Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — выявить особенности организации муниципального управления в сельской местности. Рассматриваются особенности социально-демографической ситуации на селе, историческое прошлое и современное состояние местного самоуправления в сельской местности, особенности муниципального регулирования экономики, управления вопросами планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений, реализации социальной политики на селе.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Сельская местность как объект муниципального управления........................4
1.1 Цели и задачи муниципального управления в сельской местности.............4
1.2 Система самоуправления в сельской местности............................................8
1.3 Сельское самоуправление в современной России..........................................9
1.4 Перспективы развития самоуправления в сельской местности..................11
2. Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..............14
2.1 Экономическая ситуация в аграрном секторе...............................................14
2.2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса..............16
2.3 Роль сельских органов местного самоуправления в реализации аграрной политики.................................................................................................................17
2.4 Задачи сельской экономики по реализации Федерального закона 2003 г..18
3. Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений..............................................................21
3.1 Современная ситуация в системах жизнеобеспечения сельских поселений...............................................................................................................21
3.2 Государственная поддержка жилищного строительства в сельской местности...............................................................................................................25
3.3 Задачи органов местного самоуправления в сельской местности в сфере жизнеобеспечения поселений, вытекающие из Федерального закона 2003 г..27
3.4 Муниципальная социальная политика в сельской местности.....................27
3.5 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности...............................................................................................................29Заключение.............................................................................................................32
Используемая литература.....................................................................................34

Файлы: 1 файл

OSOBENNOSTI_MUNITsIPAL_NOGO_UPRAVLENIYa_V_SEL_SK.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение...................................................................................................................3

1. Сельская местность как объект  муниципального управления........................4

1.1 Цели и задачи муниципального  управления в сельской местности.............4

1.2 Система самоуправления в  сельской местности............................................8

1.3 Сельское самоуправление в  современной России..........................................9

1.4 Перспективы развития самоуправления в сельской местности..................11

2. Муниципальное регулирование  экономики в сельской местности..............14

2.1 Экономическая ситуация в  аграрном секторе...............................................14

2.2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса..............16

2.3 Роль сельских органов местного  самоуправления в реализации  аграрной политики.................................................................................................................17

2.4 Задачи сельской экономики по реализации Федерального закона 2003 г..18

3. Муниципальное регулирование  планировки, застройки и жизнеобеспечения  сельских поселений..............................................................21

3.1 Современная ситуация в системах  жизнеобеспечения сельских поселений...............................................................................................................21

3.2 Государственная поддержка жилищного  строительства в сельской местности...............................................................................................................25

3.3 Задачи органов местного самоуправления  в сельской местности в сфере  жизнеобеспечения поселений, вытекающие  из Федерального закона 2003 г..27

3.4 Муниципальная социальная политика в сельской местности.....................27

3.5 Цели и задачи муниципальной  социальной политики в сельской  местности...............................................................................................................29Заключение.............................................................................................................32

Используемая литература.....................................................................................34

 

 

Введение

 

Цель данной работы — выявить особенности организации муниципального управления в сельской местности. Рассматриваются особенности социально-демографической ситуации на селе, историческое прошлое и современное состояние местного самоуправления в сельской местности, особенности муниципального регулирования экономики, управления вопросами планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений, реализации социальной политики на селе.

В результате изучения данной работы читатель должен овладеть методами и технологиями муниципального управления применительно к сельской местности.

 

Глава 1. Сельская местность как объект муниципального управления

1.1 Цели и задачи муниципального управления в сельской местности

 

Общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельской местности в условиях перехода к рыночным отношениям аналогичны городским и направлены на повышение качества жизни сельского населения. В то же время, как отмечалось в главе 2, сельские поселения существенно отличаются от городских.

Эти различия существенно влияют на систему муниципального управления в сельской местности.

Сельское самоуправление занимает особое место в общей системе местного самоуправления. Сельское поселение, как и городское, представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая функционирует и развивается  в рамках государственной и региональной стратегий социально-экономического развития, государственной и региональной политики, изменяющегося законодательства. Основные задачи муниципального управления в сельской местности показаны на рис. 10.1.2.

Социально-демографическая ситуация в сельской местности всегда отличалась своими особенностями. В свое время в Программе КПСС была поставлена задача ликвидации существенных различий между городом и селом, но решить ее по понятным причинам не удалось. В настоящее время изменение социально-демографической ситуации в сельской местности характеризуется рядом негативных тенденций.

В России около 142 тыс. сельских поселений с численностью жителей каждого от менее 10 чел. (таких около 34 тыс.) до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2002 г., проживает 38,7 млн чел. Кроме того, имеется более 3 тыс. населенных пунктов без населения. Расположены они крайне неравномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территорий внутри одного субъекта РФ.  Сельские поселения образуются, как правило, в непосредственной близости от сферы трудовой деятельности работников сельского хозяйства — продуктивных земельных угодий и источников питьевой воды, необходимой для жизнеобеспечения и ведения хозяйственной деятельности. Существенное влияние на образование и развитие сельских населенных пунктов оказывает комплекс природно-климатических условий, наиболее благоприятных в южной части европейской территории страны.

Уникальным явлением не только в России, но и во всем мире является казачество.

Наряду с гласной выборностью на посты умных, смелых и ничем не опороченных людей существовали обычай подчинения старшим и строгий спрос за поведение.

Практически сельская община руководила всей жизнью крестьян, выступала перед государственными органами защитницей их интересов. Она являлась не только самоуправляемой организацией, но и административно-политическим институтом, при помощи которого государство взимало с крестьян налоги, повинности, набирало рекрутов и т. д.

Община, с одной стороны, была демократической организацией, сложившейся для удовлетворения коллективных потребностей сельских жителей, а с другой — официальной местной структурой, которую центральная власть использовала в своих целях. Конечно, цели государства и крестьян совпадали далеко не всегда, что характерно и для современного периода.

Анализ функционирования дореволюционной сельской общины обнаруживает следующие главные принципы, которыми она руководствовалась в своей деятельности и элементы которых можно было бы внедрять в сельское самоуправление сегодня:

• «коллективный демократизм» — соблюдение интересов всей общины, взаимная ответственность;

• допущение инициативы со стороны отдельных членов общины в рамках традиций и обычаев;

• право всех членов общины на собственность и труд, равенство прав и обязанностей крестьян, обеспечение всех участников сельской общины средствами к жизни и поддержание платежеспособности каждой крестьянской семьи;

• право на участие в общественных делах (сходы, выборные должности, крестьянский суд);

• право отдельных семей на помощь общины в кризисных ситуациях;

• невмешательство общины во внутрисемейные и личные дела своих членов до тех пор, пока они совершаются в пределах обычаев, традиций и не нарушают интересов общины в целом.

Эти принципы были неписаными законами общинной жизни. Альтернативу общине находила лишь немногочисленная часть крестьянства, занятая предпринимательством или продажей своей рабочей силы в городах.

Долговечность и прочность российской общины объясняется тем, что она была рациональной социальной, хозяйственной и правовой организацией. Недостатки правового регулирования деятельности общины компенсировали и уравновешивали ее положительные, с точки зрения большинства крестьян, стороны преобладание неформальных человеческих отношений между людьми, объединение и защита сельских жителей, сдерживание всех видов неравенства, обеспечение необходимыми средствами к жизни, стремление к самоуправлению.

 

Определяющим обстоятельством в развитии сельских населенных пунктов является конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции. От успеха экономической деятельности основных отраслей сельского хозяйства зависят все другие стороны сельской жизни, В крупных сельских поселениях развиваются отрасли агропромышленного комплекса. Их предприятия по своей роли могут быть отнесены к разряду градообразующих, т. е. решающим образом определяющих жизненную способность крупных сельских населенных пунктов.

В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли в 1990-е гг. инженерная инфраструктура и социальная сфера на селе находятся в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни. Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние 8 лет увеличилась в 9,3 раза (с 30 до 278 тыс. чел.). Коэффициент смертности на селе в расчете на 1 тыс. чел. составляет 17 промилле, что на 16 % выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни снизилась до 64,2 года против 65,7 года в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.

Продолжается тенденция снижения кадрового потенциала сельского хозяйства.

Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2000 г. уменьшилась на 285 тыс. чел. (5,9 %) и на начало 2001 г. составила 4,6 млн чел. Существенно ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. По сравнению с 1998 г. удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61 до 56 %. В структуре сельского населения быстро увеличивается доля пожилых людей.

Распространение алкоголизма как социального стандарта образа сельской жизни пагубно отражается на качественных характеристиках человеческого потенциала. Многие сельские жители деквалифицируются как работники и сокращают свое участие в производстве сельскохозяйственной продукции. По этой причине на 4-5 % в год снижается численность количества коров в личных подсобных хозяйствах.

Для преодоления кризисной ситуации необходим комплекс мероприятий системного характера. Важно формирование нового образа жизни российского села в рамках принципиально новых представлений, понятий, системы оценок, перспективных моделей и особых традиций, обеспечение устойчивого социально-экономического развития и эффективного функционирования агропромышленного производства, активизация человеческого потенциала. Значительная роль в решении этих задач принадлежит организации муниципального управления в сельской местности.

 

1.2 Система самоуправления в сельской местности

 

Сельское самоуправление относится к числу исторических и культурных традиций российского общества. Неотъемлемыми атрибутами общинного (земского)

самоуправления были демократические собрания, «сходы» (волостные, сельские и селянские), которые проводились под руководством выборного сельского старосты. Значительным влиянием пользовались «советы старейшин» — лиц с большим жизненным опытом и репутацией. В зависимости от практических задач самоуправления могли формироваться другие выборные органы (комиссии).

Для решения практических организационных и хозяйственных задач сельского самоуправления создавались артели — добровольные товарищества работников, построенные на принципах взаимопомощи и взаимовыручки.

 

 

1.3 Сельское самоуправление в современной России

 

Сельское самоуправление в различных субъектах РФ осуществляется в рамках одной из трех моделей (территориальной, поселенческой или двухуровневой). В соответствии с этими моделями с позиций организации местного самоуправления существуют следующие типы сельских территорий.

• сельские административные районы, являющиеся муниципальными образованиями;

• сельские административные районы, входящие в состав объединенного муниципального образования «город-район»;

• сельские административные районы, в которых функционируют территориальные органы государственной власти субъекта РФ;

• сельские округа (волости, сельсоветы и т. п.) или отдельные крупные сельские населенные пункты, входящие в состав административных районов и являющиеся муниципальными образованиями. Статус этих территорий мало зависит от того, какой тип власти (местное самоуправление или государственная власть) существует на уровне района. Многие такие муниципальные образования существуют формально, не имеют объектов муниципальной собственности, местных бюджетов и финансируются по сметам расходов;

• сельские округа (волости, сельсоветы и т. п.), не являющиеся муниципальными образованиями. Как правило, на таких территориях действуют администрации, являющиеся территориальными органами районных администраций; главы этих администраций назначаются главой администрации района. Финансирование деятельности территориальных администраций осуществляется по сметам расходов;

• сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, входящие в состав сельских округов (волостей, сельсоветов) и не имеющие органов административного управления. Среди них необходимо особо выделить малочисленные (менее 100 жителей) населенные пункты и населенные пункты, находящиеся в удаленных или труднодоступных местностях. В таких сельских населенных пунктах обычно избираются старосты и могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

Информация о работе Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений