Понятие и предмет муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 07:32, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.
Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный иместный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 78.66 Кб (Скачать файл)

Законодательное регулирование  деятельности местного самоуправления осуществляется государством путем  формирования правовой базы местного самоуправления, включая законодательное  определение территорий и границ муниципальных образований, предметов  ведения и полномочий местного самоуправления.

Экономическое регулирование  деятельности местного самоуправления осуществляется путем наделения  его имуществом и финансовыми  средствами, через использование  механизмов налогового и бюджетного регулирования.

В целях реализации «Основных положений государственной  политики в области развития местного самоуправления» Постановлением Правительства  РФ от 15 декабря 1999 г. утверждена «Федеральная целевая программа государственной  поддержки развития муниципальных  образований и создания условий  для реализации конституционных  полномочий местного самоуправления». Предусмотрено два основных этапа исполнения Программы: первый этап (2000-2002 гг.) - создание базовых условий для развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления; второй этап (2002-2014 гг.) - выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, что, как предполагается, обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.

Государственное регулирование  и государственную поддержку  местного самоуправления нельзя отождествлять  с вмешательством в собственные  дела местного самоуправления, хотя разграничить это иногда бывает трудно.

Органы государственной  власти должны создавать необходимые  условия для становления и  развития местного самоуправления, оказывать  содействие населению в осуществлении  права на местное самоуправление. По мнению ученых-специалистов, взаимоотношения органов государственное власти и органов местного самоуправления должны осуществляется на следующих принципах: 1) органы государственной власти осуществляют поддержку местного самоуправления; 2) органы государственной власти обеспечивают реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на местное самоуправление; 3) органы государственной власти осуществляют правовое регулирование местного самоуправления; 4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственную регистрацию уставов муниципальных образований; 5) органы государственной власти принимают меры по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования; 6) органы местного самоуправления представляют для информации в органы государственной власти субъекта Российской Федерации муниципально-правовые акты - уставы муниципальных образований; 7) взаимоотношения органов местного самоуправления и органов

государственной власти строятся на основе принципов законности, взаимного уважения, взаимной ответственности.

В 1 995 году Правительством РФ была принята Федеральная программа  государственной поддержки местного самоуправления. Эта программа в  основном была выполнена. В 1999 году была утверждена вторая программа - Федеральная  целевая программа государственной  поддержки развития муниципальных  образований и создания условий  для реализации конституционных  полномочий местного самоуправления. Многие ее пункты также выполнены. В  ряде субъектов РФ были приняты и  реализуются региональные программы  государственной поддержки местного самоуправления. Существенными компонентами государственной поддержки местного самоуправления являются:

- методическая  помощь, в частности, разработка  модельных нормативных актов,  рекомендаций, методик и технологий;

- развитие государственной  системы подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для органов местного самоуправления;

- создание условий  для формирования и реализации  инвестиционных проектов и программ  социально-экономического развития  муниципальных образований;

- разработка и  реализация соответствующих федеральных  программ;

- содействие информационному  обеспечению местного самоуправления.

Государственная поддержка  местного самоуправления на федеральном  уровне реализуется через систему  федеральных органов, ведающих вопросами  местного самоуправления. Такие органы имеются в структуре администрации  Президента РФ, в Правительстве РФ, в палатах Федерального собрания РФ. Целью же взаимоотношений государственной  власти и местного самоуправления должно стать развитие демократических  принципов организации и осуществления  местного самоуправления в интересах как государства, так и местных сообществ. В этой связи можно согласиться с точки зрения, что «задача укрепления государственной власти не может быть решена без укрепления местного самоуправления, но не на базе его дальнейшего обособления, а на основе повышения разумной централизации, укреплении государственных начал в управлении на местах.

В соответствии с  Федеральным законом 2003 года федеральные  органы государственной власти и  органы государственной власти субъектов  РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление  местного самоуправления. Эти права  могут быть ограничены только федеральным  законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях  защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства. Система государственных гарантий прав местного самоуправления включает в себя общие и специальные  гарантии.

Под общими гарантиями понимаются законодательные нормы, которыми гарантируется соблюдение тех или иных прав местного самоуправления. В качестве примеров общих гарантий можно привести такие законодательные положения, как недопустимость решения вопросов о территориях и границах муниципальных образований без учета мнения населения, недопустимость осуществления местного самоуправления органами государственной власти, социальные гарантии для муниципальных служащих, право на создание ассоциаций и союзов муниципальных образований, право муниципальных образований на собственную символику и др.

Специальные гарантии определяют возможность юридической  защиты общих гарантий, т. е. конкретные механизмы судебной и иной защиты тех прав и полномочий местного самоуправления, которые охватываются общими гарантиями.

Статья 11 Европейской  Хартии местного самоуправления провозглашает, что «Органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления  ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления».

Однако вопрос судебной защиты прав местного самоуправления невозможно решить без реформы судебной системы. Сегодня в России она  не справляется с огромным количеством  дел, возникающих при практическом применении законодательства о местном  самоуправлении. Большинство судей не имеет должной квалификации в вопросах муниципального права. Поэтому в рамках реформы судебной системы России представляется целесообразным:

- создать во  всех субъектах РФ уставные (конституционные)  суды, а в судах общей юрисдикции  субъектов РФ - коллегии по государственно-правовым  вопросам;

- ввести специализацию  судей по вопросам муниципального  права;

- осуществлять  систематическое обобщение судебной  практики по делам о правах  местного самоуправления.

Не вмешиваясь в  решения вопросов местного значения, государство в то же время не может  не контролировать деятельность органов  и должностных лиц местного самоуправления. Принципы и границы такого контроля определены ст. 8 Европейской Хартии местного самоуправления. Согласно этим принципам, любой административный контроль должен:

- осуществляться  только в формах и случаях,  предусмотренных конституцией или  законом;

- предназначаться  лишь для обеспечения законности  и конституционных принципов;

- осуществляться  таким образом, чтобы степень  вмешательства контролирующего  органа была соразмерна значимости  защищаемых интересов.

Эти принципы не исключают  контроля государства за выполнением  органами местного самоуправления делегированных им государственных полномочий.

Общий надзор за соблюдением  законодательством органами и должностными лицами местного самоуправления возложен на Прокуратуру

РФ. В случае выявления  противоречащих закону муниципальных  правовых актов соответствующий  прокурор обязан принести протест на эти принявшему их органу или должностному лицу. Протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок или на ближайшем  очередном заседании представительного  органа местного самоуправления. В  случае отклонения протеста прокурор вправе обратиться в суд.

Контроль деятельности органов и должностных лиц  местного самоуправления в отдельных  сферах муниципальной деятельности осуществляют специальные федеральные  службы государственного надзора, охватывающие широкий круг вопросов. В частности, создаются федеральные службы по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития, по труду  и занятости, по надзору в сфере  образования и науки, по надзору  в сфере экологии и природопользования, по ветеринарному и фитосанитарному  надзору, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная служба по тарифам  и др.

Однако механизм взаимоотношений государства и  местного самоуправления предполагает не только одностороннее влияние  на муниципалитеты со стороны государства, но и наличие «обратной связи». В настоящее время возможности  оказания влияния на государство  со стороны муниципальных образований  весьма незначительны. Это проявляется  в первую очередь в отсутствии четко прописанных в законе механизмов влияния муниципалитетов на решения, принимаемые государством и затрагивающие  вопросы местного значения. Анализ практики функционирования органов  местного самоуправления показывает, что наиболее эффективными являются два механизма влияния местного самоуправления на государство: судебный и общественно-политический.

Первый заключается  в возможности обжаловать действия и решения органов государственной  власти обоих уровне, нарушающие права  местного самоуправления. О действенности  этого механизма свидетельствуют  возросшее количество дел, рассматриваемых  Конституционным судом РФ. Кроме  того, наблюдается тенденция по увеличению дел, рассматриваемых арбитражными судами и судами общей юрисдикции по обжалованию незаконных действий и решений государственных органов  и их должностных лиц. Второй механизм предполагает активизацию деятельности различных объединений муниципальных  образований: Конгресса муниципальных  образований Российской Федерации, Союза российских городов, Ассоциации сельских муниципальных образований  и др.

Наибольшую роль в жизни муниципального образования  играют его взаимоотношения с  соответствующим субъектом РФ. Они  должны строиться на принципах:

- обязательности  для органов местного самоуправления  законов и иных правовых актов  субъекта РФ, принятых в пределах  его компетенции;

- самостоятельности  местного самоуправления в решении  вопросов местного значения;

- невмешательства  органов государственной власти  субъектов РФ в местные вопросы  и соответственно невмешательства  органов местного самоуправления  в вопросы, являющиеся предметом  ведения субъекта РФ;

- сотрудничества  в решении общих задач;

- наделения органов  местного самоуправления отдельными  государственными полномочиями  субъекта РФ строго на законодательной  основе.

Для реализации этих принципов необходимо выстраивать  систему постоянного взаимодействия муниципальных образований с  региональными органами власти, включая  заключение между ними договоров  и соглашений, создание координированных, консультативных, согласительных, совещательных  и иных рабочих органов как  временных, так и постоянно действующих. В администрациях многих субъектов  РФ имеются специальные структурные  подразделения, ведающие вопросами  местного самоуправления.

Основными методами разрешения противоречий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ должны быть согласительные процедуры, и лишь при недостижении согласия - судебное разбирательство. Российское законодательство не допускает отмены органами государственной власти субъектов РФ нормативных актов и иных решений органов местного самоуправления.

Важнейший аспект взаимодействия муниципальной и  государственной власти - это взаимоотношения  органов местного самоуправления с  территориальными структурами органов  государственной власти, так как  на территории любого муниципального образования действуют, как правило, многочисленные территориальные подразделения  федеральных органов. Правовую основу их деятельности составляют отраслевые федеральные законы и ведомственные  нормативные акты. Данные органы не вмешиваются в деятельности местного самоуправления, если это не входит в их должностные обязанности, а  органы местного самоуправления не вмешиваются  в их деятельность. Для решения  общих задач между ними должно быть установлено взаимодействие и  четко разграничены их полномочия.

Необходимость разграничения  компетенции в сфере местного самоуправления порождает наибольшее число проблем, связанных как  с взаимоотношениями органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, так и органов  местного самоуправления между собой. О важности этого вопроса свидетельствует  тот факт, что на него прямо указал Президент Российской Федерации: «Надо  законодательно уточнить само понятие  и перечень вопросов местного значения. Часть из них пересекается с задачами, которые выполняются федеральными и региональными органами государственной  власти. Другие требуют колоссальной материальной поддержки и могут  быть успешно реализованы только при содействии субъектов, а иногда и при прямой поддержке Федерации».

Информация о работе Понятие и предмет муниципального права