Методы и механизмы повышения эффективности управления муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется институциональными и структурными преобразованиями в экономике страны и её регионах, введением в действие Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», происходящими переменами в управлении муниципальными предприятиями, обусловливающими необходимость повышения эффективности управления муниципальной собственностью как основы социально-экономического развития муниципального образования. Управление муниципальной собственностью в настоящее время осуществляется преимущественно по ресурсному принципу и сводится, как правило, к учёту и размещению ее объектов в рамках экономического пространства муниципальных образований с целью пополнения доходов их бюджетов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические подходы к управлению собственностью муниципальных
образований
Генезис категории "собственность", закономерности её происхождения и трансформации
Собственность муниципального образования как система экономических отношений и совокупность правомочий
Собственность муниципального образования как актив развития социально-экономической системы: субъекты и объекты права муниципальной собственности
2. Экономические ресурсы функционирования и развития муниципальной
собственности
Активы муниципальных образований в Российской Федерации, как экономическая основа местного самоуправления
Анализ доходов муниципальных образований (на примере Московской области)
Формирование системы управления муниципальной недвижимостью
3. Современные подходы к повышению эффективности управления муни
ципальной собственностью
Институциональные компоненты муниципальной собственности, как ресурс её эффективного использования
Возможности повышения доходов муниципального образования (на примере города Коломны Московской области)
Совершенствование методического, организационного обеспечения управления в сфере формирования и учёта имущественных активов.
Повышение эффективности взаимодействий хозяйствующих субъектов с органами управления муниципальной собственностью на основе контрактных отношений.
Выводы и рекомендации Список литературы

Файлы: 1 файл

Методы и механизмы повышения эффективности управления муниципаль.doc

— 605.50 Кб (Скачать файл)

Практическая  значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней методические положения и практические рекомендации по управлению муниципальной собственностью могут быть использованы в деятельности региональных и муниципальных органов управления, при разработке документов законодательного, нормативного, программного характера, регламентирующих процессы управления муниципальным казенным имуществом и трансакциями в данной области.

 

Результаты  научных исследований автора вошли в нормативно-правовые документы и методические разработки, принятые органами местного самоуправления в период 2001-2005гг. и направленные на совершенствование управления муниципальным казённым имуществом в городах Московской области. ("Механизм реализации методов повышения эффективности управления муниципальной собственностью" (2001г.), "Положение "О реестре муниципальной собственности города Коломны" (ноябрь 2002г.), "Положение "О муниципальном казенном имуществе" (август 2003г.), "Практические предложения по обмену информацией и предоставлении данных Межрайонной налоговой инспекции" (январь 2004), "Практические методы повышения эффективности управления собственностью муниципального образования за счёт снижения трансакционных издержек" (2005г.).

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования изложены в открытых публикациях, докладывались на научно-практических конференциях "Приоритетные направления развития региональной экономики" (Коломна, октябрь 2002 г.), "Социально-экономические и правовые проблемы российских реформ" (Москва 2003г.), "Экономическая наука современной России" (Москва, ноябрь 2003 г.), "Стратегическое планирование и развитие имущества предприятий" (Москва, февраль 2004 г.).

 

Глава 1. Теоретические подходы к управлению собственностью муниципальных образований

Начиная исследование какого-либо явления или процесса (физического, социального, экономического, юридического и т.д.) необходимо критически проанализировать, обобщить и классифицировать различные точки зрения по данной теме и на этой основе сформировать своё видение проблемы, опираясь на позитивные достижения предшественников и коллег, работающих над аналогичными вопросами параллельно. Кроме того, важно сформулировать методологические принципы, которых необходимо придерживаться в научном исследовании, определить его аналитические рамки и сделать необходимые допущения. Именно решению этих задач преимущественно и посвящена данная глава, ориентированная на анализ категории "собственность" и выделение экономическо-правового поля функционирования данного института.

1.1. Генезис категории "собственность", закономерности её происхождения и трансформации

Прежде чем  остановиться на отличительных характеристиках  и формах собственности, необходимо зафиксировать и дать предварительный анализ самого понимания основных категорий собственности, поскольку выявление, уточнение и определение существующих связей, составляющих содержание любого закона и понятия, предшествует обозначению данной дефиниции. Действительно, наиболее логично любое исследование начинать с самого определения и освещения предмета и затем переходить к рассмотрению отдельных, интересующих нас сторон. Фиксация теоретико-методологического понимания категорий является обязательным и исходным моментом. Это позволит выработать не только собственную точку зрения, но и адекватно представить правильность развития и формирования института собственности, а также позволит сделать ретроспективный взгляд на недавно прошедшие процессы преобразования собственности и сформировать собственную, субъективную точку зрения.

Характер, наблюдаемый  сегодня в стране экономической  и социально-политической ситуации, несомненно, свидетельствует о реальных положительных сдвигах. С формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской

9

 

Федерации сложилась  достаточно разработанная нормативная  база, регулирующая сферу приватизации. Система современного законодательства существенно отличается в лучшую сторону от массива актов, действовавших на протяжении 90-х годов. Однако заметим, что глубокая проработка процедурных вопросов приватизации сама по себе не дает гарантий обеспечения «прозрачности» в организации и проведении приватизационных сделок и равенства покупателей, особенно в условиях сохранения системной коррупции. Естественно это ведёт к дестабилизирующей обстановке. Таким образом, ясно одно, возникла необходимость в создании новых институциональных структур, ориентированных на легализацию экономических процессов. Это, в свою очередь, требует значительно большей продуманности и завершенности государственных механизмов и инструментов управления на всех уровнях. Последнее, несомненно, усиливает также роль и значение базовых институтов и практических инструментов экономического механизма федеративных отношений, призванных сформировать на этапе стабилизации и подъема основной "каркас" форм и методов адекватной управляемости народным хозяйством, его социальной сферой.

Вырезано.

Для заказа доставки полной версии работы

воспользуйтесь поиском на сайте www.mydisser.com.

Ускоренного сокращения муниципальных предприятий, либо урезания прав хозяйствования, не должно быть, так как при подходе с точки зрения прав собственности объектом внимания становится то обстоятельство, что едва различимые изменения в содержании прав собственности могут породить изменения функционирования экономической системы на макроуровне и привести к стагнации экономики. В сложившейся ситуации возможно применение ряда инструментов, ориентированных на целевое использование имеющихся в распоряжении ресурсов. Кроме того, необходимо параллельно создавать рыночный механизм, позволяющий естественным образом влить муниципальные предприятия в конкурентную экономическую среду. Нельзя полагать, что рыночная система сама по себе отрегулирует возникающие проблемы и создаст условия для организации процессов управления муниципальной собственностью.

Режим управления муниципальной собственностью зависит  и от характера самих объектов собственности, и прав на них. Так, средства местного бюджета в виде финансовых ресурсов, хранящихся на счетах муниципального образования в учреждениях банка, имеют строго целевое назначение и распределяются в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления. Особым правовым режимом управления и использования обладают принадлежащие муниципальным образованиям акции и другие ценные бумаги, удостоверяющие право требования на доли в установленных капиталах немуниципальных предприятий. Указанные ценные бумаги позволяют муниципальным органом управлять не принадлежащим им на праве собственности имуществом муниципальных предприятий и получать за владение ими дивиденды и другие отчисления от прибыли этих предприятий. Однако стоит заметить, что этот институт управления ценными бумагами является малоэффективным и основная причина в слабой правовой и экономическо-социалыюй разработке муниципального представительства. При всем том, что этот институт на практике показал себя неэффективным, все же сохраняется доля государственного и муниципального участия в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ. В данном случае интересно посмотреть анализ проблем и конкретные примеры, рассмотренные В.Л. Тамбовцевым. Данное исследование построено на глубо-

33

 

ком экономическом  анализе нормативно-правовых актов  и веско обосновывает несостоятельность многих позиций государственного сектора из-за "законодательного невнимания", тем самым "значительным образом ослабляя формируемую рыночную инфраструктуру" [124, С Л 09-122].

Таким образом, в целях обеспечения эффективности корпоративного управления со стороны муниципалитетов не следует сохранять миноритарные пакеты акций в компаниях, если к этому нет особых оснований с точки зрения общих муниципальных интересов. Если по какой либо причине необходимо сохранить долю участия муниципалитета в акционерном обществе, то целесообразно стремиться к получению мажоритарного (контрольного) пакета акций. Управление всем муниципальным пакетом акций конкретной компании должно быть сконцентрировано в руках одного органа исполнительной власти.

В научно-исследовательской  экономической литературе концепции  прав собственности придается более широкий смысл, где как подчеркивает Alchian, включаются и социальные нормы, которые непременно диктуют условия пользования данным институтом права. Необходимо отметить, что для больших общностей людей, которые предполагают в значительной мере деперсонализацию отношений, принципиальное значение имеет система формальных правил, которая выстраивается, по Д.Норту, в иерархию: 1) политические (или конституционные) правила, 2) экономические правила и 3) контракты [177, С.47-48]. В ее рамках экономические агенты используют различные институциональные соглашения или упорядочивающие, направляющие структуры. Ключевое значение для образования и развития системы формальных правил, обеспечения их интерпретации и соблюдения имеет государство (муниципалитет). Таким образом, само существование и качественные характеристики государства поставлены в зависимость от тран-сакционных издержек [41, С.64-65].

Вырезано.

Для заказа доставки полной версии работы

воспользуйтесь поиском на сайте www.mydisser.com.

Современное российское законодательство выделяет в качестве муниципального собственника «муниципальное образование». При этом юридический комментарий трактует данное положение однозначно: «Субъектами права публичной - государственной и муниципальной - собственности выступают соответствующие государственные и муниципальные публично-правовые образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., а также муниципальные образования (города, районы и прочее), но не их органы власти и управления» [86, С. 119]. Однако «муниципальное образование» - понятие несколько,

39

 

в данном случае, условное, и, если обратиться к полному его определению в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то под ним понимается городское, сельское поселение и иная населенная территория [75, С.82]. По сути, при определении субъекта собственности под муниципальным образованием, понимается население административно-территориальной единицы, постоянно проживающее на ее территории, обладающее правом принимать участие в решении социально-экономических и других вопросов местного значения. По мнению Г.Н. Еременко, «суверенным субъектом отношений муниципальной собственности выступает население, ассоциации граждан, проживающих на данной территории. Собственнику принадлежит право владения, распоряжения и пользования объектами собственности. Но на практике эти функции могут быть переданы другим субъектам: в первую очередь ... местной администрации и органам общественного территориального самоуправления, которые выступают владельцами собственности, распоряжаются ею и используют ее» [50, С.9].

Население муниципального образования несет в себе совершенно новые качества и, по существу, находится на более высокой социальной ступени развития (самоуправлению необходимо еще научиться), поэтому это новое качественное состояние населения "достойно" дополнительного отдельного термина. Так, население муниципального образования, которое осуществляет свое право на местное самоуправление, представляется возможным назвать "местным сообществом". В странах Европы используется термин "местные коммуны" или просто "коммуны". В соответствии с нашей терминологией можно сказать, что местное сообщество - основной субъект управления и изначальный источник власти органов местного самоуправления.

В тех случаях, когда местное сообщество не имеет  технической и организационной возможности осуществлять местное самоуправление непосредственно, оно передает часть функций и полномочий по осуществлению местного самоуправления от своего имени органам местного самоуправления. В этом случае органы местного самоуправления выступают в роли субъекта управления. В подавляющем большинстве муниципальных образований местное сообщество формирует органы местного самоуправления. Так, в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном

40

 

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

БИБЛИОТЕКА

взаимодействии  жителей этой территории. Поэтому  местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.

Вместе с  тем в рамках конституционных  категорий право народа на муниципальную собственность должно быть обеспечено. Содержание этого права выражается, прежде всего: в обеспечении воли собственника по формированию и распоряжению муниципальной собственностью; в формировании основных целей и задач управления муниципальной собственностью; установлении пределов распоряжения муниципальной собственностью; в контроле за использованием активов.

Этими правами  нельзя пренебречь, сославшись на сложности внедрения их отраслевыми правовыми инструментами и величину возможных экономических издержек. Ясно одно, в данных предложениях отражается объективная потребность сегодняшнего российского общества. Поэтому конституционно правовой аспект муниципальной собственности требует признания качества самостоятельных субъектов права муниципальной собственности для такой категории как население муниципальных образований. Возникает традиционная проблема включения этих субъектов в общепринятые схемы права собственности. В связи с этим можно предложить несколько вариантов ее решения [94, С. 157].

Информация о работе Методы и механизмы повышения эффективности управления муниципальной собственностью