Права и свободы коренных малочисленных народов, их общин и граждан, относящихся к представителям коренных малочисленных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Интересы северных народов учитывались Постановлением Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 г. «О неотложных мерах экологического оздоровления Страны»2, которым рекомендовалось осуществить в 1990 г. закрепление территорий традиционного природопользования, не подлежащих отчуждению под промышленное освоение, за коренными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Активно развивался процесс правовой модернизации на республиканском уровне, в Российской Федерации, где непосредственно проживают малочисленные народы. Этому, прежде всего, служила Конституция РФ (в ред. от 21 апреля 1992 г.) — по существу, базовый юридический документ России после развала СССР (декабрь 1991 г.)

Содержание работы

1. Вступление.
Формирование нового понимания статуса малочисленных народов (до принятия Конституции РФ 1993 г.)……………………………стр.3.

2.Основная часть.
Правовые основы статуса коренных малочисленных народов по действующему законодательству
(после принятия Конституции РФ 1993 г.)
2.1. Приоритет федерального регулирования...………………..стр.8.
2.2. Конституционные положения..…………………………….стр.8.
2.3. Международно-правовые нормы…………………………..стр.9.
2.4. Федеральное законодательство о коренных малочисленных народах (до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ)....стр.10.
2.5. Изменения Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-Ф3, касающиеся коренных малочисленных народов………………...стр. 13.
2.6. Договорное регулирование…………………………………стр. 15.
2.7. Регионально-правовой компонент статуса коренных малочисленных народов……………………………………………………………...стр. 16.
2.8. Договоры между субъектами Российской Федерации……стр. 21.

3.Заключение.
Основные выводы и проблемы правового регулирования статуса малочисленных народов……………………………………….стр.22.

4.Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

курс КПРф.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Права и свободы коренных малочисленных народов, их общин и граждан, относящихся к представителям коренных малочисленных народов.

 

 

Курсовая работа по Конституционному праву России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Выполнил:  Зейдин А.М.

                                                               

 

                   

 

                                      

 

 

 

                                            

Содержание.

 

   1. Вступление.

Формирование нового понимания статуса малочисленных народов (до принятия Конституции РФ 1993 г.)……………………………стр.3.

 

    2.Основная часть.

     Правовые основы статуса коренных малочисленных    народов по              действующему законодательству

(после принятия Конституции  РФ 1993 г.)

    2.1. Приоритет федерального регулирования...………………..стр.8.

    2.2. Конституционные положения..…………………………….стр.8.

   2.3. Международно-правовые нормы…………………………..стр.9.  

    2.4. Федеральное законодательство о коренных малочисленных народах (до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ)....стр.10.

   2.5. Изменения Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-Ф3, касающиеся коренных малочисленных народов………………...стр. 13. 

   2.6. Договорное регулирование…………………………………стр. 15.   

  2.7. Регионально-правовой компонент статуса коренных малочисленных народов……………………………………………………………...стр. 16.  

  2.8. Договоры между субъектами Российской Федерации……стр. 21.

 

   3.Заключение.

Основные выводы и проблемы правового регулирования статуса малочисленных народов……………………………………….стр.22.

  

   4.Литература……………………………………………………..стр.24.

 

 

 1.       В конце 80-х в начале 90-х годов под влиянием идей перестройки в российском праве начинает формироваться новое понимание статуса малочисленных народов. Первые шаги в данном направлении были сделаны еще на союзном уровне. В частности, Закон СССР от 26 апреля 1990 г. «О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР»1 давал право образовывать в местах компактного проживания национальных групп такие национальные административно-территориальные единицы, как национальные районы, национальные поселки и национальные сельсоветы. Предполагалось проекты законодательных актов, затрагивающие интересы этих образований, предварительно направлять на обсуждение соответствующих Советов и учитывать их мнение при окончательном принятии решений (ст. 7,8, 11).

Интересы северных народов учитывались Постановлением Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 г. «О неотложных мерах экологического оздоровления Страны»2, которым рекомендовалось осуществить в 1990 г. закрепление территорий традиционного природопользования, не подлежащих отчуждению под промышленное освоение, за коренными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 Активно развивался процесс  правовой модернизации на республиканском  уровне, в Российской Федерации, где непосредственно проживают  малочисленные народы. Этому, прежде всего, служила Конституция РФ (в ред. от 21 апреля 1992 г.) — по существу, базовый юридический документ России после развала СССР (декабрь 1991 г.). Она выделяла данные народы опосредованно, подразумевая их соответствующие права и обязанности по отношению к ним со стороны государства в тех случаях, когда закреплялось:  

 

1. См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №19. Ст.331.

2. См.: Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989.

№ 25. Ст. 487.

   а) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей — особый предмет совместного ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти республик, краев областей и автономных округов (п. «л» ст. 81. 1, п. «с» ст.84.1, п. «е» ст.84.11);

    б) статус федеральных  природных ресурсов определяется  по взаимной договоренности федеральных  органов государственной власти  и органов государственной власти  автономных округов с учетом  необходимости сохранения и поддержания, исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях (ст. 84. 2).   

 Бесспорно, позитивное значение имела норма о том, что «Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации» (ст. 32). Данное положение ориентировало законодателя на учет действующего международно-правового регулирования применительно к коренным малочисленным народам Севера (подобным им народам), стимулировало постановку вопроса о ратификации соответствующих договоров, в частности Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» 3.

Влияние Конституции отразило текущее законодательство РФ. Нормы, фиксирующие конкретные права и гарантии малочисленных народов, были включены в ряд законов:   Земельный кодекс от 25 апреля 1991 г. 4; Закон от 19 декабря 1991 г. « Об охране окружающей среды»5, которым    образование   национальных   природных     парков

3. См.: Постановление Съезда народных депутатов РФ от 21 апреля 1992 г. «О социально-экономическом положении районов Севера и приравненных к ним местностей» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 22. Ст. 1186. 4. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 22. Ст. 768.

5. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №10. Ст. 457.

увязывалось с охраной природы, в том числе традиционных мест проживания малочисленных народов Севера (ст. 63);    Закон от 21 февраля 1992 г. «О недрах» 6‚ признал существование интересов малочисленных народов в сфере отношений недропользования (ст. 4);    Закон от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в РСФСР»7, определял: «Преимущественным правом на приобретение в собственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремёсел народностей Севера и малочисленных народов пользуются коренные жители;    Закон от 6 июля 1991г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации»8 связывал организацию данного самоуправления с историческими и национально-этническими особенностями населения (ст. 1); Закон от 25 октября 1991г. «О языках народов РСФСР)9, гарантировал сохранение, равноправное и самобытное развитие языков народов России; Закон от 10 июля 1992 г. «Об образовании»10, который, называл  принципом государственной политики в области образования «Защиту системой образования национальных культур и региональных культурных традиций» (ст. 2), гарантировал - возможность получения образования независимо от расы, национальности и языка (ст. 5); -право на получение образования на родном языке (ст. 6);   Закон от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»11, которым признавалось равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех народов в этнических общностей,  (ст. 6); гарантировались право каждого на

культурную деятельность, защиту культурной самобытности (ст. 8, 11).

6. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №16. Ст. 834.

7. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. №27. Ст. 927.

8. См.:  Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1991. №29.

Ст.1010; 1992. №46. Ст.2618.

9. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991.№ 50. Ст. 1740.

10. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.

11. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №46. Ст. 2615.

Создание конституционных и законодательных основ статуса малочисленных народов сопровождалось на федеральном уровне дополнительным правовым регулированием: определялись общие и специальные (по регионам и конкретным этническим группам) меры социально-экономического развития малочисленных народов 12; конкретизировались законодательные нормы о правах малочисленных народов в сфере землепользования и недропользования; одобрялась и поддерживалась деятельность различных объединений малочисленных народов Севера – Депутатской Ассамблеи этих народов13, Фонда развития малых народов и этнических групп14, Конгресса и парламентской ассоциации финно-угорских народов15; уточнялся традиционный перечень малочисленных народов, к которым были дополнительно отнесены шорцы, телеуты, кумандинцы16, а также фиксировались районы проживания малочисленных народов 17.

 Конституция РФ, отнеся к  совместному ведению федеральных  и государственных органов Государственной власти защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, создала предпосылки для   участия субъектов   Федерации      в

регулировании    отношений,   связанных  с малочисленными    народами.     

В  Бурятии   был   принят  Закон от  24 октября 1991г. «О правовом статусе

 

 

 

12. См.: Постановление Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 г. № 145 «О государственной программе развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах».

13. . См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №10. Ст.376.

14. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. №35. Ст.1175.

15. См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №28. Ст.1650.

16. См.: Постановление Совета национальностей Верховного Совета РФ от24 февраля 1993г. « Об отнесении шорцев, телеутов, кумандинцев к малочисленным народам Севера//

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993.№13.Ст.465.

17. Постановление Правительства РФ от11 января1993г. №22. «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера»//САПП РФ.  1993. №13.Ст.176.

эвенкийских сельских Советов на территории Бурятской ССР»18, а в Карелии Закон от 22 ноября 1991г. «О правовом статусе национального района, национальных поселковых Советов в Республике Карелия»19. Появлялись условия для национально-территориальной самоорганизации населения, что должно было способствовать возрождению соответствующих народов, развитию их культуры и языка.

    Итак, права и свободы малочисленных народов охраняли федеральные и региональные законы.

    Рассмотрим теперь правовые основы статуса коренных малочисленных народов по действующему законодательству (после принятия Конституции РФ 1993г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. См.: Ведомости Верховного Совета Республики Бурятия.1992.№3.Ст.65-70.

19. См.: Ведомости Верховного Совета Республики Карелия.1992.№2.Ст.256.

  2.1. Регулирование отношений, связанных с коренными малочисленными народами Севера, входит в компетенцию Российской Федерации. Это записано в Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина; регулирование и защиту прав национальных меньшинств; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, культурного и национального развития Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации (п. “а”, “в”, “е”, “к” ст. 71).

2.2.       Конституция Российской Федерации обеспечивает защиту коренных малочисленных народов,  прежде всего по линии создания равных условий для развития всех народов и этнических групп. Она гарантирует равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации (ч.3.ст.5); равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности и языка (ч.2 ст. 19); право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком при общении, обучении и творчестве, изучать и развивать его (ст. 26, ч.3 ст. 68).

     Конституция РФ создает  предпосылки для формирования  специального статуса коренных малочисленных народов. Это предполагает выделение малочисленных этнических общностей, как нуждающихся в защите (п. “м”  ч.1 ст. 72). Наиболее отчетливо проявляется данная идея в статье 69, согласно которой Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России.

     Положение статьи 69 Конституции  РФ во взаимосвязи с названными  ее статьями в самом общем  виде предполагают, что: Россия взаимодействует  с иными государствами с целью создания международно-правовых норм, отвечающих потребностям коренных малочисленных народов; во внутренней политике относительно указанных общностей она намерена руководствоваться международно-правовыми стандартами, в том числе при принятии необходимых законов и в правоприменительной практике; коренные малочисленные народы, их объединения и представители вправе требовать от органов государственной власти и местного самоуправления действий, соответствующих международно-правовым нормам, а в случае нарушения  этих норм - в установленном порядке обращаться за защитой не только в российские суды, но и в межгосударственные органы.

2.3.  Конкретные права и гарантии национальных меньшинств закрепляются в международных документах. При этом особое значение имеют юридически обязательные документы, то есть подписанные Российской Федерацией (или воспринятые ею как правопреемницей СССР) и являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) и Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»20 составной частью её правовой системы. В данном случае выделяются:

  а) международные документы, содержащие общие положения, защищающие национальных меньшинств и коренные малочисленные народы

от дискриминации. Это - Устав ООН (ч.2 ст. 1), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 27) 21, Международная Конвенция 1965 г. о ликвидации всех форм расовой дискриминации 22, Конвенция ООН 1948 г. о предупреждении геноцида и наказания за него 23,   Устав Совета Европы (ст. 3)24, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. (ст. 14) 25;

Информация о работе Права и свободы коренных малочисленных народов, их общин и граждан, относящихся к представителям коренных малочисленных народов