Моделирование социально-экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 00:55, реферат

Описание работы

Социально-экономические процессы — это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.
Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов — роста и упадка.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Национально-исследовательский университет

Московский энергетический институт

 

Институт менеджмента и экономики в энергетике и                    промышленности

 

 

Кафедра менеджмента и управления качеством

 

 

Дисциплина: Моделирование социально-экономических процессов

 

Тема: «Игровые социально-экономические модели»

 

 

         Выполнила студентка:

группы 22-12

Мурадян Л.А.

 

 

 

Москва

2014

 

Социально-экономические процессы — это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. 

Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов — роста и упадка. Достигая максимума, тенденция роста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

Игровые методы в социологии: область применения, сущность, виды и функции игр

Необходимо отметить, что история деловых игр начинается в 30-х годах, в России. В 1930 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте была организована «группа пуска новостроек». В результате исследований, проведенных этой группой, было установлено, что одной из важнейших причин неудач и задержек в запусках крупных заводов являлась нехватка опыта у руководящих кадров. Мария Мироновна Бирштейн предложила обучать руководителей на примере условных ситуаций, моделирующих реальные, еще до пуска объекта (подобные методы использовались ранее в военных играх).

Под руководством М.М. Бирштейн в Ленинградском инженерно-экономическом институте была разработана первая деловая игра, которая проводилась 23 июня 1932 года. Тема игры называлась «Развертывание производства сборочного цеха ново построенного завода пишущих машин в пусковом периоде» (сокращенно «Пуск цеха»). Эта игра продолжалась 2 дня, с участием 24 человек. Впоследствии автор первой деловой игры М. М. Бирштейн писала об их значении: «Аналогично тому, как проекты технических новшеств обязательно проходят испытания в лабораторных условиях до их запуска в производство, так и проекты новшеств организационного характера в социально-экономической сфере могут и должны до их внедрения испытываться методом деловых игр на качество и прочность, на пригодность их в данных конкретных условиях».

Здесь отмечено значение деловой игры не только для процесса обучения, но и для организационно-исследовательских целей - например, испытания новых методов управления и организации производства. В 1933-34 году было внедрено около 40 игр с различной тематикой, характером, назначением (для тренировки диспетчеров и проектирования диспетчерских служб; по отработке аварийных ситуаций в энергетике и других отраслях промышленности и т.п.). Но уже с 1938 года деловые игры были фактически запрещены и их возобновление происходит в послевоенное время, в ЛГУ, благодаря деятельности профессора И.М. Сыроежкина.

В середине 50-х годов за развитие деловых игр взялась Американская ассоциация менеджмента. Одна из наиболее актуальных для США того времени проблем - развитие крупной производственной компании - стала темой первой игры, получившей широкую известность. Она позволяла быстро и эффективно обучить менеджеров практическим навыкам управления предприятием. По данным некоторых исследователей, к 1980 г. в США насчитывалось около 100 деловых игр.

Одномерные классификации проводились по следующим критериям:

а) по моделируемому объекту - общие управленческие и функциональные (имитация производственной, финансовой деятельности);

б) по наличию взаимодействия - интерактивные и не интерактивные;

в) по конструктивным особенностям - простые и сложные;

г) по однозначности выигрыша - жесткие и нежесткие;

д) по наличию случайных событий - детерминированные и стохастичные.

Существует трехмерная классификация, в которой учтены основные параметры деловых игр. Первая ось представляет собой континуум от реальной производственной деятельности до учебного занятия (отсутствует распределение ролей, команды независимы). Вторая ось отражает степень наличия взаимодействия. Крайние ее проявления - луночная игра и совещание с кулуарами. Третья ось отражает характер отклика, (обратной связи). На ней могут быть варианты от бальной оценки до оценки системой показателей, присущих моделируемой системе.

В настоящее время широкой распространения получили два типа игр, соответствующие двум поколениям разработок в этой области: деловые (имитационные) игры (ДИ) и репрезентационные (открытого типа) игры (РИ). Деловой или имитационной называют игру, которая позволяет исследовать соц. систему путем эксперимента с моделью, воспроизводящей ее функционирование во времени. Такие игры имитируют организационно-хозяйственные взаимодействия органов управления в тех или иных хозяйственных ситуациях. В общем виде имитационные игры являются своеобразным устройством для воспроизведения процессов и согласования хозяйственных интересов. Приоритет в создании ДИ принадлежит России.

Деловые игры - это моделирование реальных ситуаций по определенным правилам, с помощью которого отрабатываются навыки принятия решений. Основным элементом игры является механизм имитации, т. е. моделирование ситуации, близкой к реальности. Математические методы (например, имитационное моделирование), позволяют заменить реальный процесс экспериментом с математической моделью. Создание имитационной модели, как правило, включает в себя ряд таких этапов, как формулировка проблемы, выявление наиболее существенных элементов системы и анализ их взаимодействия, формулировка математической модели системы, программирование имитационной модели, оценка ее пригодности. Деловые игры являются коллективным мероприятием: взаимодействуют нескольких игроков, принимающих решения и моделирующих конкретную ситуацию, а эксперт, направляющий игру, анализирует и оценивает их действия.

Выделяются четыре основных сферы, в которых активно используется метод деловых игр:

1. теория и практика принятия решений в управлении и производственно-хозяйственной деятельности;

2. для уточнения социальных проблем  и апробации вариантов проектных  решений;

3. анализ проблем, теоретических  положений и гипотез в научных  исследованиях;

4. в целях обучения: в образовательных программах, при повышении квалификации и переквалификации, для обучения специалистов новым способам деятельности, навыкам.

В прикладной социологии все эти сферы попадают в поле зрения исследователя. Поэтому можно рассматривать функции деловой игры и ее место в логике исследования с точки зрения основных функций, которые реализуются в ходе прикладного исследования:

- Информационно-диагностическая функция: здесь, уже на первых этапах  исследования, возможно, использовать  деловые игры, характерные для второй и третьей из вышеописанных сфер применения. Деловые игры помогают исследователю рассмотреть проблему совместно с заказчиком исследования или теми, кто непосредственно заинтересован и ответственен за ее разрешение, уточнить предмет исследования, проблему и проблемную ситуацию. На этапе сбора информации и диагностики проблем деловые игры, во многом, приближаются к методу моделирования. Так же как и в моделировании, исследователь стремится получить новую или дополнительную информацию об объекте, через рассмотрение его структуры, существенных свойств и отношений, присущих объекту.

- Планово-прогностическая функция: на этом этапе деловая игра  помогает уточнить возможные  варианты развития предмета исследования  в сложных, динамичных непрозрачных ситуациях и определить целевой комплекс, наметить дерево возможных решений.

Социоинженерная функция: в ходе деловых игр идет апробация методов практической деятельности, связанных с использованием знаний, полученных, как в ходе исследования, так и в теоретической социологии; адаптация этих методов и знаний для решения конкретных повседневных и перспективных задач.

- Контрольно-корригирующая функция: в ходе деловой игры исследователь имеет возможность оценить соотношение теоретических представлений с практикой, апробировать варианты решений в ситуациях, максимально приближенных к реальным и отобрать наиболее применимые и эффективны из них.

- Пропагандистская функция: в рамках  деловой игры исследователь может  показать заинтересованным лицам  преимущества тех или иных  вариантов решений, показать эффективность  новых методов работы, наглядно  продемонстрировать оптимальное  использование ресурсов, в разрешении проблемы и тем самым способствовать их привлечению.

Разработка деловой игры начинается с написания ее проспекта. В проспекте раскрывается концепция игры, через описание целей и задач, которые призвана решать данная игра, дается описание ее общего содержания, определяются какие ситуации и отношения предполагается моделировать в ходе игры, кто будет входить в состав ее участников. При работе над проспектом, помимо определения цели, задач и принципов построения игры, следует учитывать ряд дополнительных факторов, которые могут оказать значительное воздействие на проведение игры. Во-первых, важно определить место игры в логике исследования: функции игры, этап исследования на котором она проводится, связь с программой исследования и другими методами, которые использует исследователь, имеют большое значение для выбора типа игры и ее структуры. Во-вторых, важно учитывать особенности группы участников: уровень их знания и опыта по отношению к решаемой проблеме, возраст, социальный статус, цели, которые ставят участники для себя и их ожидания, предъявляемые к игре и ее результатам.

Специфика организации и проведения имитационных игр

Основная задача таких игр - исследование поведения социальной системы в условиях принятия решения путем строго запланированного эксперимента с ее моделью, воспроизводящей функционирование этой системы во времени. Имитационная игра призвана воспроизводить структуру взаимодействия субъектов управления в заданных ситуациях, содействовать процессам согласования хозяйственных и организационных интересов.

Организация имитационной игры связана с разработкой обширной технической документации, включающей в себя характеристику объекта имитации, материалы по рассматриваемой проблеме, пояснительную записку, техническое задание, сценарий игры, описание игровой обстановки, инструкции игрокам и руководителю игры, отчет о проведении игры, В ходе самой игры ее участникам предлагается в рамках своей роли принимать решения и действовать на их основе в заданной ситуации. Таким образом, участники могут увидеть и оценить последствия своих действий. При завершении игры проводятся анализ и обсуждение каждого игрового этапа, действий участников игры, оцениваются принятые решения с точки зрения разных уровней взаимодействия (отдельных участников, отделов организации, системы в целом). Сведения, полученные в ходе игры и ее анализе, обобщаются с целью выделить цепочки причинно-следственных связей, характерных для исследуемой ситуации.

Отличие между играми первого и второго поколения проявляются при сравнении ряда критериев, представляющих основные характеристики деловой игры:

1. По характеру заданий правил  и распределения ролей: для имитационных  игр характерна жесткая процедура, с четким описанием ролей и  правил действия, в репрезентационных  играх задания носят свободный характер с ориентацией на ситуацию игры.

2. По способу информационного  обеспечения: в имитационных играх, как уже отмечалось, применяется  большой объем информации описывающей  объект; в репрезентационных играх  упор делается на ту информацию, которая уже известна участникам.

3. По степени личностной включенности: в имитационную игру участники  включаются строго в рамках  заданной роли, репрезентационные  игры требуют полной личностной  включенности.

4. По способности игры к саморазвитию: имитационные игры, как правило, представляют собой завершенную форму, репрезентационная игра стремится к саморазвитию.

5. По характеру принимаемых решений: в имитационных играх происходит  апробация решений, разработанных  в ходе исследования проблемы, в репрезентационных играх решения зачастую неизвестны, разрабатываются в ходе самой игры, что сближает эти игры с методами экспертизы.

6. По основной функции: имитационные  игры носят, как правило, обучающий  характер, для репрезентационных  игр характерны исследовательские и развивающие функции.

7. По ситуации, являющейся предметом  игры: основой имитационных игр  являются стандартные, типовые ситуации; в репрезентационных играх моделируются  ситуации с высокой степенью  неопределенности. 

Инновационная игра: специфика исследовательских задач и сущность

Информация о работе Моделирование социально-экономических процессов