровневыми по экономическим показателям образованиями невозможно. А задачи практически Закон определил единые для всех муниципалитетов. Для обеспечения исполнения полномочий органами местного самоуправления необходимо выполнить большой объём работы по разграничению имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями. Опыт передачи имущества из государственной собственности в муниципальную и из муниципальной в государственную в Смоленской области показал, что при этом возникают дополнительные финансовые издержки на перерегистрацию учредительных документов организаций и учреждений, объектов недвижимости, а также лицензирование учреждений.

В связи с отсутствием в законодательстве приемлемого правового регулирования общей долевой собственности муниципальных образований и правил учреждения организаций на основе общей долевой собственности муниципальных образований возникают затруднения при передаче в муниципальную собственность сетей и предприятий электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, обслуживающих территории нескольких муниципальных районов или поселений.

Разграничение права собственности на автомобильные дороги между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями показывает, что существующая классификация автомобильных дорог не отвечает принципам разграничения полномочий между органами публичной власти, положенным в основу Закона  «О местном самоуправлении».

До сих пор не оформляется право собственности муниципальных образований на природные и водные ресурсы, леса, на муниципальные земли, в связи с неудовлетворительным регулированием порядка разграничения государственной собственности на землю.

Не установлен порядок разграничения собственности на землю между муниципальными районами и входящими в их состав муниципальными образованиями.

Правительству Российской Федерации необходимо срочно принять меры по разработке и утверждению порядка разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Анализ перечня вопросов местного значения муниципальных образований и сопоставление с перечнем имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований для обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, показывает, что указанные перечни требуется расширить и привести в соответствие друг с другом. В связи с указанным представляется необходимым принять закон «О муниципальной собственности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    В данной работе были  рассмотрены особенности муниципальной собственности как основа местного самоуправления и выявлен ряд проблем, присущих сегодня данному процессу на примере управления муниципальной собственностью органами местного самоуправления  г.Санкт-Петербурга.     

В результате анализа нормативной базы, обеспечивающей процесс управления муниципальной собственностью, было установлено следующее.      

Муниципальная собственность как одна из форм собственности признана и защищается на основании статьи 8 Конституции Российской Федерации. Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации население в процессе осуществления местного самоуправления владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, при этом органы местного самоуправления, как следует из статьи 132, самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Таким образом, Конституцией Российской Федерации установлены все необходимые основы в отношении муниципальной собственности: она признается и защищается, названы собственник - население - и управляющий муниципальной собственностью - органы местного самоуправления.      

Непосредственно законодательное регулирование в сфере отношений собственности, в том числе муниципальной, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами. Поскольку муниципальная собственность составляет одну из экономических основ местного самоуправления, нормы, касающиеся муниципальной собственности, содержатся и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления».      

Понятие «муниципальная собственность» определяется в статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».      

Рассматривая муниципальное образование в качестве хозяйствующего субъекта, надо иметь ввиду, что управление собственностью МУ имеет определенные особенности.      

Во-первых, муниципальная собственность принадлежит всему населению муниципального образования и служит удовлетворению его основных жизненных потребностей. Следовательно, необходимо ограничить возможность совершения органами местного самоуправления действий, влекущих банкротство муниципальных образований.      

Во-вторых, органы местного самоуправления являются не только субъектом хозяйствования, но и субъектом властных отношений. А это дает возможность органам местного самоуправления право принимать общеобязательные на территории муниципального образования решения, в том числе и такие, которые могут создать муниципальным предприятиям и организациям льготные условия деятельности по отношению к другим субъектам рыночных отношений.

Анализ проблем управления муниципальной собственностью в городе федерального значения – Санкт-Петербурга позволяет сделать следующий концептуальные вывод.       

На федеральном уровне, в первую очередь, необходимо обеспечить исполнение гарантий в реализации конституционных норм органам местного самоуправления Санкт-Петербурга на строю определенный и долгосрочный минимум полномочий, прав и обязанностей, а также финансовых средств для выполнения ими своих обязанностей, которые не могут быть сокращены законами субъектов федерации, а только расширены ими.

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. -М.: Юрид. лит., 2009.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ в редакции от 25.12.2012 года с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2013 года.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 1 января 2001 года.  в двух частях(ред. от 01.01.2014).

5. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года с изменениями и дополнениями, в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 N 38-ФЗ, от 26.11.1996 N 141-ФЗ, от 17.03.1997 N 55-ФЗ, от 04.08.2000 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ). Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 35, ст. 3506; 2005 № 17, ст. 1917.

6. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации  государственного имущества и  об основах приватизации муниципального  имущества в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N116-ФЗ,от 05.08.2000 N 109-ФЗ).// Собрание законодательства РФ.-1997.-№30Ст.3595.

7. Закон Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года № 111-35 «О местном самоуправлении  в Санкт-Петербурге». (в ред. Законов  Санкт-Петербурга от 11.02.2000 N 43-5, от 11.02.2000 N 44-6, от 10.10.2000 N 464-49, от 04.12.2000 N 625-72, от 07.06.2001 N 436-53, от 26.07.2002 N 353-37, от 29.09.2003 N 547-74, от 15.12.2003 N 702-105, от 12.01.2005 N 716-1, от 01.07.2005 N 399-39.

8.Закон Санкт-Петербурга от 18 сентября 1998 года № 200-39 «О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга». (ред. от 06.07.2005).

9. Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» 1991 г. N 1550-I // Ведомости съезда народ. деп. РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1991.-№2.-Ст.1010; 1992.№ 46. Ст.2618; 1993. № 21. Ст.748. (с изменениями от 24 июня, 22 октября 1992г., 28 апреля 1993 г., 28 августа 1995 г., 18 июня 2001 г., 21 марта 2002 г.) 

10. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».// Ведомости съезда нар.деп. РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1992.-№ 3.-С.89.

11. Европейская Хартия местного самоуправления.// СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695; 1998. № 36. Ст. 4461.

12. Амирбеков А.Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности //Право и Жизнь.-2010 г.- № 30.С.-193

13. Андреев Б. Системный курс экономической теории. — СПб.: Лениздат, 2013.С.-47

14. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность.-Екатеринбург: Изд-во Уральск.гос. ун-та, 2011.С.-83

15. Беленький В. Методика определения цены земли и планирования устойчивого землепользования. //Вопросы экономики.- 2012.-№7.С.-39

16. Васильев В. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 2013.С.-71

17. Голубев В. В обход закона делят власть на нижнем этаже//Российская Федерация сегодня. 2011. № 13.С.-96

18. Гражданское право. Часть 1 /под редакцией Ю.К.Толстого и А.П.Сергеева, СПб, 2012.С.-58

19. Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности //Журнал российского права.-2011.-№ 9.С.-48

20. Линкол Т. Политика в области владения муниципальной землей и другой недвижимостью.//Материалы конференции Общероссийской общественной организации «Муниципальная академия» (21 октября 1999 г., Москва) и круглого стола «Местное самоуправление в России», проведенного в рамках специализированной выставки-конференции «Управление–99» (22 октября 1999 г., Москва).С.-94

21. Лукин И.С., Мосунов Ю.Г. Голубь М.В., Крюков В.В. О методологии ценообразования на объекты государственной и муниципальной собственности //Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.-2011.-№ 1(6).С.-174

22. Миловидов В.Д. Инвестор в России: что делать? — М.: ММВБ, 2010.С.-142.

23. Органы местного управления в зарубежных странах: Сравнительное исследование.-М.:ИНИОН РАН, 2012.С.-213

24. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 2010.С.-178

25. Википедия - свободная энциклопедия. Муниципальная собственность в России.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%ED%E8%F6%E8%EF%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%F1%EE%E1%F1%F2%E2%E5%ED%ED%EE%F1%F2%FC

26. Интернет-портал «КонсультантПлюс» Свидетельство МПТР России Эл N 77-6731. http://www.consultant.ru/

 

 

 

 

 

 

1 . Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность.-Екатеринбург: Изд-во Уральск.гос. ун-та, 2011.С.-83

 

2 Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года с изменениями и дополнениями, в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 N 38-ФЗ, от 26.11.1996 N 141-ФЗ, от 17.03.1997 N 55-ФЗ, от 04.08.2000 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ). Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 35, ст. 3506; 2005 № 17, ст. 1917.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

4 Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года с изменениями и дополнениями, в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 N 38-ФЗ, от 26.11.1996 N 141-ФЗ, от 17.03.1997 N 55-ФЗ, от 04.08.2000 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ). Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 35, ст. 3506; 2005 № 17, ст. 1917.

 

5 Лукин И.С., Мосунов Ю.Г. Голубь М.В., Крюков В.В. О методологии ценообразования на объекты государственной и муниципальной собственности //Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.-2011.-№ 1(6).С.-174

Информация о работе Правовое регулирование права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом