Местное самоуправление в России: исторические традиции и реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:43, лекция

Описание работы

Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления.
Управление - это воздействие, «поступающее» в систему извне.
Самоуправление - это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

Содержание работы

Введение
1. Определение и общие принципы местного самоуправления (МСУ).
2. Основные теории местного самоуправления.
3. Реформа местного самоуправления 2003-2008 гг.: итоги и перспективы.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

лекция т1.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Местное самоуправление

Тема: Местное самоуправление в России: исторические традиции и реформы

план:

Введение

  1. Определение и общие принципы местного самоуправления (МСУ).
  2. Основные теории местного самоуправления.
  3. Реформа местного самоуправления 2003-2008 гг.: итоги и перспективы.

Заключение

Литература 

Введение

     Каждая  общественная формация характеризуется  определенным сочетанием управления и  самоуправления.

     Управление - это воздействие, «поступающее» в систему извне.

     Самоуправление - это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

     Любая сложная социально-экономическая  система предполагает децентрализацию  управленческих функций. Представители  каждого уровня управления имеют  свои обязанности, ресурсы и полномочия для их выполнения, несут определенную ответственность за принимаемые решения.

     В РФ как демократическом государстве  признается самоуправление территориальных  единиц разных уровней: субъектов Российской Федерации в рамках федеративного  государства, местное самоуправление в муниципальных образованиях, территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования. Местное самоуправление в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем.

     Суть  местного самоуправления состоит в  признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

     В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.

     Целью данной лекции является изучение особенностей становления и развития местного самоуправления в России с учетом ее исторических особенностей и международного положения. 
 

     Вопрос 1. Определение и  общие принципы местного самоуправления (МСУ).

     Общепризнанные  установки и ценности международной  демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления, получили отражение в Европейской Хартии местного самоуправления - документе, принятом Советом Европы 15 октября 1985 года и ратифицированном в Российской федерации в 1998 году. В ней дается следующее определение местного самоуправления:

     «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

     Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем  свободного, тайного, равного, прямого  и всеобщего голосования. У советов или  собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает».

     Что касается российского законодательства, то в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятом 28 августа 1995 года № 154-ФЗ (в дальнейшем – ФЗ № 154), была приведена следующая формулировка:

     «Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

     В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в дальнейшем - ФЗ № 131), говорится следующее:

     «Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными закона                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               ми - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».

     Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в Федеральном законе 1995 года акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в Федеральном законе 2003 года - как на форму осуществления народом своей власти. Очевидно, важно и то и другое.

     Отличие формулировок российских законов от Европейской Хартии местного самоуправления состоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов  местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает прежде всего само население и уж затем - органы местного самоуправления. В то же время Европейская Хартия говорит не только о праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация Европейской Хартии требует учета всех ее отправных положений. В ней установлено, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны».

     Конституцией  РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     Организация местного самоуправления осуществляется на основе ряда общих принципов. К их числу относятся:

     самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;

     организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с  органами государственной власти в  решении общих задач;

     соответствие  материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

     ответственность органов и должностных лиц  местного самоуправления перед населением;

     многообразие  организационных форм осуществления  местного самоуправления;

     соблюдение  прав и свобод человека и гражданина;

     законность  в организации и деятельности местного самоуправления;

     гласность деятельности местного самоуправления;

     сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;

     государственные гарантии местного самоуправления.

     Все эти принципы и признаки в тех  или иных формулировках закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления и в Конституции РФ.

     Таким образом, местное самоуправление - это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними. 

    Вопрос 2. Основные теории местного самоуправления. 

Название  теории Основные  признаки теории Представители
1. Общественная  теория Строгое разграничение  государственных и общественных (общинных) дел О. Ресслер, Р. Моль, А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков
1.1 Хозяйственная  теория Приоритет хозяйственной  самостоятельности общины Р. Моль и А. Васильчиков
1.2 Юридическая  теория Приоритет юридической  самостоятельности общины Л. Штейн
1.3 Политическая  теория Приоритет принципа отделения должностных лиц общины от государственных служащих Р. Гнейст
2. Государственная  теория Общинные дела - часть государственных дел, переданных для исполнения на местах Р. Гнейст, Л. Штейн, Н.И. Лазаревский , А.Д. Градовский, В.П. Безобразов
3. Государственно- общественная теория Выполнение  общиной как местных, так и государственных дел  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопрос 3. Реформа местного самоуправления 2003-2008 гг.: итоги и перспективы.

     2009 год знаменовал собой новый  этап в развитии системы публичной  власти в России. В результате  реформы местного самоуправления 2003-2008 гг. впервые в нашей современной  истории публичная власть начинает полноценно работать на самом близком к населению уровне – в масштабах сельских и городских поселений. Сейчас уже можно говорить, что поселенческие органы местного самоуправления заработали и приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах.

     При всех неизбежных издержках и оговорках, нельзя отрицать главного:  муниципальная реформа в России состоялась. Произошедшие изменения носят необратимый характер – они приняты всеми заинтересованными лицами и рассматриваются, в основном, как дающие потенциал для дальнейшего развития.

     Местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает  положительный опыт функционирования в качестве полноправного института  и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования. Неслучайно, ставя в Послании Федеральному Собранию задачи по развитию институтов демократии, повышению уровня и качества народного представительства во власти, Президент России Д.А. Медведев акцентировал те аспекты этой работы, которые непосредственно связаны с низовыми уровнями публичной власти:

     «Созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию «сверху») демократические учреждения  должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых, доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению»1.

     Реализация реформы предполагала отход от традиционной для России моноцентрической модели организации власти, характеризовавшейся организационным единством, вертикально интегрированными структурами, приоритетом государственных функций над началами самоуправления, и внедрение европейских континентальных стандартов (в частности, германского опыта). В России создавалась двухуровневая система местного самоуправления (муниципальные районы и поселения), причем каждый уровень рассматривался как функционирующий автономно от других и от государственной власти с четким разграничением предметов ведения и полномочий. В этом виделся залог создания подлинно самоуправляющейся системы публичной власти низового уровня. То, что эти задачи не удалось реализовать в полном объеме, ни в коем случае нельзя считать провалом реформы.

     Заложенная  в Федеральном законе №131-ФЗ европейская  модель местного самоуправления, столкнувшись с российской реальностью, дала в  практическом воплощении набор различных  моделей.

     На  реальном воплощении реформы в жизнь  и становлении новой системы  местного самоуправления, вводимой Федеральным законом №131-ФЗ,  сказался целый набор факторов и противоречий: централизация или децентрализация? Унификация или местная специфика? Где взять ресурсы? Город и деревня. Реформирование реформы?

Информация о работе Местное самоуправление в России: исторические традиции и реформы