Ответственность в муниципальном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, под ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления следует понимать совокупность закрепленных в нормах муниципального права неблагоприятных правовых последствий, которые могут наступить за противоправные решения или ненадлежащее осуществление ими полномочий (прав) по решению вопросов местного значения и реализации отдельные государственных полномочий. Более подробно о видах этой ответственности мы рассмотрим в настоящей работе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………....5
2. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления РФ………………………………………….....8
3. Виды правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления..........................................................................14
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников и литературы……………………26

Файлы: 1 файл

Моя к_р.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра «Государственно-правовых дисциплин»

Специальность «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Муниципальное право»

 

 

Тема: «Ответственность в муниципальном праве»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Работу выполнила: ст. гр. 10 ЮДО3

                          Козлова Е. Н.

                       Работу проверил: д.и.н., профессор Карнишина Н.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза 2012г.

 

 

                                       

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие и признаки правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления…………………………....5

2. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления РФ………………………………………….....8

3. Виды правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления..........................................................................14

Заключение………………………………………………………………..24

Список использованных источников и литературы……………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

           С принятием Конституции 1993 г.1 в Российской Федерации начался процесс реформирования правовых институтов государственной и местной (муниципальной) власти на основе демократических принципов их организации и деятельности, что, безусловно, свидетельствует об огромных переменах, происходящих в нашей стране.

           Вполне закономерно, что формирование демократического, правового государства обусловило возрастание роли и значения юридической ответственности, в том числе органов и должностных лиц местного самоуправления, что явило собой актуальность данной темы для обсуждения и дискуссий многими авторами книг и научных изданий.

           Так, рассматривая вопрос о понятии ответственности в муниципальном праве, большинство авторов, прежде всего, выделяют субъекты такой ответственности, а также неблагоприятные для них правовые последствия, которые могут наступить при определенных условиях.

           И. В. Постовой2 полагает, что ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагоприятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отношению к другим участникам правоотношений.

           Согласно статьям 70, 71, 72, 76 ФЗ-131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 субъектами муниципально-правовой ответственности являются:

 

- органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления;

- депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные и иные должностные лица местного самоуправления.

          Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством (ст. 72), физическими и юридическими лицами (ст. 76), депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления — перед населением (ст. 71).

          Следует отметить единую природу конституционно-правовой и муниципалъно-правовой ответственности, что проявляется в тождественности и взаимосвязанности не только лежащих в их основе положений Конституции Российской Федерации и законодательства, но и субъектов, санкций, оснований и порядка наступления указанных видов юридической ответственности.

          Таким образом, под ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления следует понимать совокупность закрепленных в нормах муниципального права неблагоприятных правовых последствий, которые могут наступить за противоправные решения или ненадлежащее осуществление ими полномочий (прав) по решению вопросов местного значения и реализации отдельные государственных полномочий. Более подробно о видах этой ответственности мы рассмотрим в настоящей работе.

 

 

 

 

 

 

 

          1. Понятие и признаки правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

         В связи с тем, что общественные отношения в области местного самоуправления (далее по тексту - МС) , особенно при осуществлении форм непосредственной и представительной демократии, регулируются не только нормами права, но и другими социальными нормами (нормами морали, нормами обычаев и традиций, нормами общественных организаций), ответственность в системе МС можно подразделить на юридическую, правовую ответственность, общественную ответственность (корпоративную ответственность) и морально - нравственную ответственность. 
          В муниципальном праве используется юридическая ответственность, которая практически мало отличается от механизма её действия в иных правоотношениях. Под юридической ответственностью понимается установленная законом обязанность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение, за свои действия (бездействия) и поступки, за ненадлежащее ведение дел, и претерпеть действие мер принуждения или санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами4.

          Правильно установленная законом ответственность, а также неотвратимые и адекватные меры по её применению – непременное условие не только искоренения правонарушений, но и воспитания ответственности за свои действия и поступки. Эти вопросы актуальны всегда, но особенно в период радикальных реформ, в том числе и в сфере организации МС.  
      

 

           Юридическая ответственность, являясь важной мерой защиты прав и интересов МС, прав граждан на его осуществление, наступает вследствие нарушений правовых норм и проявляется в форме применения государственного принуждения. Принуждение выступает в качестве одного из методов государственного руководства местным самоуправлением, оно напрямую связано с нормами права и их обеспечением. Важной предпосылкой эффективности воспитательного воздействия юридической ответственности является осуждение правонарушителя должностного лица МС со стороны местного сообщества, общественных объединений. Только правильное сочетание методов убеждения, критики и принуждения обеспечивает высокую действенность юридической ответственности.  
Юридическую ответственность принято рассматривать в двух аспектах: позитивном и негативном. Если позитивная ответственность состоит в обязательстве субъекта осуществлять определенные действия, то негативная ответственность состоит из меры наказания за неосуществление необходимых действий, установленных законодательством.

           Позитивная ответственность органов и должностных лиц МС реализуется посредством корректировки решений, действий (бездействия), признанных судом незаконными либо вышестоящим органом в порядке подчиненности признанных незаконными или нецелесообразными, либо по требованию собраний избирателей, граждан, трудовых коллективов, общественных объединений, а также под воздействие наказов избирателей.  
          В зависимости от субъекта, привлекаемого к ответственности при осуществлении МС, можно выделить ответственность муниципальных образований, ответственность органов и должностных лиц МС, ответственность государственных органов, ответственность

 

 

физических и юридических лиц.

           В зависимости от субъекта, перед которым наступает  ответственность, можно выделить ответственность перед источником публичной власти – населением либо его представительными органами, перед государством, перед физическими и юридическими лицами.  
           В зависимости от характера правонарушения и санкции за его совершение ответственность подразделяется на следующие виды: уголовная, административная, гражданско-правовая, публично-правовая, государственно-правовая, дисциплинарная, материальная.

 Уголовная ответственность наступает в результате совершения преступления, административная и дисциплинарная - за совершение соответственно административного или дисциплинарного проступка, гражданско-правовая - применяется для восстановления незаконно нарушенных прав или принуждения к исполнению невыполненной обязанности.

   Применение уголовной, административной и дисциплинарной ответственности возможно только к должностным лицам местного самоуправления, так как эти виды ответственности носят личный характер. К гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены лишь органы местного самоуправления.

          Условия наступления каждого конкретного вида ответственности определены в действующем законодательстве - федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Так, условия применения уголовной ответственности к должностным лицам местного самоуправления установлены в Уголовном кодексе Российской Федерации, административной - в Кодексе об административных правонарушениях РФ, дисциплинарной - нормами Трудового кодекса РФ, условия гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления - положениями Гражданского кодекса РФ.

2. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления Российской Федерации.

Контроль  является важным функциональным элементом  любой системы власти и управления, в том числе и местного самоуправления. Он позволяет проверять эффективность  исполнения законов, нормативных правовых актов, принимаемых решений, проверять состояние дел в различных сферах деятельности, в том числе и стиль работы органов и должностных лиц МС.

          В наши дни на всех уровнях много и правильно говорится о самостоятельности местного самоуправления. При этом подчас забывается, что местное самоуправление – это один из трех уровней власти одного народа, составляющая часть единой системы социального управления в России. И оно может быть результативным только в том случае, если будет гармонично функционировать в тесном взаимодействии с федеральными и региональными уровнями власти и управления, пользоваться всемирной государственной поддержкой, но одновременно будет находиться не только под контролем населения, но и под контролем органов государственной власти.

Демократия  не может быть эффективной без контроля. Нельзя не заметить, что в настоящее время органы и должностные лица МС нередко в условиях отсутствия действенного контроля как сверху, так и снизу, зачастую бесконтрольны, безответственны перед населением и безнаказанны.

Пресечь беззаконие и злоупотребление правом можно, прежде всего на основе хорошо поставленного контроля за состоянием дел и исполнением принятых законов и решений. Но ценность контроля состоит не столько в том, чтобы вскрыть факты беззакония и

нарушения прав и законных интересов граждан, сколько в том, чтобы своевременно их предупредить, не дать им возможности проявиться.

Поэтому главным  объектом контроля должны являться соблюдение законности в деятельности органов  и должностных лиц МС как при  принятии ими решений, так и при исполнении действующего законодательства и устава муниципального образования. Органы государственной власти должны обеспечивать контроль за тем, чтобы организация и деятельность МС осуществлялась на основе закона и в рамках законов. Предметом контроля со стороны государственных органов наделенных контрольными полномочиями, является и ход исполнения отдельных государственных полномочий, которыми законом наделены органы МС.  
    Таким образом, успешное становление и развитие местного самоуправления в немалой степени зависит от действенности контроля государственных органов за деятельностью его муниципальных органов. В Российской Федерации, в соответствии со статьей 77, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы, осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

В случае выявления  нарушений требований законов по вопросам осуществления органами МС или должностными лицами МС отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по

устранению  таких нарушений, обязательные для  исполнения органами МС и должностными лицами МС. В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона, органы МС несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.  
           Общий же надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется Прокуратурой РФ.

Прокурорский надзор - осуществляется от имени Российской Федерации Прокуратурой РФ, и имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.  
          Сущность прокурорского надзора в области местного самоуправления состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами МС.

Информация о работе Ответственность в муниципальном праве