Муниципальные системы зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Начиная изучение темы реферата, прежде всего, хотелось бы отметить ее актуальность в теоретическом и практическом аспектах. Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

Содержание работы

1. Введение
2. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления
3. Системы местного самоуправления
4. Порядок формирования органов местного самоуправления
5. Порядок формирования органов местного самоуправления
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

муниц реф.docx

— 40.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Астраханский  филиал

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Саратовская  государственная юридическая академия»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Учебная дисциплина – Муниципальное право

Муниципальные системы  зарубежных стран

Реферат

 

 

                                                                                                                Выполнила:

студентка 2 курса 24 группы

очного отделения Астраханского  филиала

ФГБОУ ВПО «СГЮА»

Корниенко Анастасия Михайловна

                                       Научный руководитель:

ст. преподаватель

Османова Ш.М.

Астрахань 2012 г.


 

                                  Оглавление:

1. Введение

2. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления

3. Системы местного самоуправления

4. Порядок формирования органов местного самоуправления

5. Порядок формирования  органов местного самоуправления

6. Заключение

7. Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Введение

     Начиная изучение темы реферата, прежде всего, хотелось бы отметить ее актуальность в теоретическом и практическом аспектах. Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр. Вопросы, связанные с муниципальными системами зарубежных стран поднимались многими учеными.

Итак, определив  актуальность темы, необходимо выяснить, какова сущность муниципальных систем зарубежных стран, системы местного самоуправления, определить порядок  формирования органов местного самоуправления и т.д. Исходя из этого, определим  задачи, которые нужно выполнить  в ходе данной работы:

    1. Дать общую характеристику местного самоуправления муниципальных систем зарубежных стран.
    2. Определить принципы местного самоуправления.
    3. Выявить порядок формирования органов местного самоуправления.
    4. Обозначить компетенцию органов местного самоуправления.

       Изучение данной темы  имеет огромное научно-теоретическое и практическое значение. Это объясняется тем, что изучая органы местного самоуправления определенного государства, можно определить его политическое устройство в целом. Т.к. сила и влияние органов местного самоуправления в различных странах отражает степень демократизма существующего политического режима. Значение органов местного самоуправления определяется еще и тем, что в повседневной жизни граждане сталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку они оказывают решающее влияние на создание в соответствующей территориальной единице условий для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономической и политической деятельности определяется центральными органами государственной власти и управления. Большое значение имеет и то обстоятельство, что органы местного самоуправления связаны организационным единством, имеют полномочия обладать и распоряжаться определенной собственностью, заключать сделки, распоряжаться местным бюджетом и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Общая характеристика  и основные принципы местного       самоуправления

В большинстве современных  государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. «Местное или муниципальное самоуправление – это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны». Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года и являющаяся важной правовой основой самоуправления для всех европейских стран, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения»1.

Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие  в управлении общественными делами является составной частью демократических  принципов построения большинства  современных государств.

Кроме того, принцип  местного самоуправления исходит из того, что участие граждан в  управлении общественными делами самым  непосредственным образом может  быть реализовано именно на местном  уровне. При этом совершенно очевидно, что существование местных сообществ, облеченных реальными полномочиями, делает возможным обеспечить такое  управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.

В настоящее время  наиболее существенными признаками системы местного самоуправления в  зарубежных странах является их универсальная  выборность и значительная самостоятельность  в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных правовых актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.

Коммунальное самоуправление, например, в Германии, характеризуется  следующими принципами, характерными и для многих других развитых демократических  государств: самостоятельным независимым  от других органов осуществлением местных  коммунальных функций, собственной  ответственностью в решении местных  общественных задач, при этом субъекты самоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе. Органы местного самоуправления наделены правом выборов органов самоуправления; правом принимать собственные нормативные  акты; финансовой автономией; независимостью в проведении кадровой политики; независимостью в области коммунального планирования; осуществлением государственного надзора  и контроля за деятельностью коммуны. Такие принципы отражают наиболее характерные  особенности системы местного самоуправления и в других европейских странах. Вместе с тем, европейская система  местного самоуправления оказала серьезное  влияние и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправления в других регионах.

Сложившееся, например, в Латинской Америке законодательство о местном управлении было обусловлено  рядом факторов, в том числе  влиянием испанского колониального  законодательства. История возникновения  здесь органов местного самоуправления берет начало именно в этот период. Органам власти на местах предоставлялись, с одной стороны, довольно широкие  полномочия, а с другой – они находились под жестким контролем со стороны центральных властей. Первые подобные учреждения возникли в Мексике еще в 1519 году, и их деятельность регулировалась специальными ордонансами, принятыми испанским парламентом – Кортесами. Городским муниципалитетам предоставлялось имущество в собственность, право решения местных вопросов, сборов налогов и издания нормативных правовых актов. Однако руководители муниципальных органов  – главные алькальды (мэры) или коррехидоры (советники) – считались служащими центральных властей. Так, впервые в Латинской Америке была введена система административной автономии, т.е. значительной самостоятельности местных учреждений в рамках закона, но под жестким контролем со стороны центральных властей через их представителей на местах. Этот принцип, ставший основополагающим в законодательстве о местном самоуправлении, до настоящего времени применяется в Латинской Америке.

Так, статья 29 Конституции Венесуэлы 1961 г. прямо закрепляет автономию муниципалитетов как право выбирать органы своей власти, осуществлять свободную деятельность в пределах своей компетенции, создавать собственные источники доходов и собирать денежные поступления.

Органы местного самоуправления опираются обычно на разветвленный чиновничий аппарат, от которого прямо зависит эффективность  работы этих органов. Органы местного самоуправления непосредственно осуществляют управленческие функции на местах, одновременно выступая в качестве юридически самостоятельного элемента механизма  власти. В настоящее время органы местного самоуправления и их исполнительный аппарат представляют собой один из крупнейших по численности элементов  управленческой системы.

Юридическая и фактическая  самостоятельность органов местного самоуправления в ряде современных  государств носит особенный специфический  характер. Их самостоятельность иная, чем самостоятельность автономных образований, так как органы местного самоуправления не обладают законодательными полномочиями, поскольку они могут  действовать только на основе и в  рамках законодательных актов, изданных центральными законодательными органами всей страны или субъекта федерации, если это федеративное государство.

На практике принцип  местного самоуправления означает передачу тех или иных административных полномочий, имеющих чисто местное значение, в ведение органов, избираемых непосредственно  населением данной территориальной  единицы. В демократических государствах относительно роли органов местного самоуправления действует доктрина «муниципальная власть – вне политики». Смысл концепции «муниципалисты – вне политики» преследует цель более четко разделить компетенцию региональных и центральных органов, не допустить вмешательства региональных органов в решение общегосударственных вопросов.2

 

                  3. Системы местного самоуправления

В настоящее время  в научной литературе наиболее часто  встречается классификация известных  в мировой практике моделей организации  власти на местах, в основе которой  лежат отношения между органами местного самоуправления (управления) и органами центральной власти. В  соответствии с данным подходом можно  выделить четыре базовые модели местного самоуправления: англосаксонскую, континентальную, смешанную и советскую.

Англосаксонская (классическая) модель получила распространение преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др.

Основными чертами  этой модели являются: а) формальная автономия  и самостоятельность местного самоуправления; б) отсутствие на местах уполномоченных центрального правительства, опекающих  органы местного самоуправления.

Отношения между  центральной властью и местным  самоуправлением в странах, ориентированных  на данную модель, определяются принципом  “действовать в пределах предоставленных  полномочий”, т.е. органы местного самоуправления могут совершать лишь те действия, которые прямо предписаны законом. Все иные действия считаются совершенными с превышением полномочий и могут  быть признаны судом неправомерными.

В Великобритании –  родине классических муниципальных  форм – бесспорным считается факт, что компетенция органов местного самоуправления производна от парламента и что они являются креатурами (ставленниками, послушными исполнителями  воли) парламента.

В США при определении  конституционного статуса органов  местного самоуправления учитываются  особенности американской правовой доктрины. В качестве исходного положения  в данном случае применяется формула "муниципалитеты – креатуры штатов". Вместе с тем принцип самоуправления, закрепленный в конституциях большинства  американских штатов, подразумевает  право муниципальных органов  решать вопросы местного значения в  рамках предоставленных им полномочий самостоятельно, без вмешательства  штата.

Данная модель не предусматривает наличия на местах каких-либо чиновников, назначаемых  из центра для контроля за органами самоуправления. Местные советы в  пределах закона, обычая (сложившейся  практики), судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции центральных органов. Контроль за органами местного самоуправления является, в основном, косвенным: через финансирование их деятельности; посредством проводимых отраслевыми министерствами инспекционных проверок; путем принятия адаптивных законов (парламент принимает типовые законы, а местные органы вводят их в действие на своей территории с изменениями, обусловленными местными особенностями); в форме судебного контроля.

Рассматривая англосаксонскую  модель местного самоуправления, необходимо учитывать, что в своем классическом виде она встречается сейчас крайне редко.

Заметно отличается от англосаксонской модели континентальная модель организации власти на местах, которая получила распространение не только в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия), но и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.

Отличительные признаки этой модели следующие: а) сочетание  местного самоуправления и государственного управления на местах, выборности и  назначаемости; б) определенная иерархия системы местного самоуправления, подчиненность  нижестоящих звеньев вышестоящим; в) наличие на местном уровне специального представителя центральной власти, полномочного осуществлять государственный  контроль за деятельностью органов  местного самоуправления.

Информация о работе Муниципальные системы зарубежных стран