Понятие и виды ответственности в системе МСУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:00, реферат

Описание работы

В настоящее время местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, одним из принципов, лежащих в основе формирования органов власти. Привычное понимание власти, которая пронизывает все уровни сверху донизу, изменилось. В соответствии с современной концепцией, закрепленной в Конституции Российской Федерации, публичная власть делится на две разновидности- государственную и муниципальную власть.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие ответственности в системе органов местного самоуправления............................................................................................4
Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления............................................................................................9
«Утрата доверия населения» как основание ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. (Ответственность перед населением)…...…………………………..9
Ответственность перед физическими и юридическими лицами…11
Ответственность перед государством……………………………...13
Библиографический список……………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

реферат муниц право РФ.docx

— 35.01 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Понятие ответственности в системе органов местного самоуправления............................................................................................4
  2. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления............................................................................................9
    1. «Утрата доверия населения» как основание ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. (Ответственность перед населением)…...…………………………..9
    2. Ответственность перед физическими и юридическими лицами…11
    3. Ответственность перед государством……………………………...13

Библиографический список……………………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, одним из принципов, лежащих  в основе формирования органов власти. Привычное понимание власти, которая  пронизывает все уровни сверху донизу, изменилось. В соответствии с современной  концепцией, закрепленной в Конституции  Российской Федерации, публичная власть делится на две разновидности- государственную  и муниципальную власть.

     Одним из ключевых понятий в законодательном  определении местного самоуправления является «самостоятельная и под  свою ответственность» деятельность населения  по решению вопросов местного значения. Она осуществляется населением в  значительной мере через органы местного самоуправления.

     Местное самоуправление, в основе которого лежит право населения городских  и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов  местного самоуправления в системе управления обществом и государстве предполагает ответственность органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, также различные виды контроля их деятельности.

     Таким образом, деятельность населения по осуществлению задач муниципального уровня происходит через органы МСУ  и в тесной взаимосвязи с ними. Поэтому важно прежде всего обеспечить зависимость органов и должностных лиц местного самоуправления от населения — основного субъекта прав местного самоуправления. Этому служат различные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, закрепляемые в законодательстве о местном самоуправлении.

    1. Понятие ответственности в системе органов местного самоуправления.

     Юридической ответственностью называется применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке1.

     Юридическая ответственность - один из видов негативной реакции государства на правонарушение.

     Таким образом, юридическая ответственность  предполагает применение к органам  или лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер  принуждения в установленном  порядке. При этом, в зависимости  от характера правонарушения и санкции  за его совершение ответственность  подразделяется на виды: уголовная, административная, гражданская и дисциплинарная (иногда в качестве особых видов выделяют также конституционную и материальную ответственность).

     Ответственность органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление  своих задач и функций2.

     Юридическая ответственность - один из основных институтов, опосредующих охранительную функцию  права.

     Основой юридической ответственности органов  и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими  и юридическими лицами является конституционная  норма, обязывающая органы власти, граждан и их объединения соблюдать Конституцию и законы3, соответствующие нормы законодательства о местном самоуправлении.

     В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления норм указанных законодательных актов, прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и  формы которой определяет суд  или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Так, например, одним из видов неблагоприятных  последствий для названных органов  и должностных лиц может быть признание судом недействительными  их решений и обязанность возместить ущерб, причиненный ими.

     Важно отметить, что ответственность органов  местного самоуправления и их должностных  лиц обладает рядом особенностей, в виду чего можно говорить о выделении  в теории права отраслевого вида ответственности - муниципально-правовой ответственности, которая отличается от других собственными признаками и  свойствами и не является суммарным  выражением других видов ответственности4.

     Главное ее отличие состоит в том, что  ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления предполагает не только (и не столько) акцент на кару в плане государственного принуждения, но в большей степени ориентирована  на позитивные аспекты, исходя из обязанности отвечающих выполнить необходимые действия для достижения определенных результатов, предписанных законом5.

     Из  числа различных органов местного самоуправления субъектами государственно-правовой ответственности являются только те, которые в своем лице воплощают  народовластие, являются его выразителями и стали таковыми в результате выборов или референдумов, т.е. власть им делегирована народом непосредственно  или через представительный орган  местного самоуправления. Такими субъектами кроме самого муниципального образования  являются: представительный орган муниципального образования, член (депутат) этого представительного  органа, выборное должностное лицо муниципального образования. Остальные  органы и работники местного самоуправления не могут выступать носителями государственно-правовой ответственности. Вопросы их юридической  ответственности регулированы в  рамках других отраслей законодательства.

     Отличительная черта государственно-правовой ответственности  от других видов юридической ответственности  состоит и в том, что субъекты государственно-правовых нарушений  несут ее перед государством в  лице его представительных (законодательных) органов государственной власти, а именно субъекты РФ и его органы власти — перед представительным (законодательным) органом РФ, муниципальные  образования, их органы и выборные лица – перед представительными (законодательными) органами субъектов РФ, выборные лица — перед избравшим их народом.

     Поэтому необходимо четко разграничивать понятия  юридической ответственности:

     · муниципального образования в целом;

     · представительного органа местного самоуправления, под которым понимается коллегиальный выборный орган;

     · члена представительного органа местного самоуправления (депутата);

     · выборного должностного лица местного самоуправления, каковыми обычно являются главы муниципальных образований;

     · иных непредставительных и невыборных органов в виде различных комиссий, отделов, управлений, советов и т.п.;

     · назначаемых должностных лиц  местного самоуправления;

     · иных работников местного самоуправления.

     Характер  и вид юридической ответственности  каждого из перечисленных субъектов  правоотношений зависит от специфики  самого субъекта. Например, применительно  к перечисленным первым двум субъектам  правоотношений речь можно вести  только об их государственно-правовой и гражданско-правовой ответственности, тогда как применительно к  выборным лицам местного самоуправления (в частности, к главам и депутатам) допустимы и другие виды юридической  ответственности с соблюдением  специальных гарантий.

     Невыборные  органы местного самоуправления (отделы, управления, комиссии, администраций, секретариаты, советы и т.п.) являются структурным подразделениями администраций  и представительных органов, а поэтому  вопросы об их ответственности входят в компетенцию самих органов, создавших их, регламентированы положениями, утвержденными главами или представительными  органами муниципального образования. Правоотношения по поводу их юридической  ответственности не являются государственно-правовыми.

     Работники органов муниципальных образований, не являющиеся должностными лицами, и  их невыборные (назначаемые) должностью лица состоят на муниципальной службе или выполняют работу по трудовому  договору (за исключением некоторых  членов различных комиссий и советов, выполняющих работу по членству на общественных началах); вопросы их юридической  ответственности достаточно полно  регламентированы законодательством  о муниципальной службе, трудовым и другим законодательством.

     Таким образом, юридической ответственностью органов местного самоуправления и должностных лиц можно назвать применение к таком лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Виды  ответственности  органов и должностных  лиц местного самоуправления.

2.1 «Утрата доверия населения» как основание ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. (Ответственность перед населением)

     Закон об общих принципах организации  местного самоуправления устанавливает основание ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением: утрата доверия населения. Эта правовая категория — «утрата доверия населения» — является важнейшим элементом не только правовой доктрины местной, муниципальной демократии, но и народовластия в целом.

     Согласно  ст.70 ФЗ-131 органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.6

     Федеральный закон не определяет порядка и  условий ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия: они устанавливаются в уставе муниципального образования Федеральным законом в соответствии с настоящим7.

     Об  утрате доверия населения можно  говорить лишь применительно к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления, ибо они получают в результате выборов своеобразный «мандат доверия» от населения на решение вопросов местного значения.

     Практика  и муниципальное законодательство знают следующие правовые институты, посредством которых население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам местного самоуправления: местный референдум; отзыв. Через эти институты муниципальной демократии население выражает свою волю, свое отношение к выборному органу или должностному лицу муниципального образования. Институт выражения недоверия выборным органам и должностным лицам местного самоуправления путем голосования на референдуме требует правовой регламентации. В законах субъектов РФ, в уставах муниципальных образований должны быть определены правовые последствия выражения недоверия населением выборным органам и должностным лицам местного самоуправления.

     Кроме того, институт выражения недоверия  в соответствии с уставом муниципального образования может быть использован  на практике представительного органа местного самоуправления (депутаты выражают недоверие, например, избранному ими  должностному лицу).

     Институт  отзыва населением депутата, члена  выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, как средства реализации законодательных норм об ответственности  данных выборных лиц, может быть согласно ст. 18 Закона об общих принципах организации  местного самоуправления, предусмотрен в уставе муниципального образования. В этом случае муниципальное образование  с учетом законодательства субъектов  РФ определяет процессуальный механизм реализации права населения на отзыв  данных выборных лиц муниципального образования.

     Таким образом, для обеспечения реальной ответственности, зависимости органов и должностных лиц местного самоуправления, контроля их деятельности очень важна инициатива жителей муниципального образования, их самоорганизация, осознание ими своих прав и интересов, их заинтересованность в решении вопросов местного значения.

Информация о работе Понятие и виды ответственности в системе МСУ