Надзор в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного контроля, выявляющей финансовые правонарушения, препятствующие правовому и экономическому развитию безопасности страны. Контроль – один из важнейших элементов системы управления. Только посредством применения систем контроля организация способна обеспечить достижение своих целей. Ослабление контроля означает снижение ответственности за порученное дело. В связи с этим целью курсовой работы является изучение организации контроля в системе государственного управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ………….6
1.1 Роль контроля в системе управления……………………………………….6
1.2 Особенности контроля и его подходы……………………………………….9
2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..19
2.1 Финансовый контроль ………………………………………………………19
2.2 Административный контроль……………………………………………….22
2.3 Служебный контроль………………………………………………………..24
3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ………………………………………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

                                          СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ………….6

1.1 Роль контроля  в  системе управления……………………………………….6

1.2 Особенности контроля  и его подходы……………………………………….9

2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..19

2.1 Финансовый контроль  ………………………………………………………19

2.2 Административный контроль……………………………………………….22

2.3 Служебный контроль………………………………………………………..24

3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ………………………………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение

        Контроль является одной из важнейших функций государственного управления вне зависимости от исторического времени, политического режима и других условий. Вопрос современной России - ее становление, как динамично развивающегося государства. Россия располагает огромным национальным богатством. Оно требует не только организации и осуществления работы по его приращению, но и правильного его использования, сохранности и хорошо организованного и налаженного управления и контроля.

Достижение целей развития Российского государства невозможно без эффективного функционирования системы управления, в том числе  и в области государственного контроля. Одним из определяющих условий  экономического развития страны является устойчивое развитие финансовой системы, целенаправленное и последовательное осуществление бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой и таможенной политики.

Эффективное осуществление  регулирующей функции государства  в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, наличие  хорошо отлаженной, действенной системы  государственного контроля, выявляющей финансовые правонарушения, препятствующие правовому и экономическому развитию  безопасности страны.

Контроль – один из важнейших  элементов системы управления. Только посредством применения систем контроля организация способна обеспечить достижение своих целей. Ослабление контроля означает снижение ответственности за порученное дело.

В связи с этим целью  курсовой работы является изучение организации  контроля в системе государственного управления.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  • изучить теоретические основы контроля в управлении;
  • ознакомиться с ролью контроля в системе управления;
  • рассмотреть подходы к осуществлению контроля;
  • изучить особенности контроля в системе государственного управления;
  • ознакомиться с видами контроля в системе государственного управления;
  • рассмотреть особенности государственного финансового  контроля;
  • рассмотреть особенности административного контроля в органах государственного управления;
  • изучить специфику служебного контроля в государственном управлении;
  • сделать анализ развития системы государственного контроля в России.
  • предложить направления развития контроля в системе государственного управления.

Объектом исследования курсовой работы является система государственного управления.

Предмет исследования - организация  контроля в системе государственного управления.

При написании работы, в  качестве теоретической базы были использованы труды российских авторов, таких  как Радченко А.И., Сенчагов В.К., Кочерин  Е.А., нормативные документы, учебные  пособия и экономические периодические  издания. Также в ходе работы были задействованы материалы с официальных  сайтов Счетной палаты Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Роль контроля в системе управления

Слово «контроль» происходит от французского «controle», что в буквальном переводе означает вторичная запись с целью проверки первой.

По мнению психологов, контрольная  составляющая присуща любому человеческому  действию, в котором всегда есть ориентировочная, исполнительная и  контрольная часть. Очевидно, что  контроль составляет необходимую и  существенную часть управления. В  связи с этим выделяется управленческий контроль - одна из необходимых функций  управления, без которой не могут  быть реализованы в полной мере все  другие его функции: планирование, организация, регулирование и т.д. Контроль, является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Контролировать - вовсе не значит только вскрывать  недостатки: необходимо анализировать  любые отклонения - как в сторону  ухудшения, так и в сторону  улучшения показателей, надо выявлять и положительный опыт, с тем, чтобы  своевременно поддерживать новое, прогрессивное, создать возможности для его  широкого распространения. Сила контроля состоит именно в том, что он помогает аккумулировать передовой опыт, находит  наиболее эффективные методы и пути улучшения деятельности социальных систем.

Контроль - это скорее способ взаимного согласования действий, чем  инструмент директивного воздействия  на подчиненных. Джеффри Викерса  говорил, что "Контроль не означает власти А над В. В самом деле, там, где в этом нуждались, контроль неэффективен. Чем лучше работает организация, тем меньше требуется такого вторжения власти. В идеале контроль опосредуется не властью, а информацией, и эта информация поднимается, опускается и уходит в сторону внутри хорошо работающей организации, и эффект ее зависит от уместности, а не источника. Обязанности структурированы, но контроль взаимен"[17].

Цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для  возможности принятия эффективных  решений. В общем процессе управления контроль выступает, как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, а также норм и нормативов. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование системы и достижение ею намеченных целей.

Очевидно, что с изменением условий хозяйствования контроль приобретает  характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и  обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, мотивация, контроль и учет). При этом особенность  контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его  взаимосвязи и взаимодействия с  контролем. Любая управленческая функция  обязательно интегрирована с  контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является: неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления.

Итак, организационные формы и методы контроля задаются структурой и процессом системы управления, а его возможности определяются, прежде всего, тем, насколько четко определены полномочия и ответственность подразделений и работников аппарата управления. Поэтому контроль наиболее успешен тогда, когда он адекватен природе и требованиям, уровню организации и характеру деятельности контролируемого объекта.

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1.2 Особенности контроля и его подходы

Любое государство создает  эффективную систему государственного регулирования и контроля и проводит мероприятия, направленные на совершенствование  контрольных механизмов. Государственный  контроль и федеральное принуждение  на законной основе - обязательный элемент  любой жизнеспособной федерации. Осуществление  государством контрольной функции  как одного из средств обеспечения  законности и поддержания дисциплины гарантирует стабильность и прогресс общества [8].

Менеджмент в государственной  службе имеет много общего с менеджментом в коммерческой фирме. Но в то же время менеджмент в государственной  службе представляет собой один из видов специального менеджмента, который  изучает особенные черты, специфику  проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие менеджмент в государственной службе от менеджмента в других сферах [15].

Особенности менеджмента  в государственной службе проявляются, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции менеджмента  в государственной службе обладает соответствующей спецификой:

  • планирование и прогноз (исходя из целей, устанавливаемых вышестоящими органами);
  • организация (особый административно - бюрократический стиль управления);
  • мотивация (престиж, выполнение важной работы, стабильность и пр.);
  • контроль и оценка (вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций).

        Особенности контроля исполнения управленческих решений четко проявляются в принципах и требованиях, предъявляемым к осуществлению контроля в органах государственного управления.

Контроль базируется на общих  и частных принципах контроля исполнения распорядительных документов органов государственного управления. Из каждого принципа вытекает определенное требование, которым следует руководствоваться  при осуществлении контроля в  органах государственного управления.

 К общим принципам контроля в органах государственного и муниципального управления относится:

  • массовость контроля.(обеспечение в необходимых случаях привлечения к контролю органов государственного и муниципального управления широких слоев населения);
  • повсеместность контроль (везде, производится повсюду во всех сферах деятельности);
  • всесторонность контроля (с освещением всех граней, обеспечивал возможность выявления резервов совершенствования управления подконтрольных объектов);
  • реальность контроля, (действительный, а не мнимый контроль, базирующийся на фактах);
  • объективность контроля (оценка результатов не терпящая субъективизма в отношении к объекту контроля и связанных с ним лиц);
  • результативность контроля (получения конкретного итога от действий по контролю органов управления, выраженного в определенных количественных и качественных показателях, характеризующих уровень достижения целей и задач контролируемого объекта, без которого контроль становится бессмысленным);

- гласность контроля (средства массовой информации о результатах контроля органов управления).

Общие принципы контроля органов  государственного и муниципального управления отражают социально-политическую сторону контроля.

К методам контроля в органах  государственного управления относятся:

  • анализ документов, характеризующих объект контроля: планы работы, отчеты об исполнении этих планов, принятые решения т.п.;
  • непосредственное изучение объекта контроля на месте, посредством бесед с должностными лицами и служащими;
  • заслушивание отчетов должностных лиц на заседаниях коллегии органа управления;
  • периодическая аттестация служащих на соответствие занимаемым должностям.

В органах государственного управления осуществляется предварительный, текущий и заключительный контроль.

Предварительный контроль используется в трех ключевых областях:

- к человеческим ресурсам;

- материальным ресурсам;

- финансовым ресурсам.

Предварительный контроль исполнения осуществляется в период подготовки постановлений и распоряжений и  последующей постановки утвержденных документов на контроль. К этой работе должны привлекаться все заинтересованные структурные подразделения, которые  в дальнейшем будут реализовывать  распорядительные документы на практике. Также необходима информация об исполнении подобных распоряжений в прошлом  и анализ существовавших отклонений с предложением путей их преодоления. Все это позволяет обеспечить актуальность принимаемых решений и уже на стадии подготовки предусмотреть неукоснительное их исполнение [17].

Информация о работе Надзор в государственном управлении