Понятие разгосударствления и приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:25, реферат

Описание работы

Мы живем в период, когда осуществляется переход от командной экономики к рыночной. Одной из главных составляющих проводящихся реформ стала приватизация. Правительство с самого начала взяло курс на приватизацию, пытаясь в короткий срок образовать систему экономических отношений и форм собственности, которая сможет удовлетворить политическую систему в государстве. Эта ситуация очень похожа на ситуацию сложившуюся после октябрьской революции, когда образовавшаяся политическая система в короткие сроки строила необходимую ей экономическую систему но тогда процесс шел в обратном направление.

Содержание работы

Введение
Понятие разгосударствления и приватизации.
Этапы Приватизации
Негативные последствия разгосударствления и приватизации
Положительные и Отрицательные моменты Приватизации
Заключение

Файлы: 1 файл

Приватизация Эконмика.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

План:

 

  1. Введение
  2. Понятие разгосударствления и приватизации.
  3. Этапы Приватизации    
  4. Негативные последствия разгосударствления и приватизации
  5. Положительные и Отрицательные моменты Приватизации
  6. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мы живем  в период, когда осуществляется переход от командной экономики к рыночной. Одной из главных составляющих проводящихся реформ стала приватизация. Правительство с самого начала взяло курс на приватизацию, пытаясь в короткий срок образовать систему экономических отношений и форм собственности, которая сможет удовлетворить политическую систему в государстве. Эта ситуация очень похожа на ситуацию сложившуюся после октябрьской революции, когда образовавшаяся политическая система в короткие сроки строила необходимую ей экономическую систему но тогда процесс шел в обратном направление.

 

Опыт приватизации исторически начался довольно давно. Процесс перехода государственной, церковной, королевской собственности  в частную в результате буржуазных революций известен уже на протяжение нескольких веков. Раздел земель во время французской революции также является приватизацией. Однако наиболее широко приватизация развернулась в Западных странах

 

Первые опыты  приватизации в проводились ещё  Петром I. По его указу на льготных условиях были отданы в частные руки несколько десятков предприятий. Мотивами побудившими его к этому были развитие предпринимательского духа в обществе и привлечение частного капитала. Это и являлось одной из главных целей на начальном этапе приватизации.

 

Приватизация, её формы, цели, принципы и будут рассмотрены в этой работе. Но ни одна теория не интересна без практики, поэтому я рассмотрю пример приватизации в Казахстане, её ход, этапы, а также недочеты в проводимой политике приватизации, итоги и перспективы развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Понятие разгосударствления и приватизации.

 

В современном мире нет  ни одной страны, где бы государство  активно не занималось хозяйственной  деятельностью. Преобладание государственной  формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Гипертрофированное  огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.

 

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

 

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики. Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Основными способами  разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания  и расширение сферы деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Из этих способов стоит  отметить денационализацию государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении  собственности и совершенствовании  хозяйственного механизма рыночной экономики.

 

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

 

Приватизация выполняет  две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Непосредственными целями приватизации являются:

1) сокращение задолженности  государственного сектора; 

2) развитие рынка; 

3) стимулирование предпринимательства; 

4) формирование слоя  мелких и средних собственников; 

5) расширение индивидуальных свобод;

6) развитие народного  капитализма; 

7) ослабление профсоюзов.

Разгосударствление и  приватизация могут осуществляться на основе:

1) бесплатной передачи  собственности; 

2) выкупа предприятий  на льготных условиях;

3) продажи акций;

4) сдачи предприятий  в аренду;

5) продажа мелких предприятий  с аукциона по конкурсу и  без него.

 

 

 Этапы Приватизации    

 

Приватизация является частью более широкого процесса-разгосударствления экономики. Разгосударствление-это  переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

 

Начиная с 1991 г. Конституция РК впервые определила право частной собственности, тогда были предприняты первые меры по приватизации и разгосударствлению, целью которых было преобразование государственной собственности в другие формы, создание условий для перехода к рыночной экономике.

 

Приватизация направлена на достижение следующих целей:

• сокращение правительственных расходов

• формирование слоя частных  собственников 

• создание конкурентной среды 

• повышение эффективности  предприятий 

• содействие демонополизации  экономики 

• привлечение иностранных  инвесторов.

Приватизацию осуществляет Госкомитет РК по государственному имуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местных администраций.

 

Выделяют следующие  способы приватизации:

1. Купля-продажа по  конкурсу на аукционе (продажа  объектов гос. собственности при  предложении максимальной цены и согласии покупателя на выполнение поставленных условий)

2. Продажа долей (акции)  в капитале предприятия (критериями  победы являются объем и сроки  инвестиций в объект приватизации)

3. Выкуп имущества  предприятия, сданного в аренду (аукцион-продажа предприятий на открытых торгах, когда от покупателя ничего не требуется, кроме предложения максимальной цены)

 

На втором этапе в 1993 г. была принята Национальная программа  разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993–1995 гг. Эта программа предусматривала проведение приватизации крупных и уникальных объектов по индивидуальным проектам, массовую приватизацию средних предприятий и малую приватизацию, осуществляемую посредством аукционов, конкурсов.

 

Под уникальными объектами  подразумевались предприятия, выпускающие продукцию или выполняющие работы особой социальной значимости, а также являющиеся естественной монополией государства.

 

Для проведения массовой приватизации была учреждена система  инвестиционных приватизационные фондов, работающих на коммерческой основе. Все жители республики получили приватизационные инвестиционные купоны, которые можно было обменять на акции инвестиционных фондов, приобретающих акции предприятий на купонных аукционах. Введение ПИКов (приватизационно- инвестиционных купонов) должно было облегчить участие всего населения в массовой приватизации. Каждый гражданин РК получил по 100 купонов (120-в сельской местности), которые подлежали продаже и могли быть использованы лишь для вклада в инвестиционные приватизационные фонды.

 

На купонные аукционы выставлялись пакеты акций крупных  и средних предприятий республики, которые до 1994 г. преобразовывались  в основном в акционерные общества закрытого или открытого типа, коллективные предприятия или сдавались  в аренду с последующим выкупом. Организация аукционных продаж акций приватизируемых предприятий осуществлялась Государственным приватизационным фондом.

 

Третий этап проходил с 1996 по 1998 г. Основная его отличительная  особенность заключалась в том, что приватизация проводилась только на платной основе. Работы осуществлялись в соответствии с Программой приватизации и реструктуризации государственной собственности Республики Казахстан на 1996–1998 гг. В ее рамках были реализованы секторальные программы в электроэнергетическом; нефтегазовом и нефтехимическом, металлургическом и горнорудном, транспортно-комму¬никационном (наземный, воздушный транспорт, связь), агропромышленном комплексах и социальной сфере (здравоохранение, образование, культура, туризм и спорт).

 

На заключительном четвертом этапе была реализована «Программа приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999–2000 годы», в ходе которой была проведена передача права владения и пользования государственными пакетами акций отраслевым министерствам и ведомствам.

 

Отличительной особенностью данного этапа является то, что  в результате выполнения запланированных  работ было осуществлено разделение государственного имущества на республиканское  и коммунальное, что привело к  увеличению доходов местных бюджетов.

 

В целом в результате приватизации государственной собственности  было получено 232 млрд тенге. При этом в республиканский бюджет поступило 225,5 млрд тенге, в местный бюджет – 4,5 млрд тенге 

 

Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, завершившийся в 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую, многоукладную экономику – основу смешанной социально ориентированной рыночной экономики.

 

На первом этапе разгосударствления и приватизации – 1991 – 1992 гг. в Республике Казахстан осуществлялась малая приватизация, было преобразовано 6198 предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6 % и сферы сбыта – 35,8 .

 

На втором этапе – 1993 – 1995 гг. происходила малая приватизация и приватизация средних и крупных предприятий. Приватизировано 11625 малых предприятий и 3500 средних и крупных предприятий.

 

К концу третьего, завершающего этапа приватизации – 1996 – 1998 гг. в  Республике Казахстан уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе малых – 81709, средних – 5344 и крупных 1814 предприятий.

 

Доля государственной  собственности в общем количестве 111885 предприятий по состоянию на начало 2000 года во всех сферах составила  – 18,7 %, а доля частного сектора составила  – 79,3 %.

 

В сельском хозяйстве  создано 9107 частных предприятий, в  том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных предприятий. Из общего числа 9469 предприятий сельского хозяйства государственная собственность составила – 3,7 %, частная собственность составила 96,2 %. Создано 58422 крестьянских (фермерских) хозяйств.

 

Только за три года с 1997 – 1999 годы численность в малых предприятиях возросла в три раза и составила на начало 2000 года 318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998 – 2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.

 

По данным Агентства по статистике, в 1995 году численность безработных возросла по сравнению с 1994 годом почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч человек. В 1996 году по сравнению с 1995 годом численность безработных возросла ещё на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено только 5 тысяч.

 

Всё это обусловлено  тем, что одни новые собственники предприятий в условиях экономического спада производства столкнулись  с недостатком финансовых средств  для оживления предприятий, другие – столкнулись с собственной несостоятельностью, неумением приспособиться к рыночным отношениям в результате предприятия становятся на грань банкротства, а работники вынуждены увольняться.

Ещё одна причина пополнения численности безработных. На предприятиях, переданных под иностранное управление, не везде соблюдалось одно из важнейших условий заключённых контрактов – это сохранение рабочих мест. В частности, в 2000 году в объединении «Актюбмунайгаз» китайскими инвесторами было сокращено около 2000 рабочих. И только с помощью вмешательства Правительства Республики Казахстан уволенные были восстановлены на свою работу.

Информация о работе Понятие разгосударствления и приватизации