Особенности местного самоуправления в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 04:47, контрольная работа

Описание работы

Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.
Англосаксонская модель местного самоуправления - современная зарубежная система местного самоуправления, возникшая в Великобритании и действующая в настоящее время в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Континентальная модель местного самоуправления - это современная зарубежная модель местного самоуправления, возникшая во Франции и действующая в настоящее время в Континентальной Европе, во Франции, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Остальные зарубежные модели - немецкая, итальянская, японская и т.п. рассматриваются как смешанные формы англосаксонской и континентальной моделей местного самоуправления, т.к. в них присутствуют признаки и той и другой системы и, кроме того, собственные особенности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика и модели местного самоуправления зарубежных стран………………………………………………………………………………4
1.1. Основные принципы местного самоуправления зарубежных стран………..4
2. Модели муниципальных систем местного самоуправления…………………7
2.1. Англосаксонская модель местного самоуправления…………………………8
2.2. Европейская Континентальная модель местного самоуправления………..12
2.3. Смешанная модель местного самоуправления………………………………15
3. Государственный контроль в сфере местного самоуправления зарубежных стран……………………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По Муниципальному праву России

Особенности местного самоуправления в зарубежных странах

 

 

Вариант-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………3

  1. Общая характеристика и модели местного самоуправления зарубежных стран………………………………………………………………………………4
  2. 1.1. Основные принципы местного самоуправления зарубежных стран………..4
  3. Модели муниципальных  систем местного самоуправления…………………7
  4. 2.1. Англосаксонская модель местного самоуправления…………………………8
  5. 2.2. Европейская  Континентальная модель местного самоуправления………..12
  6. 2.3. Смешанная модель местного самоуправления………………………………15

3.  Государственный контроль в сфере местного самоуправления зарубежных стран……………………………………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………………….20

Список литературы……………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

Введение

В связи с проведением реформы местного самоуправления в Российской Федерации достаточно много внимания уделяется зарубежному опыту организации местной власти, и в частности зарубежным моделям местного самоуправления. Модель местного самоуправления - это система горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между субъектами местного самоуправления. Впервые местное самоуправление было юридически оформлено в Риме в первом веке до нашей эры. В настоящее время практически каждая страна имеет свою модель местного самоуправления. Основными зарубежными моделями по праву считают англосаксонскую и континентальную модели местного самоуправления.

Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.

Англосаксонская модель местного самоуправления - современная зарубежная система местного самоуправления, возникшая в Великобритании и действующая в настоящее время в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Континентальная модель местного самоуправления - это современная зарубежная модель местного самоуправления, возникшая во Франции и действующая в настоящее время в Континентальной Европе, во Франции, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Остальные зарубежные модели - немецкая, итальянская, японская и т.п. рассматриваются как смешанные формы англосаксонской и континентальной моделей местного самоуправления, т.к. в них присутствуют признаки и той и другой системы и, кроме того, собственные особенности. Например, Германия является федеративным государством, поэтому структура государственного управления состоит из трех независимых уровней: федеральное управление, земельное управление и коммунальное управление. Каждый из уровней власти обладает собственным автономным кругом задач.

  1. Общая характеристика и модели местного самоуправления зарубежных стран
  2. 1.1. Основные принципы местного самоуправления зарубежных стран.

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».  
     Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построения большинства современных государств.  
Кроме того, принцип местного самоуправления исходит из того, что участие граждан  в управлении общественными делами  самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне. При этом совершенно очевидно, что существование местных сообществ, облеченных реальными полномочиями, делает возможным обеспечить такое управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.  
     Сила и влияние органов местного самоуправления в различных странах отражает степень демократизма существующего политического режима. Эти органы возникли и развивались как прямой противовес абсолютной власти центра.  
Значение органов местного самоуправления определяется еще и тем, что в повседневной жизни граждане сталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку они оказывают решающее влияние на создание в соответствующей территориальной единице условий для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономической и политической деятельности определяется центральными органами государственной власти и управления. Большое значение имеет и то обстоятельство, что  органы местного самоуправления связаны организационным единством, имеют полномочия обладать и распоряжаться определенной собственностью, заключать сделки, распоряжаться местным бюджетом и т.д. Поэтому в условиях рыночной экономики необходимость широкого самоуправления на местах, как правило, поддерживается и защищается большинством населения любой страны.  
В настоящее время наиболее существенными признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.  
        Коммунальное самоуправление, например, в Германии, характеризуется следующими принципами, характерными и для многих других развитых демократических государств: самостоятельным независимым от других органов осуществлением местных коммунальных функций, собственной ответственностью в решении местных общественных задач, при этом субъекты самоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе. Органы местного самоуправления наделены правом выборов органов самоуправления; правом принимать собственные нормативные акты; финансовой автономией; независимостью в проведении кадровой политики; независимостью в области коммунального планирования; осуществлением государственного надзора и контроля за деятельностью коммуны. Такие принципы отражают наиболее характерные особенности системы местного самоуправления и в других европейских странах. Вместе с тем, европейская система местного самоуправления оказала серьезное влияние и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправления в других регионах.  
        Так, статья 29 Конституции Венесуэлы 1961 г. прямо закрепляет автономию муниципалитетов как право выбирать органы своей власти, осуществлять свободную деятельность в пределах своей компетенции, создавать собственные источники доходов и собирать денежные поступления.1  
системы местного самоуправления.  
       Органы местного самоуправления опираются обычно на разветвленный чиновничий аппарат, от которого прямо зависит эффективность работы этих органов. Органы местного самоуправления непосредственно осуществляют управленческие функции на местах, одновременно выступая в качестве юридически самостоятельного элемента механизма власти. В настоящее время органы местного самоуправления и их исполнительный аппарат представляют собой один из крупнейших по численности элементов управленческой системы.  
Юридическая и фактическая самостоятельность органов местного самоуправления в ряде современных государств носит особенный специфический  характер. Их самостоятельность иная, чем самостоятельность автономных образований, так как органы местного самоуправления не обладают законодательными полномочиями, поскольку они могут действовать только на основе и в рамках законодательных актов, изданных центральными законодательными органами всей страны или субъекта федерации, если это федеративное государство. В ФРГ, например, выделяют три условия правового регулирования местного самоуправления: федеральное законодательство, законодательство отдельных земель и принимаемые самими общинами правовые установления. Нормами федерального законодательства является, прежде всего, Основной закон ФРГ 1949 г., но ведущее место в правовом регулировании местного самоуправления занимает законодательство земель, хотя в различных землях правовое положение коммун имеет свои особенности. Конституции земель, как правило, дублируют положение статьи 28 основного закона ФРГ, а также дополняют и конкретизируют отдельные ее положения.2 Большая часть вопросов коммунального самоуправления регулируется законами земель, среди которых основное время занимают уставы о коммунах. Уставы о коммунах имеют все земли ФРГ. Третьим звеном правового регулирования местного самоуправления в ФРГ являются правовые акты самих общин. Они имеют право принимать по местным вопросам свои собственные правовые акты. Все земельные уставы о коммунах содержат положения о том, что каждая коммуна имеет возможность принять собственный устав или положение. Эти уставы определяют возможность введения налогов и их взимание, оформление расходов коммуны, осуществление автономии в области планирования, организации коммунального управления и т.д.  
На практике принцип местного самоуправления означает передачу тех или иных административных полномочий, имеющих чисто местное значение, в ведение органов, избираемых непосредственно населением данной территориальной единицы. В демократических государствах относительно роли органов местного самоуправления действует доктрина «муниципальная власть - вне политики».  
Это означает, что органы местного самоуправления не должны решать политические вопросы, поскольку решение политических вопросов затрагивает интересы всего государства, и, следовательно, не может иметь чисто местное значение.3 

  1. Модели муниципальных  систем местного самоуправления.

Для нормального функционирования демократического государства в целом необходимо наличие эффективного местного самоуправления. Понятие "местное самоуправление" в странах современного мира обычно охватывает два вида органов: местный представительный орган, избираемый населением соответствующей администранивно-территориальной единицы и принимающий решения по наиболее важным местным вопросам, а также исполнительный орган (мэр, бургомистр и т.д.), обычно призванный в первую очередь выполнять решения представительного органа и осуществлять оперативное управление (хотя на него могут быть возложены и некоторые общегосударственные функции).

В зарубежных странах существует несколько типов организации и функционирования муниципальных учреждений.

2.1. Англосаксонская модель местного самоуправления.

Эта модель получила распространение в Великобритании, США, Канаде, Австралии и во многих других странах с англосаксонской правовой системой. Местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий и прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует. Наряду с представительными органами в странах с данной системой (и в первую очередь в США) непосредственно населением могут избираться некоторые должностные лица. Значительными полномочиями здесь зачастую наделяются комиссии (комитеты) местных представительных органов, играющие весомую роль в подготовке и принятии отдельных решений.

В современных государствах способы управления местными делами являются достаточно разнообразными. Практически каждая страна имеет свои особенности.

Характерными особенностями стран, которые принято относить к англосаксонской модели (Великобритания, США, Канада), являются следующие:4

1. Местное самоуправление осуществляется  преимущественно местными органами, избираемыми непосредственно населением  соответствующей территории (административно-территориальной  единицы)

2. Отсутствие на местном уровне  органов или должностных лиц, назначаемых центральными органами и контролирующими органы местного самоуправления и (или) выполняющими те или иные функции управления на местах (Великобритания, США).

3. Самостоятельность избираемых  населением органов в принятии  решений по установленному для них государством кругу полномочий.

4. Отсутствие прямого подчинения  органов местного самоуправления  центральным органам. Центральные  органы осуществляют косвенный  контроль за органами местного  управления посредством законодательного регулирования их деятельности, контроля за исполнением законов, а также судебных разбирательств. Особенностью Великобритании является осуществление дополнительного контроля через инспекции министерств и комиссаров парламента.

5. Принцип позитивного регулирования компетенции органов местного управления: местные органы имеют право принимать решения лишь по тем вопросам, которые закреплены за ними законодательно. В данном случае то, что не предписывается законом – запрещено.

6. В англосаксонских странах развито частное законодательство, т.е. законы, которые имеют силу на конкретной территории. Например, в приморских городах Великобритании органы местного самоуправления имеют право сбора средств на благоустройство морского порта. Конкретные полномочия местных Советов закреплены в частных нормативных актах. В США распространенным является принятие представительными органами (легислатурами) штатов статутов органов местного самоуправления, в которых устанавливаются различные полномочия для тех или иных самоуправляющихся единиц.

7. Использование комиссионной системы, как одного из вариантов организации  местных органов управления. При  данной системе на местном  уровне нет разделения представительной  и исполнительной ветвей власти. Принятие решения и его исполнение осуществляются одним и тем же органом или его представителями.

В США этот вариант наименее популярен и действует лишь в некоторых графствах. При комиссионной системе население графства выбирает Муниципальный Совет (Комиссию), состоящий из 3-5 членов, сроком на 4 года. Каждый из советников совмещает две функции: а) член местного представительного органа – Муниципального Совета (Комиссии) б) глава одного из управлений и служб в системе местных исполнительных органов. Пост мэра, как главы исполнительного органа в данной модели обычно отсутствует. 5

Особенностью организации местного управления в Великобритании в сравнении с США можно считать традиционные различия между исторически вошедшими в неё странами (Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия) в сочетании с единообразием  английской модели. Формально Великобритания – унитарное государство, и вопрос о местном самоуправлении находится  в компетенции Английского парламента (в США – в ведении легислатур (законодательных органов) штатов). Однако, Северная Ирландия и Шотландия имеют политическую автономию в составе Великобритании. Государственные органы этих стран имеют право на законодательную деятельность. Административная автономия предоставлена Уэльсу (представительный орган без права законодательства и налогообложения). Таким образом, Великобритания – регионализованное государство.

Систему местного управления, действующую в США, относят к англосаксонской модели. Для этой модели характерна меньшая степень централизации и контроля со стороны государственных органов, чем в континентальной. В США организация местного управления входит в компетенцию штатов, но не федерации. В разных штатах существуют различные системы местного управления. В целом органы местного управления в США не подчинены напрямую государственной власти. В штатах США существует до шести видов административно-территориальных единиц со своими органами местного управления – это города (сити), графства, бороу, вилиджи, тауны и тауншипы. Кроме этого, в стране действуют специальные округа.6

В городах США существует три модели местного муниципального управления.

Первая модель – это Комиссионная система. Она предусматривает муниципальный Совет, обычно избираемый населением на 4 года и состоящий из 3-5 членов. Каждый из депутатов Совета выступает в двойном качестве: а) как член местного представительного органа (т.е. Совета) и б) как глава одного из управлений и служб в системе исполнительной власти муниципалитета. Пост Мэра в данной модели не предусмотрен.

Вторая и наиболее распространённая модель – «Совет-Мэр», предусматривает Совет, представительный орган, избираемый жителями города всеобщим прямым голосованием. Мэр – глава местной исполнительной власти, также избирается путём всеобщего прямого голосования, как правило, сроком на 4-5 лет. В своих посланиях муниципальному Совету Мэр определяет содержание местного нормотворчества, он также обладает правом «вето» и контролирует местную полицию. Модель «Совет-Мэр» имеет две разновидности. «Сильный мэр – совет» - в этой модели мэр возглавляет исполнительные органы и председательствует на заседаниях совета. В модели «Сильный мэр – совет» в последние десятилетия появилась еще одна разновидность: непосредственное управление исполнительным аппаратом осуществляет принятый по контракту менеджер, который подчиняется мэру. «Слабый мэр-совет» - мэр председательствует на заседаниях совета, выполняет представительские функции. Совет осуществляет непосредственное управление исполнительным аппаратом по комиссионной системе.

Третья модель – «Совет-Менеджер» также включает выборный представительный муниципальный орган, – Совет, и Менеджера, главу местных исполнительных органов, который назначается Советом и работает по контракту. Эта модель считается наиболее эффективной.

В большинстве штатов основной единицей, служащей для управления внегородской территорией является графство. Графства США неравны по территории и численности населения. Население избирает Совет Графства, представительный орган, ведающий сбором налогов, местными расходами, вопросами санитарии и имеющий право выдавать торговые лицензии. Иногда члены совета выполняют судебные функции. Единого исполнительного органа в графстве нет, но наряду с Советом население графства избирает ряд должностных лиц, формально независимых в своей деятельности от Совета. Это шериф графства, атторней, коронер, асессор, аудитор, казначей, клерк, землемер, суперинтендант школ. В настоящее время всё больше графств использует модель управления «Совет-Менеджер».

В компетенцию местных органов управления США входят: среднее образование, здравоохранение, санитария, социальное обеспечение, местная полиция, природоохрана, пожарная охрана, организация выборов, взимание налогов, контроль за качеством товаров, выдача торговых лицензий.

Информация о работе Особенности местного самоуправления в зарубежных странах