Методика разработки и механизм реализации региональных целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Целью исследования является анализ и изучение Федеральной Целевой Программы «……».
Цель данной работы обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать основные аспекты Федеральных Целевых Программ в России.
2. Дать оценку Федеральной Целевой Программы «…….».
3. Оценить результаты деятельности ФЦП «…..» и перспективы ее дальнейшего развития.

Файлы: 1 файл

курсовая целевые программы.docx

— 28.24 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее время постоянно  расширяется практика регионального  программирования. Ряд субъектов  Российской Федерации осуществляют эту работу в рамках федеральных  целевых программ.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его  социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для  государства инвестиционных и научно-технических  проектов, направленных на решение  системных проблем, входящих в сферу  компетенции федеральных органов  исполнительной власти.

Объектом исследования является Федеральная Целевая Программа  «…..».

Предметом исследования в  данной курсовой работе является анализ целевых программ.

Целью исследования является анализ и изучение Федеральной Целевой  Программы «……».

Цель данной работы обусловила постановку следующих задач:

1. Проанализировать основные  аспекты Федеральных Целевых  Программ в России.

2. Дать оценку Федеральной  Целевой Программы «…….».

3. Оценить результаты  деятельности ФЦП «…..» и перспективы ее дальнейшего развития.

В работе использованы такие  методы, как анализ, синтез, индукция, статистический, которые позволили  проанализировать ФЦП «Мировой океан».

Информационная база представлена общими сведениями о Федеральной  Целевой Программе «Мировой океан», научной литературой по теме исследования, учебной литературой, интернет-ресурсами.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные знания из исследования могут использоваться и реализовываться современным  поколением, и практиковаться на предприятиях. Реализация ФЦП Мировой океан  должна обеспечить повышение обороноспособности страны на морских рубежах, укрепить экономический и сырьевой потенциал страны, улучшить снабжение населения продуктами питания, его информированность и защиту от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с процессами, происход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные теоретические аспекты

    1. Специфика региональных программ

Региональные целевые  программы - комплексные программы  решения крупных, настоятельных  социально-экономических проблем  региона; предоставляют часть федеральных  программ или являются самостоятельными.

В условиях неравномерного социального и экономического положения  регионов, потребности освоения природных  ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной  структуры, обеспечения занятости  населения необходимо использование  новых эффективных методов воздействия  на экономику. Среди них - программно-целевое  прогнозирование, позволяющее квалифицированно и надежно в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных  регионов в рамках единой региональной политики государства.

Разработка региональных программ - это целенаправленный процесс  мобилизации всех возможностей регионов различных  уровней.

Региональные программы - это разновидность целевых комплексных  программ, служащих инструментом регулирования  и управления экономического, социального  и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для  решения неотложных, первоочередных проблем.

Большое разнообразие и экономическая  специфика регионов обусловили многообразие видов региональных программ экономического развития. В укрупненном плане  можно выделить три вида программ, значительно отличающихся по содержанию.

Первый вид региональных программ – программы развития регионов, хронически отстающих по уровню главных  социально-экономических индикаторов (занятости и душевым доходам) от среднего показателя по стране. Средством  решения социальных проблем таких  территорий является индустриализация или модернизация сельского хозяйства.

Второй вид региональных программ – программы развития депрессивных регионов, т.е. промышленно (иногда сельскохозяйственно) развитых, но пришедших в упадок по различным причинам. Средством  решения подобных проблем может  быть реструктуризация отраслей (изменение  специализации региона) и использование  стратегии диверсификации производства в нем. Третий вид региональных программ – программы хозяйственного освоения относительно новых территорий. Это программы особого типа, поскольку речь идет о слабозаселенных или вовсе незаселенных территориях.

А также выделяют:

- По срокам: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

- По содержанию: производственно-экономические, социально-экономические, научно-технические, инновационные, экологические, ресурсные.

- По субъектам управления: федеральные, областные, районные, городские.

Специфика региональных программ состоит в том, что они формируются  и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекает из общегосударственных и территориальных интересов.

Программные мероприятия  осуществляются в границах географически  ограниченного региона, единицы  административно-территориального деления  РФ. Управление проектированием и  реализацией региональных программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование региональных программ осуществляется, в основном, за счет субсидий государства. Другими  источниками являются иностранные  инвестиции, частные капиталовложения.

По сравнению с государственными, региональные программы отличаются небольшими объемами работ и ресурсных  затрат и обладают: целевой направленностью, точной адресностью, ограниченными  временными интервалами, и увязываются  с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Механизм реализации региональных программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона  и систему общероссийского рынка.

Основные задачи региональных программ:

1) выравнивание межрайонных  различий по показаниям экономического, социального и научно-технического  развития;

2) формирование оптимальной  территориальной и отраслевой  структуры экономики; 

3) сбалансированное (бездефицитное)  региональное хозяйствование в  условиях рынка; 

4) максимально эффективное  использование материальных, природных  и трудовых ресурсов региона; 

5) развитие производственных  сфер в соответствии с государственной  селективной структурной политикой; 

6) охрана окружающей среды; 

7) преодоление последствий  стихийных бедствий и техногенных  аварий;

8) формирование инфраструктуры  информационного обеспечения органов  управления и хозяйствующих субъектов; 

9) духовное возрождение  регионов, сохранение их исторического  наследия, укрепление культурного  потенциала, стабилизация общественно-политической  и правовой обстановки.

 

 

    1. Методика разработки и механизм реализации региональных целевых программ.

Разработка региональных программ - целенаправленный процесс  мобилизации всех возможностей регионов различных уровней.

Инициаторами разработки федеральных программ регионального  развития чаще всего выступают администрации  субъектов федерации. Обоснования  предлагаемой программы включают формирование важнейших проблем, требующих программной  проработки, анализ причин их возникновения, оценку возможной социально - экономической  эффективности программы, потребностей в ресурсах и возможных источников их осуществления, рекомендации о составе  государственных заказчиков, разработчиков  и исполнителей программы. В процессе подготовки программы разрабатывается  концепция, различные сценарии и  прогнозы, применяются разнообразные  аналитические методы. Программы, разрабатываемые  на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать:

а) перечень основных, решаемых ею задач;

б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых  она реализуется;

в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов  используемых при осуществлении  этих мероприятий ресурсов;

д) распределение заданий по срокам и исполнителям.

Типовая структура программы  включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное  обеспечение, механизм реализации, организационный  аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы. В региональных программах учитываются цели социально-экономического развития соответствующего региона, направления структурной и научно-технической политики, законодательных и институциональных преобразований, прогнозы развития региональных и общегосударственных потребностей, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния субъекта Российской Федерации и страны в целом, а также международные договоренности. При отборе конкретных производственных объектов и проектов основным фактором является не нарушение равных конкурентных условий и возможность обеспечить максимальную экономическую и бюджетную эффективность.

Для региональных программ разрабатываются паспорт программы, технико-экономическое обоснование, бюджетная заявка (для программ, финансируемых из бюджета). Решение крупномасштабных межотраслевых (отраслевых) и региональных проблем, как правило, связано с разработкой и реализацией федеральных целевых программ, которые следует рассматривать в качестве одного из средств структурной и региональной политики государства. Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

Программная разработка решения  проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом  социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующей  территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Приоритет имеют те проекты и производственные объекты, где предоставление бюджетных средств предполагается в основном на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов. На макроуровне важно определить главные социально-экономические задачи развития народного хозяйства. На уровне отраслей и регионов - приоритеты, обеспечивающие достижение основных задач государства (они должны быть основными и для этого уровня), и приоритеты, не связанные с ними. Приоритеты можно разделить на группы:

- структурные приоритеты - развитие отдельных отраслей или регионов;

- приоритеты научно-технического прогресса;

- социальные приоритеты;

- приоритеты в области совершенствования управления и хозяйственного механизма.

Особо выделяются чрезвычайные программы, разрабатываемые для  экстремальных ситуаций, например, для ликвидации последствий стихийных  бедствий, смягчения надвигающегося социального взрыва, восстановления разрушенного войной хозяйства и  др. Особенность таких программ - высокая доля административных методов в механизме их реализации. Можно выделить следующие основные этапы разработки целевых программ:

- Выбор объекта программы - объект должен представлять стратегический приоритет; программа не должна носить слишком широкий характер, охватывая план развития целой отрасли, но и не быть чрезмерно узкой, не обеспечивая прорыва.

- Построение «дерева целей» - по каждой отобранной программе определяются генеральная цель, конкретизирующие ее цели первого, второго, а если потребуется, то и третьего уровней. Цели следует формулировать максимально конкретно, избегать формулировок типа «повысить уровень», «расширить» и т.п., выполнение которых невозможно проверить.

- Обоснование системы мероприятий, необходимых для достижения целей программы, адресность этих мероприятий (кто и когда должен их выполнить), построение в случае необходимости сетевого графика реализации программы, определение критического пути.

- Структуризация программы, определение подпрограмм, блоков проектов и отдельных проектов. Он должен обеспечить определенный программный результат. При этом определяется набор первоочередных проектов, их выполнение распределяется по годам реализации программы с учетом значимости для конечного результата имеющихся ресурсов.

- Оценка ресурсов (прежде всего на НИОКР1 и инвестиций), необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом, возможных источников финансирования и условий их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка и т.п.).

- Маркетинговые исследования, определение возможного объема выпуска, цен и эффективности программных продуктов, сроков окупаемости проектов, подсистем и программы в целом. Заведомо убыточные проекты и программы исключаются.

- Создание целевых оргструктур, подготовка кадров. Обычно создается целевая оргструктура для реализации программ. По каждой подпрограмме, а также по каждому проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор.

- Контроль и прием работ. Необходимо осуществлять внепрограммный контроль за ходом и результатом выполнения программы, с тем чтобы своевременно внести в нее коррективы, проводить приемку каждого законченного проекта, подсистемы, каждой очереди программы, сопоставляя полученные результаты с заданными целями и проектом.

Разработка и реализация целевых программ осуществляется на основании «Порядка разработки и  реализации федеральных целевых  программ и межгосударственных целевых  программ, в осуществлении которых  участвует Российская Федерация», утвержденного  постановлением Правительством Российской Федерации от 26.06.95 № 594.

После завершения разработки проекта программы государственный заказчик организует согласование предусмотренных в нем мероприятий и источников финансирования с федеральными министерствами и ведомствами, органами власти субъектов федерации, предпринимательскими структурами - исполнителями программы. А также заказчик целевой программы:

а) осуществляет отбор исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции  по каждому программному мероприятию, отбор осуществляется на конкурсной основе, с последующим заключением  договора (контракта);

Информация о работе Методика разработки и механизм реализации региональных целевых программ