Пособия в системе социального обеспечения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: Изучить, что такое пособия и как они классифицируются.
Задачами работы является:
а) дать понятие социальным пособиям;
б) раскрыть классификацию и виды пособий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Пособия по системе социального обеспечения……………………………..6
1.1. Понятие пособия по социальному обеспечению и квалификация……….6
2. Порядок назначения и выплаты отдельных видов пособий………………..9
2.1 Методы определения размеров пособий…………………………………...9
2.2 Характеристика, основания выдачи и размер пособия…………………..11
Заключение……………………………………………………………………...40
Список литературы……………………………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ПСО.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

АНО СПО (ССУЗ)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

« КОМИТЕНТ»

 

 

 

 

 

                Специальность: Право и социальное обеспечение

Специализация: Социальный работник

 

 

     Курсовая

«Пособия в системе социального обеспечения в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студент 3Ю-444 

 Попова Ирина Викторовна

Проверил:  Филиппова Эльвира Маисовна

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2015

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Пособия по системе социального  обеспечения……………………………..6

1.1. Понятие пособия по социальному обеспечению и квалификация……….6

2. Порядок назначения и выплаты отдельных видов пособий………………..9

2.1 Методы определения размеров пособий…………………………………...9

2.2 Характеристика, основания выдачи и размер пособия…………………..11

Заключение……………………………………………………………………...40

Список литературы……………………………………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В России в настоящее время практически заново складывается система социальной защиты в связи с экономическим и социально-политическим реформированием. Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством. Нужно отметить, что многие европейские страны после Второй Мировой Войны остановили свой выбор именно на социальном типе государства. В России общественное сознание еще не в полной мере ощутило новое понятие государства, которое должно быть демократическим не только в политическом, экономическом, но и  в социальном направлении, должно закрепить это в своих законах. 

 Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающую достойную жизнь и свободное развитие человека. В стране охраняются труд и здоровье человека, устанавливается гарантированный минимальный  размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В данной норме в общем виде отраженны целевые установки и задачи, с решением которых связывают с обеспечением достойных условий для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов. 

Создание эффективного правового механизма социального страхования предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он должен строиться на исторической преемственности правового регулирования социально-обеспечительных отношений. Это обеспечение активной роли государства не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных (договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общего и особенного, что означает взаимодействие международных и национальных начал, принципов правового регулирования основ социального страхования. Национальная специфика форм и методов социального страхования обусловлена уровнем социально-экономического развития страны, ее историческими и этническими особенностями. В этой связи, очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования или их компиляция в российском законодательстве не принесет ожидаемых результатов.

Актуальность темы: Мы считаем, что тема на данном этапе актуальна, так как:  «Пособия в системе социального обеспечения в Российской Федерации» заключается в том, что система государственных пособий в Российской Федерации в последние годы претерпела значительные изменения. Обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни, но общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального обеспечения в условиях развития экономики.

Объектом данной работы является – пособия, как одно из направлений государственной социальной политики Российской Федерации.

Предметом работы является – законодательная база, регулирующая правоотношения, касающиеся назначению и выплате социальных пособий.

Цель курсовой работы: Изучить, что такое пособия и как они классифицируются.

Задачами работы является:

 а) дать понятие социальным пособиям;

б) раскрыть классификацию и виды пособий.

Структура работы обусловлена вышеперечисленными задачами: во введении обосновываются актуальность и цели работы, в первой главе, рассматриваются понятие пособий, во второй главе раскрывается классификация пособия.  
 Главная идея социального обеспечения – идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье. Государство берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.). 
 Предметом особой заботы государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные, пенсионеры, особенно инвалиды.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

1. Пособия  по системе социального обеспечения.

1.1. Понятие пособия по социальному  обеспечению.

Социальные пособия – это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временного утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

В настоящее время в Российской Федерации действует достаточно разветвленная система государственных пособий и компенсационных выплат.

Существуют следующие виды пособий:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособия гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и  родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности; единовременное пособие  при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка;

3)  пособие по безработице;

4) единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

5) единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;

6) единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с  терроризмом;

7)   единовременное пособие беженцам и вынужденным переселенцам;

8)   единовременное пособие лицам, участвующим в борьбе с терроризмом;

9) единовременные пособия при возникновении поствакцинальных осложнений;

10) социальное пособие на погребение;

11) пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

12) пособие донорам по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере полного заработка независимо от трудового стажа. 

Пособия следует отличать от компенсационных выплат, которые адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Компенсационные выплаты – это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью осуществления дополнительной материальной поддержки в случаях, признаваемых государством социально значимыми, независимо от наличия у них каких-либо иных источников дохода. 

Российское законодательство предусматривает несколько видов компенсационных выплат (иногда при этом называя их пособиями или субсидиями):

1) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

2) студентам и аспирантам, находящимся  в академических отпусках по  медицинским показаниям;

3) неработающим трудоспособным  лицам, осуществляющим уход за  нетрудоспособными гражданами;

4) неработающим женам лиц рядового  и начальствующего состава органов  внутренних дел в отдаленных  гарнизонах и местностях, где  отсутствует возможность их трудоустройства;

5) пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по  контракту, в период их проживания  вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать  или не могут трудоустроиться  по специальности в связи с  отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;

6) на детей, находящихся под опекой  и попечительством в приемной  семье;

7) на питание обучающимся в  государственных, муниципальных общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального  и среднего профессионального образования;

8) единовременное пособие вынужденным  переселенцам;

9) единовременное пособие беженцам;

10) отдельным категориям инвалидов (на санаторно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание  транспортных средств, на транспортное обслуживание);

11) на оплату жилья и коммунальных  услуг.

В отличие от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).

Многочисленные пособия в системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) по целевому назначению;

- пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;

- пособия, предоставляемые как  дополнительная материальная помощь;

2) по продолжительности выплаты  пособия:

- единовременные;

- периодические (ежемесячные);

3) по родам социального обеспечения, к которым относятся те или  иные пособия:

- пособия по обязательному социальному  страхованию;

- пособия по государственной  социальной помощи;

4) по источнику выплаты пособия:

- из социальных внебюджетных  фондов;

- из федерального бюджета и  т.д.   

2. Порядок назначения и выплаты отдельных видов пособий.

 

2.1 Методы определения размеров пособий.

 

Действующее законодательство не содержит единого порядка определения размеров пособий и предусматривает для этого несколько способов.

1) Определение размеров пособий исходя из твердей (базовой) суммы. Таким образом определяются как правило, размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению должны компенсировать дополнительные расходы и выплачиваются наряду с другими источниками дохода (заработок, пенсия и т.д.), единовременное пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение и др.

В качестве базовой суммы для определения размеров социальных выплат продолжительное время использовался минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Например, размер пособий гражданам, имеющим детей, устанавливался следующим образом: единовременное пособие по случаю рождения ребенка – 15 МРОТ, пособие на время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет – 2 МРОТ ежемесячно, пособие на ребенка до шестнадцати лет – 70% от МРОТ ежемесячно и т.д. Но поскольку МРОТ был очень низок, Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» было предусмотрено, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).

При этом минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат устанавливаются ежегодно федеральным законом. Так, на 2001 г. базовая сумма для определения социальных выплат была установлена в размере 100 рублей в месяц, а с 1 января 2002 г. размеры отдельных видов пособий были увеличены в 2,5-3 раза. Однако и при таком способе определения размеров пособий их размеры никак не привязаны к прожиточному минимуму.

2) Определение размера пособий  исходя из прожиточного минимума. Для отдельных видов пособий  закон прямо предусматривает  определение их размера исходя  из прожиточного минимума. Это  пособия, которые предоставляются с целью обеспечить хоть какой-то источник средств к существованию при отсутствии заработка или иного дохода. Так, размер пособия по безработице может составлять 20,30 или 40% величины прожиточного минимума, начисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Информация о работе Пособия в системе социального обеспечения в Российской Федерации