Организация и проведение муниципальных выборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

В демократическом государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия. Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов - один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………….............4
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ …………..…..5
1.1 Понятие и виды муниципальных выборов………………………...………...5
1.2 Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов…………………………………………………………………………….9
1.3 Особенности организационно-правового обеспечения муниципальных выборов и некоторые проблемы их осуществления…………………………..14
2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………………………..….17
2.1 Понятие избирательного процесса……………………………………..…..17
2.2 Структура и стадии избирательного процесса…………………..………18
3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………….27
Заключение…………………………….………………………………….……...35
Список использованной литературы………….............……………………..…38

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Альметьевский государственный институт муниципальной службы

 

Факультет экономики и управления

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

Специальность (Направление):

Государственное и муниципальное управление

 

 

КурсовАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»

 

Организация и проведение муниципальных выборов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Выполнил: студент 6 курса

                  группы 02927  Афанасьева И.С.

_______________

                                                      

                      Научный руководитель:

Ст.преподаватель Меркурьева Ю.Б.

                                                               _______________

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск

2014

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………….............4

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ …………..…..5

1.1 Понятие и виды муниципальных выборов………………………...………...5

1.2 Основные принципы организации и проведения муниципальных выборов…………………………………………………………………………….9

1.3 Особенности организационно-правового обеспечения муниципальных выборов и некоторые проблемы их осуществления…………………………..14

2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС…………………………………………..….17

2.1 Понятие избирательного процесса……………………………………..…..17 
2.2 Структура и стадии избирательного    процесса…………………..………18

3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………….27 
Заключение…………………………….………………………………….……...35 
Список использованной литературы………….............……………………..…38 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В демократическом государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия. Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов - один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главный критерий его легитимности.

Статья 3 Конституции Российской Федерации закрепляет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства. Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

При организации и проведении выборов важное место отводится избирательным системам. В настоящее время в научной литературе отмечается повышенный интерес к проблеме совершенствования избирательных систем. Сам термин «избирательная система» трактуется противоречиво.

В большинстве зарубежных стран понятие «избирательная система» употребляется в узком смысле — как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других уполномоченных лиц либо как порядок определения результатов выборов.

Актуальность данной работы объясняется тем, что исследование эффективности избирательных систем на муниципальных выборах представляет большой интерес, так как данная тема недостаточно разработана в отечественной литературе.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с муниципальными выборами в Российской Федерации, их организация и правовая регламентация. 
Предметом исследования являются положения Конституции Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления регионов Российской Федерации, регламентирующие процесс организации и проведения муниципальных выборов, а также практическая деятельность различных органов местного самоуправления, участвующих в избирательном процессе.  
          Цель исследования состоит в том, чтобы на основе достижений современной правовой науки, анализа действующего законодательства о выборах и соответствующей практики осуществить комплексное исследование процессов формирования муниципальных органов и выявить особенности проведения местных выборов в РФ.

Задачами данной работы являются:

- раскрыть понятие «муниципальные  выборы» и показать правовую  природу данных выборов;

- дать определение избирательному процессу и определить его правовую базу;

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ

 

  • 1.1 Понятие и виды муниципальных выборов
  •  

    Муниципальные выборы — это акт самоуправления, который основывается на социальной активности населения, осознании им своей ответственности за управление местными делами. Я считаю, что муниципальные выборы должны не только обеспечивать подбор лучших представителей населения в органы местного самоуправления, но и давать возможность населению в процессе избирательной кампании оценивать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, определять пути и способы улучшения их работы. И задачи эти вполне реальны, ибо выборы проводятся обычно в относительно небольших поселениях, где кандидатами являются граждане, как правило, хорошо известные населению; проблемы, о которых они говорят на встречах с избирателями, им близки и понятны, затрагивают интересы каждого жителя муниципального образования.

    Муниципальные выборы проводятся:

    • во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.);
    • во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

    Таким образом, можно дать более полное определение: муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

    Рассматривая вопрос о видах муниципальных выборов, необходимо, прежде всего, выделить основные выборы, которые можно подразделить на очередные и досрочные выборы.

    Очередные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочий органа или должностного лица местного самоуправления.

    Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

    Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Так, полномочия представительного органа местного самоуправления согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г. Могут быть прекращены досрочно законом субъекта РФ в случае его роспуска в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Закона (ответственность представительного органа муниципального образования перед государством). Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

    а) в случае принятия указанным органом в порядке, установленном в уставе муниципального образования, решения о самороспуске;

    б) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

    в) в случае преобразования муниципального образования (объединение или разделение муниципальных образований и т. д.).

    Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

    1. его смерти;
    2. отставки по собственному желанию;
    3. отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г.;
    4. признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    5. признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
    6. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
    7. выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
    8. прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления
    9. отзыва избирателями;
    10. установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
    11. досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

    Муниципальные выборы могут быть также повторными и дополнительными.

    Повторные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными, либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в других установленных законом случаях (при проведении выборов по многомандатным избирательным округам, когда не все мандаты оказались замещенными, и др.).

    Дополнительные выборы назначаются в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу. Они могут быть назначены также и в многомандатном округе в случае и порядке, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ » от 12 июня 2002г.

    Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

    Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

    Таким образом, муниципальные выборы, являясь наряду с местным референдумом высшим непосредственным выражением воли населения муниципальных образований, занимают особое место в системе местного самоуправления. Посредством муниципальных выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления.

    Информация о работе Организация и проведение муниципальных выборов