Особенности городского устройства и управления. Городская политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Применительно к городу маркетинг осуществляется аналогично маркетингу
маркетингу региона, но с учетом особенностей городского образа жизни.
Одна из них – высокая (относительно сельских районов) стоимость жизни в
городах, особенно – в крупных.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ...3
глава i. Особенности городского устройства и управления
§1.Понятие и сущность городского управления………………………………5
§ 2. Особенности городского устройства………………………………………17
ГЛАВА II. Городская политика
§ 1 . Понятие и сущность городской политики ……………………………….20
§ 2. Основные направления городской политики…………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

АМОУ ВПО  САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО   УПРАВЛЕНИЯ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности городского устройства и управления.

Городская политика

Специальность 081100.68 «Государственное и муниципальное  управление»

Магистерская программа  «Государственное и муниципальное управление»

 

Студента 1 курса  М12-З группы

Куанспековой Э.Е.

Руководитель работы:

доцент

Прыткова Н.И.

Работа допущена к защите

«_____» «_______» 2013

____________________

(подпись руководителя)

Работа защищена с оценкой:

______________________

«_____» «_______» 2013

_______________________

(подпись руководителя)

Самара 2013

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ...3

глава i. Особенности городского устройства и управления

§1.Понятие и сущность городского управления………………………………5

§ 2. Особенности городского устройства………………………………………17

ГЛАВА  II. Городская политика

§ 1 . Понятие и сущность городской политики ……………………………….20

§ 2. Основные направления  городской политики…………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………………25

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее  время возрастание интереса к  вопросам развития маркетинга

городов связано, прежде всего, с ростом конкуренции  городов за финансовые

финансовые, кадровые, интеллектуальные и другие ресурсы.

Города выступают  лидерами как муниципального, так  и регионального

и в целом  федерального развития. Такую роль играют прежде всего крупные

города, в которых  сосредотачивается огромный экономический  потенциала.

Применительно к городу маркетинг осуществляется аналогично маркетингу

маркетингу  региона, но с учетом особенностей городского образа жизни.

Одна из них  – высокая (относительно сельских районов) стоимость жизни в

городах, особенно – в крупных. Именно этот показатель, наряду с

обеспеченностью современными городскими удобствами и  благами,

выступает одним  из ведущих. Стоимость жизни в  городах особенно важна

для оценки перспектив миграции и развития рынка туристических  услуг.

В большом массиве  информации о городах существует несколько

слоев, каждый из которых имеет свою специфику. Наиболее

распространенные  информационные слои представляют собой  первичные

данные, обработанные данные, статистические материалы, индикаторы,

индексы и рейтинги.

Ф.Энгельс особо  подчеркивал взаимосвязь процесса рождения города и появления политики: « Вместе с городом появилась и необходимость политики вообще». В современном словаре иностранных слов политика характеризуется как область деятельности, связанная с отношениями между общественными группами, сутью которой является определение задач, форм, содержание деятельности государства. В общем виде политика есть человеческая деятельность, выражающаяся во взаимодействии между социальными общностями, классами, нациями, народами, партиями, государствами, гражданами и их объединениями по поводу политической власти, для улучшения условий жизни людей, обеспечения общественного и мирового порядка. В 1962г. 117-я Конвекция Международной организации труда (МОТ) отметила: « Всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Политика общего назначения определяется с должным учетом ее влияния на благосостояние населения». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности городского устройства  и управления

  1. Понятие и сущность городского управления

      Местное самоуправление в России имеет глубокие корни, которые уходят в догосударственные образования восточных славян с их патриархальным самоуправлением. Традиции вечевого самоуправления отмечают первые русские летописи в древнейших городах – избрание (приглашение на княжение) главного должностного лица города.

Понятие «местное самоуправление»  отражает комплексное и многообразное  явление, которое по-разному трактуется в разных источниках. Так, в Европейской Хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения1.

В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций2.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций3. Новый Федеральный закон определяет местного самоуправления не через «деятельность населения», а через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.

Местным самоуправлением  называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение  населением вопросов местного характера  и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти4.

Началом становления  местного самоуправления в Российской Федерации считается принятие Конституции  Российской Федерации 12 декабря 1993 года, признавшей местное самоуправление одной из основ конституционного строя и установившей принципиальные положения о местном самоуправлении, соответствующие сложившимся общемировым традициям и Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1999 г.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих  полномочий. Государством гарантируется  организационная обособленность органов  муниципальной власти, признается и защищается муниципальная собственность. Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления, самостоятельно решать вопросы местного значения, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

В Конституции Российской Федерации перечислены важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.

Положения Конституции  Российской Федерации, определяющие основные принципы осуществления местного самоуправления, явились результатом осмысления отечественного опыта организации местной власти с учетом сформулированных в Европейской Хартии местного самоуправления принципов законности, децентрализации управления, самоорганизации граждан, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем наиболее эффективно их реализовывать, при максимальном приближении к потребителям услуг.

Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это обозначает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.

Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой позитивной ответственности, которая обозначает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов.

 

В настоящее  время доля городского населения  во всем мире стремительно увеличивается, что позволяет  говорить о создании принципиально новой среды обитания человека – урбанизированной.

Города выполняют  не только функции управления собственной  территорией, но и столичные функции, являясь очагом, оказывающим влияние и на окружающую их территорию. В современных городах сосредоточены основные товарные и финансовые рынки.

Сегодня в городах  проживает ¾ населения России, 90 % населения Европы и в общей сложности – 50% населения мира. По прогнозу ООН, учитывающему национальные критерии определения понятия «город», к 2025 г. горожане составят более 61% населения мира (5065 млн. человек).

Современные города сталкиваются с решением внутренних проблем и находятся под влиянием общемировых тенденций, в первую очередь – глобализации мирового сообщества.

Важным становится активное вовлечение города в систему  мировых связей. В связи с этим современный мир предстает перед  нами в виде не только (и даже не сколько) совокупности 200 стран, но совокупности десятков мощных городов, которые активно общаются друг с другом, а для собственной страны служат проводниками международных импульсов развития.

В России регионов, так или иначе интегрировавшихся  в глобальный рынок, а потому интенсивно развивающихся, в настоящее время немного.

Городской округ  – это городское поселение, которое  не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного  значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К вопросам местного значения городского округа относятся: формирование бюджета городского округа, установление местных налогов и сборов городского округа, распоряжение имуществом городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение граждан, проживающих в городском округе, жилыми помещениями, организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация охраны общественного порядка на территории городского округа, обеспечение пожарной безопасности в границах городского округа, организация охраны окружающей среды в границах городского округа, осуществление экологического контроля, организация предоставления начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на территории городского округа, организация скорой медицинской помощи, создание условий для обеспечения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, библиотечное обслуживание населения, организация досуга и культуры, охрана культурного наследия, развитие физической культуры и спорта, создание условий для массового отдыха жителей, опека и попечительство, формирование и содержание муниципального архива, организация ритуальных услуг, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройство территории, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, организация освещения улиц, организация мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке, организация деятельности аварийно-спасательных служб, обеспечение безопасности людей на водных объектах, развитие лечебно-оздоровительных местностей.

В материально-вещественной структуре муниципального образования, например, имеющего статус городского округа, можно выделить следующие главные подсистемы19:

– градообразующая сфера;

– градообслуживающая сфера, или городское хозяйство;

– социальная сфера;

– население;

– территория

В соответствии с Уставом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294, в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят:

1. Дума городского  округа Самара - представительный орган городского округа Самара;

2. Глава городского  округа Самара - высшее должностное лицо городского округа Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

3. Администрация городского округа Самара – исполнительно распорядительный орган городского округа Самара, возглавляемый Главой городского округа Самара, состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных органов, обладающих и не обладающих правами юридического лица;

4. Департамент  управления имуществом городского  округа Самара образован в соответствии с Решением малого Совета Самарского горсовета от 11.02.1993 № 49 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом г. Самары», преобразован в Департамент по управлению имуществом и действует в соответствии с Уставом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294.

5. Департамент  строительства и архитектуры городского округа Самара. Образован в соответствии с Постановлением Главы города Самары от 08.10.1997 № 1197 путем слияния Управления капитального строительства администрации города, Управления главного архитектора города и Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «Старая Самара» администрации Самарского района в Департамент строительства и архитектуры. Действует в соответствии с Уставом городского округа Самара,

утвержденным  Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294.

 

Рассмотрим  особенности городского маркетинга на примере Самары.

В настоящий  момент Администрацией городского округа совместно с

АНО «Урбэкс-развитие» разработана Стратегия комплексного

развития городского округа Самара до 2025 года, в ходе которой  были

выявлены основные показатели города по различным направлениям.

В мире городской  округ Самара известен как крупный  промышленный,

научный и культурный центр с богатым историческим наследием.

Активными участниками  внешнеэкономической деятельности являются

более 5000 предприятий, что составляет 30% от числа всех активно

Информация о работе Особенности городского устройства и управления. Городская политика