Понятие, предмет, метод муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Термин «муниципальное право Российской Федерации» употребляется в двух основных значениях. Во-первых, так называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений и составляющих одну из отраслей системы права Российской Федерации. Во-вторых, так именуется научная дисциплина — совокупность научных теорий и знаний, обобщающих данную область общественных отношений, практику реализации норм муниципального права. Кроме того, в соответствии с наименованием отрасли права и научной дисциплины муниципальным правом называется учебная дисциплина, изучение которой предусматривается учебными планами юридических вузов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………3
1.Понятие и предмет муниципального права……………………….4
2.Метод муниципального права……………………………………..12
Заключение ……………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………17

Файлы: 1 файл

munitsipalnoe_pravo_2.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

       Муниципальное право — новая отрасль российского права, находящаяся в процессе своего становления и развития. Ее формирование связано с реформированием местной власти, начало которому было положено в 1990—1991 гг., когда были приняты Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990 г.) и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991 г.).

       В советский период местные органы власти (местные Советы и их исполнительные комитеты) являлись по своей природе государственными органами, входящими в единую систему государственной власти. Они функционировали на основе единых для всех государственных органов власти принципах. Поэтому не было необходимости в формировании специальной отрасли права, которая имела бы своим предметом исключительно местные органы государственной власти: отношения, связанные с организацией и деятельностью местных органов государственной власти, в тот период регулировали такие отрасли права, как государственное (конституционное) право, административное право, а также другие отрасли права. И лишь становление и развитие местного самоуправления, занимающего особое место в общей системе управления государственными и общественными делами, обусловило потребность в специальной отрасли права, регулирующей отношения в сфере местного самоуправления.

       Формирование новой отрасли права поставило вопрос о ее наименовании. В связи с этим предлагались различные термины: «право местного самоуправления», «самоуправленческое право» и др. Однако наибольшее распространение получило понятие «муниципальное право», которое сегодня является общепринятым. Термин «муниципальный» используется Конституцией РФ, закрепляющей в качестве одной из форм собственности муниципальную собственность, а также федеральными законами, законами субъектов Федерации при регулировании местного самоуправления. При этом следует учитывать, что термины «муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами являются, согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления, равнозначными. 'Они применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления (ст. 1). Упомянутый Закон, определяя законодательную базу местного самоуправления, говорит о нормах муниципального права (ст. 7). Поэтому имеются все основания именовать новую отрасль российского права муниципальным правом, которое по существу является правом местного самоуправления.

     Таким образом, муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы, местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

 

                        2.Метод муниципального права.

 

         Каждая отрасль прав имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения. Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы , присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли права их соотношение и переплетении. Так, являясь отраслью публично – частного характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования сочетание публично – правового ( императивного ) и частноправового (диспозитивного ) методов правового регулирования.

     Предмет муниципального права оказывает решающее воздействие на характер муниципально-правового регулирования. Коль скоро местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного, правовое регулирование в этих условиях основано на сочетании императивного и диспозитивного методов, опирающихся на присущие им способы юридического воздействия: обязывание, запрет и дозволение. Таким образом, метод отрасли муниципального права фокусирует в себе эти традиционные приемы правового регулирования. Его специфика как раз и состоит в комбинации различных способов правового регулирования, свойственных другим отраслям права, применительно к разным объектам муниципальной действительности. Скажем, в имущественных отношениях органы местного самоуправления, выступая от имени муниципальных образований согласно ст. 125 Гражданского кодекса РФ, находятся в равных условиях с другими субъектами, являясь партнерами в правоотношениях такого рода. Юридический режим этих отношений задается диспозитивным методом правового регулирования. Данный метод будет определять характер взаимоотношений органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности (ст. 32 Федерального закона от 28 августа 1995 г.), порядок осуществления договорных обязательств при выполнении муниципального заказа (ст. 33 данного акта).

     Поскольку местное самоуправление является преимущественно публично-правовым институтом, для него свойственно доминирование императивного метода в сочетании с обязывающими и запрещающими способами регулирования.

     Императивный метод четко дифференцируется в зависимости от уровня правового регулирования. С одной стороны, с его помощью определяются основные параметры развития местного самоуправления как в стране в целом, так и в отдельных субъектах Федерации, реализуется мера единства и общности в построении муниципальной власти. В качестве примера приведем нормы Конституции РФ и Федерального закона от 28 августа 1995 г. об отграничении органов местного самоуправления от системы государственно-властных органов, о необходимости государственной регистрации уставов муниципальных образований, об обязательности выборных представительных органов местного самоуправления и т. д. С другой стороны, метод императивного регулирования реализуется в деятельности органов местного самоуправления при принятии ими в пределах своих полномочий решений, обязательных для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями различных организационно-правовых форм, а также гражданами (ст. 44 Федерального закона от 28 августа 1995 г.).

      Императивный метод обусловливает, кроме того, применение в муниципальном праве метода гарантий. На его использование указывают О. Е. Кутафин и В. И. Фадеев. По их мнению, особенность гарантирующего правового воздействия состоит в том, что государство, признав местное самоуправление, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушения прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую и экономическую самостоятельность.1 На наш взгляд, вычленение метода гарантий содержит немалый конструктивный потенциал, однако область его применения не ограничивается сферой, отмеченной указанными авторами. Метод гарантирующего воздействия распространяется на правотворческие полномочия местных сообществ и представляющих их органов. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 28 августа 1995 г. последние получили право создавать юридические нормы по вопросам местного значения. Вот почему правотворчество местных сообществ, органов местного самоуправления носит санкционированный государством характер. В то же время государство ограничивает свободу муниципального правотворчества: компетенционным фактором (решения принимаются по предметам ведения муниципальных образований в рамках полномочий местных органов власти или должностных лиц местного самоуправления); территориально-субъектным признаком (обязательность решений только для субъектов, находящихся на территории муниципального образования); по характеру создаваемых норм (отмечается, что государство санкционировало создание органами местного самоуправления только регулятивных норм ).2

     Императивный, диспозитивный и гарантирующий методы правового регулирования, свойственные федеральному уровню нормативной регламентации местного, самоуправления, предопределяют метод саморегулирования, присущий автономному уровню, охватывающему отдельные муниципальные образования. Речь идет о нормах, принятых посредством прямого волеизъявления, правотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления, гарантированная Конституцией Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что метод саморегулирования распространяется в принципе на все муниципальные образования.

      Анализируя муниципально-правовые методы регулирования, мы сталкиваемся с интересным явлением — взаимообусловленностью методов профилирующих отраслей права и специально-отраслевых методов воздействия, рельефно выраженных в отношениях местного самоуправления, — методов гарантий и саморегулирования. Образно их взаимовлияние можно представить в виде перевернутой пирамиды, основание которой составляют императивный и диспозитивный методы, затем следует метод гарантий, а на низовом уровне фокусируется метод саморегулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение

 

        В теории права нет однозначного представления о том, какой фактор выступает ведущим для признания отрасли права самостоятельным правовым образованием. Так, С. С. Алексеев полагает, что самобытность отрасли определяется методом правового регулирования, "в системе права они (методы) служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения, в отрасли права"1. Д. А. Керимов же считает, что метод правового регулирования, хотя и имеет относительно самостоятельное значение в качестве классификационного признака системы права, зависит в конечном счете от предмета2. Его поддерживает ряд ученых, утверждающих, что предмет правового регулирования служит основой группировки правовых норм в определенную отрасль права 3.

По мнению авторов, предмет регулирования выполняет роль первичного признака в процессе структуризации системы права. На него объективно сориентировано правовое регулирование. Тот же С. С. Алексеев, подчеркивая значение предмета, указывает, что от его содержания и характера во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а следовательно, особенности структуры права.4

 

 

 

 

 

 

                           Список использованной литературы.

 

  1. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право    Российской Федерации: Учебник. - М.: Юрист, 1997.

2.Савченко Д. А., Шургина Е. С., Горожанин В. А. Понятие и виды местного нормотворчества. Устав муниципального образования. Новосибирск, 1997. С.5.

3. Шургина У.С.  Указ. соч. С. 5

4. Торшенко А.А.  Указ. Соч. С.7-8.

5. Коваленко  А. И. Муниципальное право. Учебник. – М.: 1998.

 

 

 

 

 

1 СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. №32. Ст. 3330.

1 Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. и в соответствии со ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы России // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695; № 30. Ст. 4466

1 СЗ РФ. 1998. №4. Ст. 532.

1 См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Указ. соч. С. 12.

2 См.: Савченко Д. А., Шургина Е. С., Горожанин В. А. Понятие и виды местного нормотворчества. Устав муниципального образования. Новосибирск, 1997. С.5.

1 Алексеев С. С. Указ.соч. С. 224.

2 См.:   Керимов Д. А. Методологические функции  философии права  // Государство и право. 1995. № 9. С. 19.

3 См.: Общая теория права и государства. С. 136

4 См.: Алексеев С. С. Теория права. С. 211.




Информация о работе Понятие, предмет, метод муниципального права