Муниципальный бюджет как финансовая база

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:18, реферат

Описание работы

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Местный бюджет представляет собой третье звено бюджетной системы РФ. Их часто объединяют с бюджетами субъектов РФ и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер. К местным бюджетам относятся все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты посёлков, районов, городов. Исключением являются города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

                        Глава 1. ''Муниципальный бюджет как  финансовая база

                                         местных органов власти

      1. Экономическая сущность, назначение и сущность

муниципальных бюджетов

 

     Каждое муниципальное  образование имеет собственный бюджет.

     Бюджет муниципального  образования (местный бюджет) – форма  образования и расходования денежных  средств в расчёте на финансовый  год, предназначенных для исполнения  расходных обязательств соответствующего  муниципального образования.

     Местный бюджет представляет собой третье звено бюджетной системы РФ. Их часто объединяют с бюджетами субъектов РФ и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком служит конечный характер. К местным бюджетам относятся все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты посёлков, районов, городов. Исключением являются города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.

     Местные бюджеты играют  второстепенную роль. Они обеспечивают  финансовыми ресурсами:

-    местное самоуправление;

  • реализацию местных социально-экономических задач;
  • выполнение делегированных от вышестоящих органов власти функций в

области социально-культурных и политических мероприятий.

     В  последнее  время местные бюджеты всё  больше вовлекаются в развитие социально-экономической жизни соответствующих административно-территориальных образований.

     Местный  бюджет – один из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов производства. Через них общественные фонды  потребления, распределения между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируются и развиваются отрасли производственной сферы, в первую очередь местная и пищевая промышленность, коммунального хозяйства, объём продукции или услуги, которые также являются важным компонентом, обеспеченья жизнедеятельности населения.

     Местное  самоуправление – обязательный  компонент демократического государственного  строя. Оно осуществляется самим  населением через свободно избранные  им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы власти, они наделяются определёнными имущественными и финансово-бюджетными правами.

     Финансовой  базой местных органов власти  являются их бюджеты. Бюджетные  и имущественные права, предоставляются этим органам, делают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

     Экономическая  сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

  1. формирование денежных доходов, являющихся финансовым обеспеченьем деятельности местных органов власти;
  2. распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  3. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.      

    По своему материальному содержанию местный бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления на территории муниципального образования, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между органом местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».

  Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных, экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств и развитие социальной инфраструктуры общества.

     Осуществление  государством социальной политики  требует больших материальных  и финансовых ресурсов.

     В основе  распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями  бюджетной системы заложены принципы  самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счёт собственных регулирующих источников доходов.

   В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» № 126-ФЗ от 25.09.1997 года к собственным доходам местного бюджета относятся:

– местные налоги и сборы;

– другие собственные доходы местных бюджетов;

– доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

     Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

     К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.

     В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

– земельный налог;

– налог на имущество физических лиц;

– налог на имущество, переходящее в порядке наследования или  дарения;

– местные лицензионные и регистрационные сборы;

– целевые сборы с граждан и предприятий;

– налог на рекламу;

– прочие местные налоги и сборы.

    Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов, Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

     Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступающих из источников вышестоящих бюджетов.

   В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

– от налога на доходы физических лиц;

– от налога на прибыль (доход) организаций;

– от налога на имущество предприятий;

– от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

– от единого налога на вмененный доход для определенных видов

 деятельности;

– от налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых;

– от платежей за пользование природными ресурсами;

– от прочих налогов, пошлин и сборов.

    Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

     По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов.

    Неналоговые доходы включают:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности или от деятельности государственных муниципальных организаций;

– доходы от продажи нематериальных активов;

– административные платежи и сборы;

– административные штрафы и иные санкции, зачисляемые в местные

бюджеты;

– прочие неналоговые доходы.

     По объёму  и экономическому значению ведущее  положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих доходов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящие бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

     В местный  бюджет поступают ассигнования  на финансирование отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления  федеральных законов и законов  субъектов РФ, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводимых к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие налоговые доходы, поступающие в местный бюджет в порядке и по нормам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

   По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов.       Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц.

    В то же время используемый метод регулирования местных бюджетов имеет недостатки. Основной из них – наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов, что выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава.

    Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.

    Как показывает практика, местных налогов недостаточно для формирования стабильной доходной базы местных бюджетов.

    В целях обеспечения самостоятельности местных бюджетов, сокращения встречных бюджетных потоков, стимулирования органов местного самоуправления к развитию местной налоговой базы требуется отнесение части «крупных» налогов к местному уровню. Вся проблема в том, как закрепить налог на конкретном уровне бюджетной системы, не затрагивая при этом другие уровни.

    Таким образом, главным направлением использования средств бюджета муниципального образования являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, на образование и на жилищно-коммунальное хозяйство.

   Расходная часть местных бюджетов наиболее отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населённых мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

     Существуют  следующие статьи расходов местных  бюджетов:

  1. капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающие инвестиционную и инновационную деятельность, средства на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы при осуществлении которых создаётся или увеличивается имущество, находящееся в муниципальной собственности;
  2. текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее финансирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование;
  3. формы расходов бюджетов:

            - ассигнования на содержание  бюджетных учреждений;

-средства на оплату  товаров, работ и услуг, выполненных       физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам

            - трансферты населению

-ассигнования на осуществление  отдельных финансовых полномочий, передаваемые на другие уровни  власти;

- прочие расходы

4) расходы бюджетных учреждений  на:

            - оплату труда в соответствии  с заключённым правовыми договорами      и правовыми актами;

            - перечисление страховых взносов  в государственные внебюджетные  фонды;

             - командировочные и иные компенсационные  выплаты;

             - оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утверждёнными сметами

5) государственный или муниципальный  контракт и государственный или  муниципальный заказ;

6) реестры закупок;

Информация о работе Муниципальный бюджет как финансовая база