Местное самоуправление в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредствам целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ………………………………….5
1.1. Сущность, цели и задачи……………………………………………………5
1.2.Понятие и состав правовой базы местного самоуправления……………10
1.3.Структура органов местного самоуправления……………………………11
1.4.Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении………16
ГЛАВА 2.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..29

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ГОСУДАРСТВО.docx

— 52.58 Кб (Скачать файл)

Правотворческая инициатива граждан - право жителей на внесение в органы местного самоуправления собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовым актам по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом. Ее минимальная численность (не превышающая 3% числа избирателей муниципального образования) устанавливается правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Как правило, обращения граждан  по вопросам принятия муниципальных  правовых актов оформляются в  виде письменных коллективных обращений  к представительному органу муниципального образования (иногда их называют петициями). В них обосновывается необходимость  принятия того или иного правового  акта и предлагается его проект. В муниципальном образовании  может устанавливаться порядок  сбора подписей под петицией.

Проект муниципального правового  акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом  местного самоуправления, к компетенции  которого относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня его внесения. При этом представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность излагать свои позиции при рассмотрении внесенного проекта. Если принятие муниципального правового акта относится к компетенции представительного органа местного самоуправления, указанный проект рассматривается на его открытом заседании с участием представителей населения.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового  акта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей  его инициативной группы граждан.

Обращения граждан

Конституция РФ (ст. 33) и Федеральный  закон устанавливают право граждан  на индивидуальные и коллективные обращения  в органы местного самоуправления, к депутатам и должностным  лицам. Существует несколько видов  обращений: предложения, заявления, жалобы5.

Предложение - обращение гражданина или группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муниципальных органов и организаций, совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности местного сообщества. Жалоба - обращение гражданина или группы граждан по поводу нарушения их прав или охраняемых законом интересов. Заявление - обращение гражданина или группы граждан по поводу реализации принадлежащих им или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.

Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение месяца обязаны рассмотреть  обращение гражданина (граждан) и  дать на него письменный ответ. Для  этого они имеют право запрашивать  и получать от органов государственной  власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций сведения и материалы, необходимые для  рассмотрения обращений.

Порядок рассмотрения обращений  граждан в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом  местного самоуправления порядка и  сроков ответа на обращения граждан законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.

Таким образом, обращения  граждан в органы местного самоуправления, являясь одной из форм их участия  в осуществлении местного самоуправления, служат также гарантией защиты их прав и законных интересов. Умение местной  власти работать с обращениями граждан, своевременно и компетентно реагировать  на них является одним из важных критериев ее дееспособности, залогом  успеха на очередных выборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

С 2002 г. в России началась административная реформа, призванная повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко  разграничить между ними полномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Существенным компонентом этой реформы стала  реформа местного самоуправления.6 В 2003 г. был принят новый Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В дальнейшем в него был внесен ряд изменений и дополнений. В полную силу новый закон о местном самоуправлении вступает с 1 января 2009 г., а сейчас в порядке эксперимента реализуется в Ставропольском крае и Новосибирской области. В Ставропольском крае приняты законодательные акты: о границах муниципальных образований, по вопросам организации местного самоуправления на территориях районов и о межбюджетных отношениях. Указанные нормативные акты меняют структуру местных органов власти, закрепляют двухуровневый местный бюджет (зафиксировано образование 9 городских округов, 26 муниципалитетов на районном уровне и 280 - на поселенческом, общее количество муниципальных образований в Ставропольском крае насчитывает 315) и регулируют взаимоотношения между органами государственной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав Ставропольского края.

Федеральный закон от 6 октября. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» обозначил  следующий этап реформы местного самоуправления, цель которой заключается  в том, чтобы, с одной стороны, приблизить органы местного самоуправления к населению, с другой -- сделать  их ответственными перед государством. В результате улучшились правовые условия  для организации местного самоуправления. Большее внимание в нормах Федерального закона 2003 г. уделяется регулированию  бюджетного процесса в муниципальных  образованиях, межбюджетному регулированию, процессам выравнивания применительно  к разным типам муниципальных  образований. Однако эффективность  этих процессов во многом будет зависеть от наличия соответствующих норм в Бюджетном и Налоговом кодексах, определяющих доходную базу местных бюджетов.

Таким образом, подходы к  регулированию муниципальных отношений  указывают на стремление Президента Российской Федерации и федерального законодателя совершенствовать муниципальную  систему страны, создать условия  для развития инициатив и ответственности  населения в решении вопросов жизнеобеспечения муниципальных образований, укрепления народовластия на местном  уровне. Это дает основание сделать  вывод о начале нового этапа реформы  местного самоуправления как одного из важных направлений реформы всей системы управления обществом и  государством, базирующейся на принципах  конституционного федерализма и  народовластия.

Реформу местного самоуправления в современной России следует  рассматривать как часть общего процесса становления новой российской государственности, который обусловливает  существенные качественные изменения  во многих сферах жизни общества и  государства. Естественно, этот процесс  связан с целым комплексом экономических (затянувшийся процесс перехода к  рыночным отношениям), финансовых (ограниченность доходной базы и несбалансированность местных бюджетов), социальных (распад существовавшей социальной инфраструктуры, резкое снижение уровня жизни населения  и т.д.), политических (падение доверия  населения к институтам власти) трудностей.

Выделяют следующие проблемы развития местного самоуправления в  Российской Федерации:

  1. Финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и их ресурсным обеспечением; невозможность по финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти, зачастую дестабилизируя обстановку на местах;
  2. Слабость гражданского общества, низкий уровень общественной активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления;
  3. Сопротивление бюрократии всех уровней, которая видит в местном самоуправлении угрозу своему благополучию, привычным методам управления;
  4. Недооценка важности реформы местного самоуправления, вылившаяся в неурегулированность межбюджетных отношений;
  5. Дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс становления местного самоуправления должен быть неизбежен  в рамках формирования правового  государства и гражданского общества в России, а поэтому необходим  поиск путей, юридических и организационных  форм и определенных кадровых решений  для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально  и в законных рамках упрочил систему  демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я  могу сказать, что в целом местное  самоуправление в нашей стране развивается  положительно, и перспективы его  дальнейшего развития можно также  оценить позитивно.

Учитывая многообразие субъектов  правового регулирования, а также  то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово-экономической  основы, некомплектность правового  регулирования), целесообразно не строить  расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно. Совершенствование  организационных структур местного самоуправления требует применения программно-целевых технологий организационного проектирования, позволяющих сохранить  целостность организации.

В заключение, я хочу сказать, что для России вопрос о местном  самоуправлении остается открытым, т.к. еще не решены многие проблемы связанные  с местным самоуправлением. Но можно  сказать, что местное самоуправление в России успешно функционирует, а дальнейшее развитие и улучшение  системы местного самоуправления можно  охарактеризовать как перспективную  цель для страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глазунова Н.И. Система  государственного и муниципального  управления: учеб. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 632с.

2. Конституция Российской федерации (с гимном России).- Москва: К65 Проспект, 2012.-32 с.

3. Кобилев А.Г. Муниципальное  управление и социальное планирование  в муниципальном хозяйстве/ А.Г.  Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 608с.

4. Парахина В.Н. Муниципальное  управление: учеб. пособие/ В.Н. Парахина, Е.В. Галлеев, Н.Н. Ганшина. - М.: КНОРУС, 2007. - 496с.

5. Система муниципального  управления: учебник для вузов, 3-е  изд./ Под ред. В.Б. Зотова. - Спб.: Питер, 2007. - 560с.

1 Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 632с.

2 Парахина В.Н. Муниципальное управление: учеб. пособие/ В.Н. Парахина, Е.В. Галлеев, Н.Н. Ганшина. - М.: КНОРУС, 2007. - 496с.

3 1.Кобилев А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве/ А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 608с. 2.Система муниципального управления: учебник для вузов, 3-е изд./ Под ред. В.Б. Зотова. - Спб.: Питер, 2007. - 560с.

4 Конституция Российской федерации (с гимном России).- Москва: К65 Проспект, 2012.-32 с.

5 Конституция Российской федерации (с гимном России).- Москва: К65 Проспект, 2012.-32с.

6 Federalnyy …ot-6…2003g-131-fz-ob…


Информация о работе Местное самоуправление в РФ