Муниципальное право - как научная дисциплина. Муниципально-правовые нормы, институты, отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:43, контрольная работа

Описание работы

Российское муниципальное право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия; правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления; организацию и формы осуществления местного самоуправления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления, гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ,
ИНСТИТУТЫ, ОТНОШЕНИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

муниципальное право.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

2

ВВЕДЕНИЕ

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  2. МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ,

         ИНСТИТУТЫ, ОТНОШЕНИЯ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

 

   Российское муниципальное  право – это комплексная отрасль  российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия; правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления; организацию и формы осуществления местного самоуправления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления, гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

   Особенности предмета  правового регулирования связаны с комплексным характером муниципального права, которое не относится к основным отраслям российского права, а вторично, производство от других отраслей. Его комплексный характер проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируются нормами других отраслей права, а именно: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.

   Муниципальное  право регулирует общественные  отношения, возникающие на местном  уровне, различными способами и  приёмами, которые в своей совокупности  принято называть методами правового  регулирования. В их числе – предписания, дозволения, запреты.

   Муниципальное право занимает особое положение в системе современного российского права это связано с тем, что оно определяется как комплексная роль права. При этом следует иметь в виду, что многие нормы и институты муниципального права имеют самостоятельное значение, собственную законодательную базу и поэтому не связаны на прямую с нормами других отраслей права. Речь идёт о таких институтах и подинститутах муниципального права, как местное самоуправление – важнейшая форма народовластия, территориальная основа местного самоуправления, формы осуществления местного самоуправления, гарантии его осуществления. Хотя бесспорно, что истоки этих норм, как и норм многих других отраслей, находятся в отрасли российского конституционного права.   поэтому можно сделать вывод, что значительная часть муниципально-правовых институтов складывается из собственных правовых норм, не относящихся к другим отраслям права. При этом большое число таких норм содержится в законодательстве субъектов Российской Федерации, удельный вес которого в российском муниципальном праве становиться

4

 

преобладающим по сравнению  с нормами, содержащимися в федеральном  законодательстве. И в этом смысле муниципальное право по мере дальнейшего  развития федеральной и региональной законодательной базы местного самоуправления всё больше будет приобретать черты самостоятельной основной отрасли российского права. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК НАУЧНАЯ  ДИСЦИПЛИНА

 

  Муниципальное право как научная дисциплина, так же как и одноимённая отрасль, ныне находится в процессе своего становления. Наука муниципального права выступает составной частью юридической науки и имеет своим содержанием изучение отрасли муниципального права, т.е. муниципально-правовых норм, институтов, отношений.

   Таким образом  под наукой муниципального права  следует понимать систему научных  идей, концепций, знаний об общественных  отношениях, возникающих на местном  уровне в связи с организацией  и функционированием местного самоуправления. Эта наука использует различные методы научного познания: исторический, системный, сравнительный, статистический, социологический и другие.

   Источниками науки  муниципального права служат  труды отечественных и зарубежных  учёных, законы и другие нормативные правовые акты, практика реализации муниципально-правовых норм в деятельности органов местного самоуправления. Важным источникам этой науки является опыт становления и развития земского и городского самоуправления, накопленный в дореволюционной России, а также наука советского строительства, основным содержанием которой было изучение организации и деятельности местных советских органов государственной власти.

   Наука муниципального  права тесно связана с теорией  государства и права, конституционным, административным, финансовым, жилищным, земельным и другими научными дисциплинами юридической науки, поскольку предметом их изучения являются различные аспекты местного самоуправления, а также другими общественными науками, которые своими способами и методами изучают местную сферу общественной жизни.

   Особое положение  муниципального права в системе  права России связано с тем,  что оно определяется как комплексная  роль права. При этом следует  иметь в виду, что многие нормы  и институты муниципального права имеют самостоятельное значение, собственную законодательную базу и поэтому не связаны на прямую с нормами других отраслей права. Речь идёт о таких институтах и подинститутах муниципального права, как местное самоуправление – важнейшая форма народовластия, территориальная основа местного самоуправления, формы осуществления местного самоуправления, гарантии его осуществления. Хотя бесспорно, что истоки этих норм, как и норм многих других отраслей, находятся в отрасли российского конституционного права.

6

 

   поэтому можно сделать  вывод, что значительная часть  муниципально-правовых институтов  складывается из собственных  правовых норм, не относящихся  к другим отраслям права. При  этом большое число таких норм  содержится в законодательстве  субъектов Российской Федерации, удельный вес которого в российском муниципальном праве становиться преобладающим по сравнению с нормами, содержащимися в федеральном законодательстве. Ввиду значительного удельного веса правового регулирования многих вопросов организации и функционирования местного самоуправления в законах и других нормативно правовых актах субъектов Российской Федерации, можно говорить о наличии не только российского федерального муниципального права, но и о региональном муниципальном праве, т. е. о муниципальном праве соответствующих республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. И в этом смысле муниципальное право по мере дальнейшего развития федеральной и региональной законодательной базы местного самоуправления всё больше будет приобретать черты самостоятельной основной отрасли российского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ,

ИНСТИТУТЫ, ОТНОШЕНИЯ.

 

   Муниципально-правовые  нормы – это нормы права,  которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, т. е.  в процессе организации и функционирования местного самоуправления. наряду с общими чертами, присущими всем правовым нормам, муниципально-правовые нормы имеют свои особенности.

   Во-первых, они складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами в результате их правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях, а с другой – из общеобязательных правил поведения, установленных самими органами местного самоуправления, которые не входят в систему государственных органов, в результате их нормотворческой деятельности на местном уровне.

   Во-вторых, специфика муниципально-правовых  норм заключается в том, что  многие из них относятся одновременно к двум отраслям права – комплексной отрасли муниципального права и основной отрасли – конституционному, административному, финансовому и т. д. праву.

   Для  более глубокого уяснения особенностей  муниципально-правовых норм их  принято классифицировать по различным основаниям (критериям).(1)

   По объекту правового регулирования, т. е. по тем общественным отношениям, которые регулируются этими нормами, они делятся на нормы, закрепляющие местное самоуправление как важнейшую форму народовластия; основы местного самоуправления; формы его организации и осуществления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления; гарантии местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

   По характеру содержащихся в них предписаний – на управомачивающие; обязывающие; запрещающие; отсылочные.

   По степени определённости содержащихся в них предписаний – на императивные и диспозитивные.

  По действию во времени и пространстве – на нормы, действующие постоянно, и нормы, действующие определённое

 

 


1). Кутафин  О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное  право Российской Федерации: учебник  . М., 1997. с.14-16

 

8

 

время; на нормы, действующие на всей территории Российской Феде-рации или на территории её субъектов, либо в пределах отдельного муниципального образования.

   По юридической силе – на нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, других нормативно правовых актах, и нормы уставов муниципальных образований, нормативных актов органов и должностных лиц местного самоуправления.

   Нормы муниципального права  подразделяются также; на нормы  общего регулирования и нормы  конкретного, подробного регулирования;  на материально-правовые и процессуальные.

   Совокупность близких по  объекту и характеру правового  регулирования норм образует муниципально-правовой институт. К числу институтов муниципального права относятся:

  • местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшая форма народовластия;
  • основы местного самоуправления, в рамках которого можно выделить подинституты – правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления;
  • формы местного самоуправления, в котором выделяются подинституты – формы прямого волеизъявления граждан, органы местного самоуправления, подразделяющиеся на представительные органы, глав муниципальных образований, другие органы и должностные лица, создаваемые в соответствии с уставом муниципального образования;
  • предметы ведения и полномочия местного самоуправления, которые подразделяются на собственные полномочия, т. е. вопросы местного значения, и на отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления;
  • гарантии местного самоуправления;
  • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

   Регулируемые муниципально-правовыми  нормами общественные отношения,  возникающие на местном уровне  в процессе организации и функционирования  местного самоуправления, образуют муниципально-правовые отношения.

  

 

 

 

9

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Обобщая информацию по освещённым в работе вопросам необходимо заметить, что в настоящее время ещё значительное количество муниципально-правовых норм проистекает из других отраслей. Особенно это характерно для такого института муниципального права, как предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Именно здесь наблюдается большое число норм административного, гражданского, финансового, земельного, жилищного и других отраслей права и законодательства, из которых в итоге и складывается названный институт, занимающий существенное место в системе муниципального права.

   Таким образом, комплексный  характер отрасли муниципального  права обусловлен, с одной стороны,  значительным количеством самостоятельных  муниципально-правовых норм, содержащихся в федеральном и региональном законодательстве, специально посвященному правовому регулированию вопросов организации и функционирования местного самоуправления, а с другой – всё ещё большим числом муниципально-правовых норм, являющихся вторичными, производными от норм, содержащихся в других отраслях права.

   Такова двойственная природа  муниципального права, которая  и обуславливает особенности  его места и роли в правовой  системе Российской Федерации.

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1). Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное  право Российской    Федерации:  учебник . М., 1997

2). Ковешников Е.М. Муниципальное  право. Учебник. М. 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ МВД РФ


 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ

 

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ,

ИНСТИТУТЫ, ОТНОШЕНИЯ.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил слушатель  ФЗО

102 группы

майор милиции

Григорьев Сергей Викторович

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2004 г.


Информация о работе Муниципальное право - как научная дисциплина. Муниципально-правовые нормы, институты, отношения