Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Исходя из проблемы исследования, можно сформулировать основную цель данной работы:
- освещение понятия и развития организационных основ местного самоуправления;
- определение структуры и организационных форм осуществления местного самоуправления;
- рассмотрение вопросов организации работы представительных и исполнительных органов местного самоуправления;
- рассмотрение особенностей организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских и городских поселениях, а также в закрытых административно-территориальных образованиях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3
1 Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления……………4
2 Определение структуры и организационных форм осуществления местного самоуправления………………………………………………………………………………….8
3 Организация работы представительных органов местного самоуправления…...….12
4 Организация работы исполнительных органов местного самоуправления……...…17
5 Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских поселениях…………………………………………………………………………………..…..20
6 Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях…...23
7 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях………………………………………………………...…......25
Заключение…………………………………………………………………………..……29
Приложение 1……………………………………………………………………………..31
Приложение 2…………………………………………………………………..…………32
Список литературы………………………………………….……………………………33

Файлы: 1 файл

Муниципал. правоo.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

 

Томский межвузовский центр дистанционного образования

 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И  РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

 

Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ)

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ

 

Специальность – 030501

 

Контрольная работа № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент ТМЦДО

гр. з-897-а

Елена Васильевна

20 июня 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.

2011 г

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………………3

1 Понятие и развитие организационных  основ местного самоуправления……………4

2 Определение структуры и организационных форм осуществления местного самоуправления………………………………………………………………………………….8

3 Организация работы представительных  органов местного самоуправления…...….12

4 Организация работы исполнительных  органов местного самоуправления……...…17

5 Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских поселениях…………………………………………………………………………………..…..20

6 Особенности организации местного  самоуправления в городских поселениях…...23

7 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях………………………………………………………...…......25

Заключение…………………………………………………………………………..……29

Приложение 1……………………………………………………………………………..31

Приложение 2…………………………………………………………………..…………32

Список литературы………………………………………….……………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации  народ осуществляет свою власть непосредственно  через органы государственной власти и органы местного самоуправления. То есть закрепляется две основные группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через системы органов власти. В последнем случае речь идет о системе органов государственной власти и системе органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Причем законодательная планка российского местного самоуправления максимально поднята до эталона стран развитой демократии. Однако понадобится значительное время, средства, чтобы в полной мере воплотить в жизнь конституционные принципы местного самоуправления. Развитие местного самоуправления в России - долгий и трудный процесс.

До сих пор многие вопросы местного самоуправления остаются явно недостаточно разработанными не только в теоретической литературе, но и, что более существенно, в нормативных актах. Даже в Конституции России не проработаны до конца общие принципы местного самоуправления, прежде всего их материально - финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, что не позволяет в правовом отношении достаточно честно определить механизм реализации уже существующих правовых норм. Данные вопросы более детально раскрывает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Исходя из проблемы исследования, можно сформулировать основную цель данной работы:

- освещение понятия  и развития организационных основ  местного самоуправления;

- определение структуры  и организационных форм осуществления  местного самоуправления;

- рассмотрение вопросов  организации работы представительных и исполнительных органов местного самоуправления;

- рассмотрение особенностей  организации местного самоуправления  в районе (уезде), сельских и городских  поселениях, а также в закрытых административно-территориальных образованиях.

Для достижения поставленной цели избран системный подход: с использованием фрагментов совокупного опыта и теории вопроса выявить основы становления местного самоуправления.

В данной работе попытаемся раскрыть организационные основы местного самоуправления как совокупности норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления

 

В российском законодательстве институт местного самоуправления возник с принятием в 1991 г. Закона РСФСР  «О местном самоуправлении в РСФСР» в ст.1 которого местное (территориальное) самоуправление определялось как система  организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально - этнических и иных особенностей, на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций и законов в составе РСФСР.

Становление и развитие института местного самоуправления в РФ с 1991 года до настоящего времени  можно охарактеризовать в целом  как последовательное утверждение  российским (федеральным) законодателем  концепции негосударственной природы  местного самоуправления1.

Базовым федеральным  законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, в свое время стал Федеральный  закон от 28 августа 1995 года «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный Закон назывался «Об общих принципах», т.к. закреплял лишь основы местного самоуправления, а более конкретное регулирование должно было по замыслу его разработчиков осуществляться субъектами Федерации. В Законе были даны определения основных понятий местного самоуправления, таких как: муниципальное образование, вопросы местного значения, должностное лицо местного самоуправления и т.д. Закон закреплял право граждан на местное самоуправление, систему органов местного самоуправления, формы непосредственного волеизъявления граждан, регулировал финансовые, территориальные основы местного самоуправления, а также регулировал другие вопросы.

Реализация положений  Закона о местном самоуправлении 1995 года позволила создать систему  местного самоуправления на большей части территории страны. Однако практика его применения выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления, в числе которых нечеткость в определении компетенции муниципальных образований, неопределенность территориальной организации местного самоуправления, возможность формирования структуры органов местного самоуправления, несоответствующей решаемым задачам, не проработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Все это привело к необходимости разработать новый базовый Закон о местном самоуправлении, который был принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года и подписан Президентом Российской Федерации 6 октября 2003 года2.

Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, которым население муниципального образования делегирует право решать вопросы местного значения на территории данного муниципального образования.

Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Это специфическая система власти, которая, учитывая все местные факторы, выступает в интересах своего населения3. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

1) не входят в систему  органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции  РФ);

2) в случае наделения  их отдельными государственными  полномочиями они могут участвовать  в осуществлении государственных  функций, и их деятельность  в данном случае будет находиться под контролем государства (согласно ст. 132 Конституции РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих  полномочий, не находятся в отношениях подчиненности с органами государственной  власти, не обязаны исполнять их указания (кроме случаев осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с законодательством). Согласно Закону 2003 г. участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления допускается только в предусмотренных законом случаях, например по вопросам назначения на должность и освобождения от должности главы местной администрации4.

В то же время выделение  органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти; они находятся в системе государственно-властных отношений; действуют в русле единой государственной политики; могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти - народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности.

Под структурой органов местного самоуправления понимается система имеющих самостоятельный статус органов, осуществляющих на территории муниципального образования функции и полномочия местного самоуправления5. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) структуру органов местного самоуправления составляют:

1) представительный орган  муниципального образования;

2) глава муниципального  образования;

3) местная администрация;

4) контрольный орган муниципального образования;

5)иные органы и выборные  должностные лица местного самоуправления.

Причем наличие первых трех элементов в системе органов  местного самоуправления является обязательным. К иным органам местного самоуправления Закон 2003 г. относит избирательную комиссию муниципального образования, отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, входящие в ее структуру. В уставах муниципальных образований также могут быть предусмотрены другие органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

Устав ряда муниципальных  образований содержит следующую  структуру органов местного самоуправления6:

1) городская Дума - представительный  орган;

2) администрация города - исполнительно-распорядительный орган;

3) контрольно-счетная палата - контрольный орган;

4) глава города, который  является председателем городской  Думы - высшее должностное лицо.

Для сельских поселений (как правило, малочисленных) Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность совмещение функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, естественно, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования определяются такие организационные вопросы, как:

а) порядок формирования органов местного самоуправления;

б) компетенция органов  местного самоуправления;

в) срок полномочий органов местного самоуправления;

г) формы подотчетности  и подконтрольности органов местного самоуправления;

д) иные вопросы организации  и деятельности органов местного самоуправления.

Число создаваемых органов  местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих факторов:

  1. типа муниципального образования;
  2. численности жителей муниципального образования;
  3. возможностей социально-экономического развития муниципального образования;
  4. исторических и иных местных традиций;
  5. национальных обычаев;
  6. политических интересов;
  7. других особенностей.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 34) также  по-новому подходит к вопросу о наименовании органов местного самоуправления. Если в соответствии с Законом 1995 г. наименования органов местного самоуправления определялись уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, то теперь наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления